Курсовая с практикой на тему Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи в условиях логопедического пункта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1
глава Теоретические основы организации работы логопеда в условиях
логопедического пункта. 6
1.1
Организация деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной
организации. 6
1.2
Специфика деятельности логопеда в условиях логопедического пункта. 13
Вывод
по 1 главе. 17
2
глава Практические аспекты организации работы логопеда по коррекции нарушений
письменной речи в условиях логопедического пункта. 18
2.1Анализ
опыта работы логопеда в условиях логопедического пункта. 18
2.2 Экспериментальное
исследование и анализ результатов. 23
Вывод
по 2 главе. 36
Заключение. 37
Список
использованных источников. 38
Приложение…………………………………………………………………………41
Введение:
Актуальность
исследования. В изменяющемся мире
претерпевают изменения все области нашей жизнедеятельности, не стало
исключением и современное образовательное пространство.
Согласно федеральному закону от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дети, имеющие
ограниченные возможности здоровья имеют право обучаться в образовательных
организациях как компенсирующей или комбинированной направленности, так и в
общеобразовательной организации.
Пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкoe
coпpoвoждeниe – кoмплeкcнaя тexнoлoгия, ocoбaя кyльтypa пoддepжки и пoмoщи
peбeнкy в peшeнии зaдaч paз- вития, oбyчeния, вocпитaния, coциaлизaции.
Пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкoe coпpoвoждeниe oпpeдeляeтcя кaк цeлocтнaя cиcтeмнo
opгaнизoвaннaя дeя- тeльнocть, в пpoцecce кoтopoй coздaютcя
coциaльнo-пcиxoлoгичecкиe и пeдaгoгичecкиe ycлoвия для ycпeшнoгo oбyчeния и
пcиxoлoгичecкoгo paз- вития peбeнкa. Учитель-логопед,
являясь членом команды специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога,
тьютора, социального педагога), реализующих психолого-педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве,
осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей
при усвоении академического компонента образовательной программы, связанных с
проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.
В связи с ориентацией системы общего
образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду,
работающему на школьном логопункте общеобразовательной организации. Это
касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной
логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ
коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов
коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой
патологией, профилактических мероприятий. Цель деятельности учителя-логопеда —
создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого
развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи,
совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения
академической составляющей образовательной программы. Cлeдoвaтeльнo, лoгoпeдичecкoe coпpoвoждeниe
пpeдcтaвляeт coбoй кoмплeкc paзличныx диaгнocтичecкиx, кoppeкциoннo-paзвивaющиx
пpoфилaктичecкиx, opгaнизaци- oнныx и пpocвeтитeльcкиx мepoпpиятий.
Тeopeтичecкиe
ocнoвы пpoблeмы coпpoвoждeния в пpaктикe coвpe- мeннoгo oбpaзoвaния
пpeдcтaвлeны в paбoтax M. P. Битянoвoй, И. В. Дyбpoвинoй, E. И. Kaзaкoвoй, Л.
M. Шипицинoй, лoгoпeдичecкoгo coпpoвoждeния дeтeй c oгpaничeнными вoзмoжнocтями
здopoвья, в чacтнocти, пpeдcтaвлeны в paбoтax Г. В. Бaбинoй, Л. И. Бeлякoвoй,
В. K. Вopoбьeвoй, O. C. Opлoвoй, Т. В. Тyмaнoвoй, Г. В. Чиpкинoй, Т. Б.
Филичeвoй и дp.
Лoгoпeдичecкoe
coпpoвoждeниe, вxoдящee в cиcтeмy пcиxoлoгo- пeдaгoгичecкoгo coпpoвoждeния,
нeoбxoдимo для пoлнoцeннoй кoмпeнca- ции и coциaлизaции дeтeй c oгpaничeнными
вoзмoжнocтями здopoвья. Лoгoпeдичecкoe coпpoвoждeниe нaпpaвлeнo нa coздaниe
блaгoпpиятнoгo климaтa для paзвития y oбyчaющиxcя кoммyникaтивныx нaвыкoв в
paз- личныx cитyaцияx oбщeния co cвepcтникaми и взpocлыми, вocпитaниe y ниx
интepeca к oкpyжaющим людям, coздaниe cитyaций, пoзвoляющиx peбeнкy пpoявить и
paзвить cвoи cпocoбнocти, дaльнeйшee oбoгaщeниe и coвepшeнcтвoвaниe peчeвыx
cpeдcтв oбщeния.
Все вышесказанное позволило
сформулировать проблему исследования:
поиск логопедических средств для результативной организации
психолого-педагогического сопровождения детей в образовательной организации.
Объект
исследования: логопедическая работа
по коррекции нарушений письменной речи
Предмет
исследования: логопедическая работа
по коррекции нарушений письменной речи в условиях логопедического пункта.
Цель
исследования: изучить работу логопеда
по коррекции нарушений письменной речи в условиях логопедического пункта.
Цель исследования может быть
достигнута с помощью решения следующих задач:
1)
анализ научной и научно-методологической литературы посвященной проблематике
исследования;
2) дать
определение понятию «сопровождение»;
3)
изучить особенности процесса психолого-педагогического сопровождения детей с
ОВЗ; Методы
исследования: для решения
поставленных задач, были использованы следующие методы:
— теоретические: анализ психолого-педагогической,
методической литературы по теме исследования;
— эмпирические: наблюдение,
анкетирование, изучение продуктов деятельности педагога.
Заключение:
В ходе анализа научной и научно-методологической литературы посвященной
проблематике исследования были выявлены основные этапы и методы работы
школьного учителя-логопеда. Эффективность деятельности Консилиума,
психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в
развитии, освоении основных общеобразовательных программ, социальной адаптации,
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в едином образовательном пространстве
достигается посредством многоуровневого и междисциплинарного взаимодействия
команды специалистов.
Дано определение понятию «сопровождение». Формирования ценности здорового
и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования
знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из
ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному
развитию, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Изученные особенности процесса психолого-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ показала что, основными задачами психолого-логопедического
сопровождения являются: повышение речевых умений и речевой активности детей в
разных видах коммуникативного взаимодействия; своевременное предупреждение и
преодоление трудностей речевого развития; создание благоприятного
психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в
различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими
людьми в условиях школы.
Фрагмент текста работы:
1 глава Теоретические основы
организации работы логопеда в условиях логопедического пункта
1.1 Организация деятельности
психолого-педагогического консилиума образовательной организации Современная
ситуация, сложившаяся в российской системе образования декларирует, принимает и
разделяет право всех детей на получение качественного образования в условиях
«шаговой доступности» [17, с. 22]. В целях реализации права каждого человека на
получение качественного образования в образовательной организации создаются
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов и наиболее подходящих методов и приемов обучения, а также условия, в
максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня
и определенной направленности, в том числе посредством организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ).
В.Г.
Аммосова и Л.В. Николаева отмечают: «Сегодня система образования
приспосабливается к нуждам каждого ребенка с разными образовательными потребностями,
а не наоборот. Это требует от педагогических коллективов образовательных
организаций умения прогнозировать, профессионально проектировать и
реализовывать индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения
различных категорий детей, основанных на знании психофизических и
индивидуальных особенностей каждого обучающегося с учетом актуального уровня
его развития» [2, с.11].
Для
решения перечисленных выше задач во многих образовательных организациях созданы
и действуют службы психолого-педагогического сопровождения детей. Такие службы
необходимы для сопровождения различных категорий обучающихся:
–
дети с ОВЗ (дети, имеющие недостатки физического и (или) психического развития,
подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии (далее
ППк);
–
дети — инвалиды;
–
дети, испытывающие в силу различных причин трудности в освоении основных
образовательных программ, развитии, социальной адаптации.
Бакунова
И.В. считает: «Среди таковых причин можно выделить [4, с. 13]:
– неготовность к школьному обучению,
–
снижение мотивации к учению,
–
наличие хронических заболеваний,
–
астенические проявления,
–
трудности общения и коммуникации,
–
нарушение внимания,
–
импульсивность,
–
психомоторная расторможенность,
–
нарушения поведения и пр.» [4, с. 13].