Курсовая с практикой на тему Логопедические технологии обследования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы организации обследования
слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией.. 6
1.1
Характеристика особенностей речевого развития детей с моторной алалией 6
1.2
Представления о слоговой структуре слова в современной логопедии. 15
1.3
Современные логопедические технологии обследования слоговой структуры слова. 22
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей
слоговой структуры слова детей дошкольного возраста с моторной алалией.. 26
2.1Организация
исследования: описание выборки, методики исследования. 26
2.2 Анализ
результатов обследования слоговой структуры слова детей дошкольного возраста с
моторной алалией. 28
Заключение. 38
Список литературы.. 40
Введение:
Структура
и проявления речевых нарушений в среде дошкольников достаточно обширна и
разнообразна. У ребенка могут диагностироваться как незначительные нарушения
звукопроизношения, так и полное отсутствие речи.
В
качестве одного из наиболее серьезных нарушений речевого развития можно
выделить алалию. Алалия представляет собой системную патологию речевого
развития, в основе которого лежит органическое поражение центральной нервной
системы. Это обуславливает степень выраженности речевого дефекта, а также
особенности коррекционно-развивающей деятельности.
Помимо
основного нарушения, связанного с реализацией речевой деятельности, необходимо
помнить о том, что ему сопутствуют различные вторичные нарушения, которые
затрагивают практически все аспекты психической деятельности. В первую очередь,
это сфера общения, так как основной функцией речевой деятельности выступает
функция средства общения.
Кроме
того, речь выступает основой для формирования и развития мыслительных и
познавательных процессов. Дошкольный возраст представляет собой сензитивный
период как для развития речи, так и для становления познавательной сферы.
Соответственно, при серьезных нарушениях речи большое значение обретает
проблема, во-первых, определения состояния познавательной сферы и мышления, а
во-вторых, своевременной и адекватной коррекционной деятельности.
Соответственно,
работа специалиста должна быть направлена не только на преодоление речевого
недостатка, но и на устранение недостатков, а также развитие мыслительных
процессов. В противном случае даже при сохранном интеллекте у данной категории
может возникнуть отставание в психическом развитии. Одним из проявлений
нарушений речи при моторной алалии выступает нарушение процесса формирования
звуко-слоговой структуры слова. Искажения слогового состава слова у детей
дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре
системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому
показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и
степень его выраженности
Причины
моторной алалии, особенности патологического процесса, вербальные и
невербальные проявления моторной алалии, особенности коррекционно-логопедической
работы при данном нарушении изучались такими исследователями, как Г.Гутцман,
В.А. Ковшиков, Т.Г. Визель, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская, Л.В, Мелихова, О.Н.
Усанова, Б.Н. Гриншпун, Е.Н. Мастюкова и др.. Вопросами изучения слоговой
структуры слова занимались Г.В. Бабина, З.Е. Агронович, А.Н. Гвоздев, Р.Е.
Левина, А.К. Маркова, О.Н. Усанова, Л.Ф. Спирова, Г.А. Каше, Г.В. Гуровец, С.И.
Маевская, Е.Ф. Соботович, В.К. Орфинская, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова и др.
Цель
исследования: изучить современные логопедические технологии обследования
звуко-слоговой структуры слова дошкольников с моторной алалией.
Объект
исследования: старшие дошкольники с моторной алалией.
Предмет
исследования: звуко-слоговая структура слова дошкольников с моторной алалией.
Задачи
исследования:
1)Рассмотреть
особенности речевого развития дошкольников с моторной алалией;
2)
Изучить современные представления о слоговой структуре слова;
3)
Охарактеризовать современные логопедические методики обследования слоговой
структуры слова дошкольников с моторной алалией;
3)
Реализовать экспериментальное исследование особенностей слоговой структуры
слова старших дошкольников с моторной алалией.
4)
Проанализировать особенности диагностической и коррекционно-развивающей
деятельности логопеда по преодолению недостатков звуко-слоговой структуры слова
со старшими дошкольниками с алалией.
Гипотеза
исследования: звуко-слоговая структура слова старших дошкольников с моторной
алалией является нарушенной, что требует выбора специальных методик коррекции и
диагностики данного нарушения.
Методы
исследования: теоретический анализ научной литературы, логопедическое
обследование, качественный и количественный анализ результатов эмпирического
исследования.
Характеристика
выборки: в исследовании принимали участие 10 детей 5-ти лет: 6 мальчиков и 4
девочки с диагнозом «моторная алалия».
Заключение:
Нами было проведено теоретическое и
эмпирическое исследование особенностей слоговой структуры речи детей с моторной
алалией.
Теоретический анализ научной литературы по
теме исследования показал следующее. Алалия представляет собой системное
нарушение речевой деятельности, которое обусловлено органическими поражениями
центральной нервной системы. Выделяют две основные формы алалии: сенсорная,
которая связана с недостатками в процессе понимания и восприятия речи, и
моторная, при которой нарушен процесс порождения речи. Внутри каждой из этих
форм выделяются также более мелкие формы алалии.
Речь детей с моторной алалией обладает
рядом особенностей. Как правило, импрессивная речь детей данной категории
страдает меньше: понимание речи сохранно, дети понимают достаточно сложные
инструкции, пассивный словарь примерно соответствует возрастной норме. Однако
значительно страдает экспрессивная речь: нарушена программа порождения высказываний,
детям сложно выстроить высказывание, активный словарь достаточно беден,
страдает грамматическая и лексическая сторона речи. В самых тяжелых случаях
экспрессивная речь вообще отсутствует.
Формирование слоговой структуры речи часто
сопровождается трудностями у детей с нормативным развитием. У детей же с
моторной алалией преодоление таких трудностей следует особого внимания и
коррекционной деятельности. Для установления особенностей слоговой структуры
речи детей с моторной алалией нами было проведено эмпирическое исследование. В
исследование приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с моторной
алалией, общим недоразвитием речи. Эмпирическое исследование было направлено на
исследование следующих направлений: особенностей анатомо-физиологического
строения артикуляционного аппарата, подвижности органов речевого аппарата (губ
и языка), особенностей речевого дыхания, особенностей звукопроизношения,
звуко-слоговой структуры, ритмического оформления речи.
Исследование показало, что у детей с данной
патологией нарушены практически все компоненты речевой деятельности: недостатки
в строении речевого аппарата выявлены у 60% участников исследования (кончик
языка сдвинут внутрь ротовой полости, прогения, укороченная подъязычная
уздечка), нарушение произношения выявлено у 80% участников исследования (в
основном нарушено произношение шипящих и свистящих, сонорных звуков, аффрикат),
речевое дыхание нарушено у 100% участников исследования, подвижность губ и
языка нарушена у 100%. Также в результате исследования были выявлены нарушения
звуко-слоговой структуры речи также у 100% участников исследования.
Эффективность коррекционной деятельности
при алалии определяется рядом факторов: тяжестью первоначального дефекта,
формой алалии, грамотностью организации коррекционного подхода.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы организации обследования
слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией
1.1
Характеристика особенностей речевого развития детей с моторной алалией Моторная алалия – это системное
недоразвитие речи, обусловленное поражением головного мозга. Данная проблема
изучалась на протяжении многих столетий различными учеными, изменялась
трактовка понятия «моторная алалия», а также выявлялись различные речевые и
неречевые симптомы, вызывающие это нарушение. Особый вклад в изучение данной
проблемы внесли такие ученые как: В.А. Ковшиков, Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская
и Е.М. Мастюкова. Они в своих исследованиях подробно описали взаимосвязь
локализации поражения головного мозга при моторной алалии и соответствующих ее
проявлений, а также выделили причины, ведущие к поражению речевых зон коры
головного мозга, и период их появления.
В основе возникновения моторной формы
алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного
анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако
понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны
различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной
моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных
отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной
апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры
(центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической
артикуляторной апраксии
Клиническая картина моторной алалии разнообразна. Она в себя включает
комплекс речевых и неречевых симптомов: неврологических, психологических и
речевых [2]. К неврологическим особенностям относят: нерезко выраженную
спастику, синкинезии, парезы мышц легкой степени и