Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Логопедическая работа по развитию диалогической речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 5

1.1. Диалогическая речь в аспекте развития речи 5

1.2. Характеристика формирования диалогической речи у дошкольников 9

1.3. Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с ТНР 13

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 19

2.1. Организация и методики исследования уровня сформированности диалогической речи у детей с ТНР 19

2.2. Анализ результатов исследования уровня диалогической речи дошкольников с тяжелыми нарушением речи 21

2.3 Рекомендации по проведению логопедической работы для коррекции и совершенствования диалогической речи у детей с ТНР 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

На актуальность данной работы указывает тот факт, что своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка. Диалог представляет собой форму речевого общения, при котором взаимодействие партнеров опосредуется знаками языка. Для ведения диалога необходимо развивать у детей знание языка, умение словесно выражать свою мысль, передавать чувства и устанавливать с партнером отношения в различных коммуникативных ситуациях. При этом усвоение диалогической речи представляет собой одну из предпосылок для дальнейшего эффективного обучения в школе. Дошкольники с тяжелым нарушением речи довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи, на этапе ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию, даже при условии педагогической помощи, протекает у этих детей трудно.

Степень изученности темы исследования. Проблемой диалогической речи занимались такие ученые как О.И. Соловьева, Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, А.Г. Арушанова и др.

Так, А.Г. Арушанова в своих работах говорит о том, что необходимо соблюдать целостный подход к формированию диалогической речи, поэтому важно не останавливаться только на освоение вопросно-ответной формы. Автор говорит о том, что полноценный диалог должен строиться на установлении диалогических отношений, которые строятся у ребенка со взрослым и со сверстниками.

Такие исследователи как В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др. говорят о том, что необходимо обучать дошкольников построению диалогу, так как коммуникативная деятельность со сверстниками представляет важное значение в речевом развитии детей с тяжелым нарушением речи.

Объектом исследования выступает диалогическая речь у детей с тяжелыми нарушением речи.

Предметом исследования является логопедическая работа по формированию диалогической речи детей с ТНР.

Цель работы: изучить особенности развития диалогической речи дошкольников с тяжелыми нарушением речи, предложить рекомендации по проведению логопедической работы при коррекции диалогической речи.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить диалогическую речь дошкольников как объект исследования в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать особенности развития диалогической речи детей.

3. Выделить особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с ТНР.

4. Организовать исследование уровня сформированности диалогической речи у детей с ТНР.

5. Проанализировать результаты исследования.

6. Составить рекомендации по проведению логопедической работы для коррекции и совершенствования диалогической речи у детей с ТНР.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретический анализ литературы по теме исследования,

— эмпирическое исследование анализа речевой деятельности дошкольников,

— метод качественного и количественного анализа результатов исследования.

Структура работы представлена введением, двумя главами (теоретической и практической), заключением и списком литературы, и приложениями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Диалог как вид общения предполагает знание языки и умение использовать его для построения связного высказывания и налаживания речевого взаимодействия с партнером. Исследования таких психологов и педагогов как С.А. Рубинштейна, А.И. Леушиной, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др., говорят о том, что диалог предшествует монологу, посредством диалога дети усваивают грамматику родного языка, его словарь и фонетику, получают полезную и необходимую информацию.

Развитие личности ребенка не может протекать отдельно от воспитания у него правильной речи. Человек не рождается со сложившейся речью, а однозначного ответа на определение времени и причин появления правильного и четкого произношения звуков и связывания слов между собой, последовательного изложения своих мыслей у ребенка, не существует. Поэтому процесс овладения речью является достаточно сложным и психически многосторонним, когда появления и дальнейшее развитие речи опирается на множество факторов. А общение детей со сверстниками имеет важное значение для развития личности дошкольника. При этом характеризуется отличительными особенностями по своим функциям и проявлению.

Таким образом, основной задачами формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи является: развитие чувства общности с другими, возможности устанавливать равноправные контакты с партнерами по общению и взаимодействию, способности воспринимать, понимать и уважать мнение другого, разрешать конфликтные ситуации, что, в конечном счете, не только обеспечивает успешную социализацию и жизнедеятельность личности, но и составляет основу для нравственного, толерантного отношения к окружающим, способности к сочувствию, сопереживанию, содействию.

Содержание логопедической работы с дошкольниками с ТНР по освоению ими обязательной части основной общеобразовательной программы, обеспечивает:

— во-первых, выявление особых образовательных потребностей детей с ТНР, обусловленных недостатками в их психическом и речевом развитии;

— во-вторых, осуществление индивидуально ориентированной коррекционной педагогической помощи детям с ТНР с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— возможность освоения детьми с ТНР образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Главная идея коррекционно-развивающей работы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития дошкольников с ТНР, а также профилактике нарушений, имеющих вторичный (социальный) характер.

Таким образом, для эффективного формирования диалогической речи у дошкольников с ТНР необходимо использовать игровые и творческие методические средства, а также ситуации, стимулирующие развитие мотивационной сферы общения, расширение и обогащение словаря детей, как стимулятора речевого общения, создание положительного эмоционального отношения детей к процессу коммуникации.  

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

1.1. Диалогическая речь в аспекте развития речи

Диалог для детей представляет важное средство овладения речью, общением, сопровождая и пронизывая всю его жизни и отношения, являясь основой развития личности.

Одним из лингвистов Л.П. Якубинским, дано следующее определение диалога. Так, по мнению исследователя, диалог является не только формой речи, но и представляет разновидность человеческого поведения, когда для речевого взаимодействия с окружающими, он требует от ребенка специальных социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно [34].

Характерной чертой диалога является сравнительно быстрый обмен речью, в которой каждый компонент обмена является репликой, а одна реплик обуславливает другую. При этом обмен происходит вне предварительного обдумывания, когда компоненты не имеют заданности, а в построении реплик не существует предумышленной связности.

По мнению А.А. Леонтьева, важными особенностями диалогической речи является ситуативность и реактивный характер ответов собеседника, которые в большинстве случаев представляют собой перефразировку или повторение вопроса, замечания [23].

Т.Г. Винокур предлагает определять диалог как функционально-стилистическую форму речевого общения, которая характеризуется наличием двух или нескольких участников, обменивающихся речью, при котором каждый компонент ее является репликой. Следует заметить, что диалогическая речь отличается краткость высказываний, в которых преобладают простые предложения и широко применяются внеречевые средства (жесты и мимика) [13].

В языкознании диалог рассматривается, с одной стороны, как вид речи, характеризующееся ситуативностью, контекстностью, непроизвольностью и малым уровнем организованности, с другой стороны, выступает как функциональная разновидность языка, которая реализуется в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоит из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.

При этом диалогичность является одной из характерологических признаков устной речи, в которой участвуют два партнера (А. Шахнарович, Л. Щерба, Л. Якубинская). В качестве основного формально-организационного признака диалога выступает реплицирование (чередование реплик).

Термин «диалогичность» означает открытость сознания и поведения человека в окружающей реальности, ее готовность к общению на равных, дар живого отклика на позиции, суждения, рассуждения других людей, а также способность вызывать отклик на собственные высказывания и действия. Такие исследователи как Алтухова Т.А., Панасенко К.Е., Шинкарева Л.В., Николаева Е.А. отмечают, что доминирующей основой человеческого существования является межличностная коммуникация; между отдельными людьми и их союзами, народами, культурными эпохами устанавливаются диалогические отношения, они постоянно видоизменяются и обогащаются, в мир которых привлекаются высказывания и тексты. Диалогическое общение может быть непосредственным (как правило, оно оказывается двусторонним) и опосредованным текстами (часто оказывается при этом односторонним, таков контакт читателя с автором) [4].

Диалогическая речь является особенно ярким проявлением коммуникативной функции языка. Многие ученые говорят о том, что диалог считается первичной естественной формой языкового общения, представляя классическую форму речевого общения. Главная особенность диалога заключается в чередовании говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы