Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Логопедическая диагностика и коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения логопедической диагностики и коррекции
общего недоразвития речи у дошкольников. 6

1.1
Речевое развитие детей дошкольного возраста c ОНР. 6

1.2
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного. 17

возраста
с общим недоразвитием речи. 17

1.3 Анализ
диагностик нарушений речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. 22

Выводы по Главе 1. 26

Глава 2. Экспериментальное
исследование речевого развития дошкольников с ОНР  27

2.1
Организация исследования речевого развития дошкольников с ОНР. 27

2.2 Анализ результатов исследования. 31

2.3
Логопедическая работа с дошкольниками с ОНР. 34

Выводы по Главе 2. 40

Заключение. 41

Список используемой литературы.. 43

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В современной логопедии, понятие «общее
недоразвитие речи» понимают как различные сложные речевые расстройства, при
которых у детей с нормальным слухом и интеллектом наблюдаются отклонения в
формировании речевой деятельности (деятельности усвоения и использования
языка), нарушенное усвоение всех компонентов речевой системы: лексики,
грамматики, фонетики (Г.Левина, В.Орфинская, Г.Жаренкова, В.Воробьева,
Б.Гриншпун, Л.Спирова, Е.Соботович, Л.Ефименко, А.Мастюкова, Г.Каше, Г.Чиркина,
Т.Филичева).

В настоящее время
увеличивается количество детей с дефектами речи. Поэтому остро встают вопросы
раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных
методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с
речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу. Форма
речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не
сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим
недоразвитием речи (ОНР). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века
основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной.

Развитие речи занимает
одно из главных мест в системе специального дошкольного образования, особенно в
связи с подготовкой детей к школьному обучению, поскольку речь играет важную
роль в формировании психической, учебной деятельности ребенка и его социальной
адаптации. Даже незначительные отклонения в речевом развитии ребенка вызывают
трудности в усвоении учебных программ по предметам языкового цикла.

Решая проблемы
коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на современном
этапе, исследование многих ученых основываются на различных подходах, которые
значимы и занимают определенное место в коррекционно-развивающем процессе. В
частности, психолингвистический подход в своей основе учитывает онтогенез речи,
взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов речи и анализаторных структур.
Этот подход к изучению и коррекции речевой функции позволяет исследовать
специфику несформированности языковой системы, выявить особенности усвоения
детьми всех языковых закономерностей с выделением семантического компонента как
одного из ведущих в овладении знаниями и умениями, связанными с языковой
действительностью.

Таким образом,
актуальность исследования заключается в освещении главных вопросов логопедической
диагностики и коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.

Цель
исследования – теоретическое и экспериментальное изучение
особенностей организации диагностики и коррекции общего недоразвития речи,
проведение обследования.

Объектом
исследования – ОНР.

Предмет
исследования –
логопедическая
диагностика и коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.

Задачи
исследования:

1. осуществить анализ
отечественных и зарубежных психолого-педагогических литературных источников по
проблеме речи у детей с ОНР дошкольного возраста;

2. рассмотреть
структурные компоненты речи и охарактеризовать их особенности у детей с ОНР
дошкольного возраста;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общее недоразвитие речи является сложным системным речевым нарушением,
которое задерживает, замедляет и искажает спонтанное речевое развитие,
вследствие чего различные звенья речевой системы остаются несформированными.

Для дошкольников с ОНР характерны:

— стойкое и длительное отсутствие подражания речи взрослых и появления
новых лексем;

— трудности выбора фонем и порядка их расположения;

— воспроизведение, в основном, сокращение слов за счет пропуска отдельных
фрагментов;

— многочисленные аграмматизмы;

— значительная диспропорция в формировании импресивного и экспрессивного
вещания;

— трудности в программировании высказывания и синтезировании отдельных
структурных элементов в единое целое;

— низкая речевая активность.

Это свидетельствует о несформированности языковых операций процесса
порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и
сенсомоторных операций (Б.М. Гриншпун, А.М. Мастюкова, Т.Б. Филичова,
Е.Ф.Соботович и др.)

Овладение грамотой предусматривает
систематическую работу по осознанию детьми языковых единиц, определенное
отношение к собственной речи, овладение системы операций по его предметному
анализу. На материале звукового анализа слов ребенок впервые учится выполнять
сознательные операции с единицами языка, осмысливает и понимает языковые
понятия. Дошкольное учреждение должно осуществлять своевременно пропедевтику
метаязыкового развития детей старшего дошкольного возраста. Еще до этапа
обучения детей грамоте возникает необходимость формирования у них умений
управлять своими речевыми процессами на основе рефлексии речи и объективации
языка, учить дошкольников осознавать свою речь, произвольно и осмысленно
оперировать речевыми действиями, пользоваться метаязыковыми знаниями (знаниями
о языке) как основой устной речи. Звуковую, лексическую и грамматическую
стороны своей речи делать предметом целенаправленного внимания, объектом
актуального осознания.

Знание особенностей речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР
оказываются важными и необходимыми как для более глубокого понимания детей этой
категории, выяснения психологических механизмов речевых нарушений, так и для
создания новых подходов к определению наиболее оптимальных и адекватных
направлений коррекционно-развивающего, логопедического обучения дошкольников.

Таким образом, цель достигнута, объект и предмет раскрыты, задачи курсовой
работы решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

и
коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

1.1
Речевое развитие детей дошкольного возраста c ОНР

Впервые недоразвитие речи
описано А. Куссмаулем (1879) и Р. Коэном (1888). Оба автора описали состояние
первичного недоразвития речи, которое не сводится к влиянию слуховых дефектов,
интеллекта и других внешних факторов. Сегодня, несмотря на огромное количество
работ, посвященных данной проблеме, до сих пор нет общепринятых определений
первичного недоразвития речи, различных представлений о его сущности и
механизмах, что влечет за собой разброс терминологии. Одно и то же нарушение
речи разных авторов может иметь более десяти названий. Во многом это связано с
наличием двух параллельно существующих категориальных систем обозначения
нарушений речи у детей — психолого-педагогической и клинической (в логопедии —
клинической и педагогической). Изначально нарушения речи рассматривались с
клинической точки зрения (М.Е. Хвацев, Ф.А.Пай, О.В. Правдина, С.Л.Япидевский,
Б.М. Гриншпун и др.), затем — психолого-педагогическая концепция классификации
нарушений речи, которая повлекла за собой другие модели механизмов и
терминологию. Последнее направление исследований стало приоритетным в последние
тридцать лет [20].

Клиническое направление отличается особым взглядом на
проблему. Недоразвитие речи рассматривалось как своего рода аномалия развития с
определенными симптомами, этиологией и патогенезом. Благодаря такому подходу
были выявлены и описаны такие аномалии речи, как дизартри

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы