Курсовая с практикой на тему Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6
1.1. Нарушения речи у детей дошкольного возраста 6
1.2. Основы логопедического обследования детей дошкольного возраста с нарушениями речи 11
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 20
2.1. Описание и проведение логопедического обследования детей дошкольного возраста с нарушениями речи 20
2.2. Анализ данных логопедического обследования детей дошкольного возраста с нарушениями речи 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ф
Введение:
Актуальность темы исследования. Главная задача дошкольного образования заключается в подготовке ребенка к обучению в школе. Именно поэтому программы дошкольных учебных заведений предусматривают формирование у детей соответствующих предпосылок к усвоению школьных знаний, умений и навыков для успешного перехода к школьному обучению. Без соответствующей подготовки в дошкольном возрасте такой переход может затянуться. Особенно сложно к условиям школьной жизни адаптируются дети с нарушением речи, ведь общение является залогом успешной, полноценной жизни. Формирование произношения происходит в процессе общения и зависит от развития лексической, грамматической и интонационно-ритмической сторон, то есть от развития языка в целом. Использование различных языковых средств в процессе речевого развития определяет возрастные особенности формирования звукопроизношения детей. Однако случаются у детей нарушения произношения звуков. И эти нарушения речи не редкость. Самым распространенным нарушением является дислалия, которая характеризуется различными фонематическими искажениями звуков: некоторые звуки или вовсе не произносятся, или заменяются другими. Ученые отмечают, что такое явление является распространенным не только среди детей, но и среди взрослых. Причины появления этого явления могут быть весьма разнообразны. Однако стоит отметить, что они являются следствием несвоевременно либо неэффективно предоставленного лечения. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей имеются нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т. д.
Если их вовремя не исправить в детском возрасте, то эти нарушения будут вызывать существенные трудности в общении с окружающими, что в дальнейшем нести за собой определенные изменения личности в цепи развития ребенка. Нормальное развитие произношения ребенка могут обеспечить вовремя обнаружены трудности формирования правильного звукопроизношения и проведена работа по их преодолению.
Коррекционная работа по устранению нарушений речи заключается в исправлении недостатков речи. Основной целью коррекционной работы при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Нарушение звукопроизношения и работа по их устранению находились в кругу научных интересов А.Г. Богомолова, К.П. Беккера, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, и др. Но, несмотря на это, вопрос коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией требует своих уточнений. Учитывая это можем сделать выводы, что актуальность данного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью работы, ведь исследования проблемы поиска наиболее эффективных путей коррекции данного речевого нарушения позволит глубже понять особенности не только явления дислалии, но и процесса формирования речи дошкольников в целом.
Цель: обследование речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: речь детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет обследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме обследования речи детей дошкольного возраста;
2. Подобрать методику для обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Провести обследование речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Актуальность проблемы, недостаточность ее исследования определили объект и предмет нашей работы.
Объект исследования — нарушение звукопроизношения при дислалии у дошкольников и их коррекция.
Предмет исследования — этапы логопедической работы при дислалии у детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, психолого-педагогический эксперимент, описательный метод и метод количественного и качественного анализа результатов экспериментального исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В настоящее время проблема нарушений речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР – это серьёзная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание специалистами в психолого-педагогической литературе.
Изучив литературу по данному вопросу, выяснили, что для обследования речи детей можно использовать различные диагностические методики, однако их использование необходимо осуществлять, опираясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Общее недоразвитие речи – это нарушение формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
Причинами ОНР может быть как органическое поражение центральной нервной системы, так и задержка речевого развития.
В процессе обследования были решены следующие задачи:
1.Изучена методическая литература по проблеме общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста
2.Подобрана методика обследования.
3. Проведено обследование речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Проведен анализ результатов обследования.
Проведенное нами обследование позволяет сделать вывод о том, что дети с ОНР уровня испытывают значительные трудности при формировании всех компонентов языковой системы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Нарушения речи у детей дошкольного возраста
Анализ научно-методических источников (Л. Волкова, М. Шеремет и другие) и юридической документации показывает (положение о работе логопеда, медико-психолого-педагогических консультаций и т.д.), ведущими на современном этапе являются две классификации нарушений речи у детей: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.
Согласно клинико-педагогической классификации нарушения речи делят на две группы: нарушения устной и письменной речи. Нарушение устной речи, в свою очередь, разделены на подгруппы в соответствии с ведущим (первичным) дефектом. Таким образом выделяют группу нарушений при которых ведущими являются отклонения в развитии фонетического стороны речи — дислалию, риналалию и дизартрию; нарушения при котором ведущим является недостаток и интонационно-мелодической стороны речи — ринофонию; недостатки голоса — афонию, дисфонию, фонастению; нарушения темпа и ритма речи — брадилалию, тахилалия, заикание; а также сложные структурно-семантические отклонения в развитии речи к которым относят алалии, афазии и по нашему мнению целесообразно включить и такое нарушение речи как сложную дислалию.
В логопедической практике в настоящее период принято использовать три термина для обозначения недостатков голоса в детей и у взрослых: фонастения, дисфония и афония. «Фонастения» — термин, используемый в связи с обозначением голосовой слабости, обусловленной психическими травмами, нарушением режима голоса, как вторичный результат при отсутствии слухового контроля за деятельностью голосовых связок (с потерей слуха). «Афония» — термин, обозначающий отсутствие голоса, а «дисфония