Курсовая с практикой на тему Логопедическая диагностика и коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения логопедической диагностики и коррекции
общего недоразвития речи у дошкольников. 6
1.1
Речевое развитие детей дошкольного возраста c ОНР. 6
1.2
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного. 17
возраста
с общим недоразвитием речи. 17
1.3 Анализ
диагностик нарушений речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. 22
Выводы по Главе 1. 26
Глава 2. Экспериментальное
исследование речевого развития дошкольников с ОНР 27
2.1
Организация исследования речевого развития дошкольников с ОНР. 27
2.2 Анализ результатов исследования. 31
2.3
Логопедическая работа с дошкольниками с ОНР. 34
Выводы по Главе 2. 40
Заключение. 41
Список используемой литературы.. 43
Введение:
Актуальность
исследования. В современной логопедии, понятие «общее
недоразвитие речи» понимают как различные сложные речевые расстройства, при
которых у детей с нормальным слухом и интеллектом наблюдаются отклонения в
формировании речевой деятельности (деятельности усвоения и использования
языка), нарушенное усвоение всех компонентов речевой системы: лексики,
грамматики, фонетики (Г.Левина, В.Орфинская, Г.Жаренкова, В.Воробьева,
Б.Гриншпун, Л.Спирова, Е.Соботович, Л.Ефименко, А.Мастюкова, Г.Каше, Г.Чиркина,
Т.Филичева).
В настоящее время
увеличивается количество детей с дефектами речи. Поэтому остро встают вопросы
раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных
методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с
речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу. Форма
речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не
сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим
недоразвитием речи (ОНР). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века
основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной.
Развитие речи занимает
одно из главных мест в системе специального дошкольного образования, особенно в
связи с подготовкой детей к школьному обучению, поскольку речь играет важную
роль в формировании психической, учебной деятельности ребенка и его социальной
адаптации. Даже незначительные отклонения в речевом развитии ребенка вызывают
трудности в усвоении учебных программ по предметам языкового цикла.
Решая проблемы
коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на современном
этапе, исследование многих ученых основываются на различных подходах, которые
значимы и занимают определенное место в коррекционно-развивающем процессе. В
частности, психолингвистический подход в своей основе учитывает онтогенез речи,
взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов речи и анализаторных структур.
Этот подход к изучению и коррекции речевой функции позволяет исследовать
специфику несформированности языковой системы, выявить особенности усвоения
детьми всех языковых закономерностей с выделением семантического компонента как
одного из ведущих в овладении знаниями и умениями, связанными с языковой
действительностью.
Таким образом,
актуальность исследования заключается в освещении главных вопросов логопедической
диагностики и коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.
Цель
исследования – теоретическое и экспериментальное изучение
особенностей организации диагностики и коррекции общего недоразвития речи,
проведение обследования.
Объектом
исследования – ОНР.
Предмет
исследования –
логопедическая
диагностика и коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.
Задачи
исследования:
1. осуществить анализ
отечественных и зарубежных психолого-педагогических литературных источников по
проблеме речи у детей с ОНР дошкольного возраста;
2. рассмотреть
структурные компоненты речи и охарактеризовать их особенности у детей с ОНР
дошкольного возраста;
Заключение:
Общее недоразвитие речи является сложным системным речевым нарушением,
которое задерживает, замедляет и искажает спонтанное речевое развитие,
вследствие чего различные звенья речевой системы остаются несформированными.
Для дошкольников с ОНР характерны:
— стойкое и длительное отсутствие подражания речи взрослых и появления
новых лексем;
— трудности выбора фонем и порядка их расположения;
— воспроизведение, в основном, сокращение слов за счет пропуска отдельных
фрагментов;
— многочисленные аграмматизмы;
— значительная диспропорция в формировании импресивного и экспрессивного
вещания;
— трудности в программировании высказывания и синтезировании отдельных
структурных элементов в единое целое;
— низкая речевая активность.
Это свидетельствует о несформированности языковых операций процесса
порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и
сенсомоторных операций (Б.М. Гриншпун, А.М. Мастюкова, Т.Б. Филичова,
Е.Ф.Соботович и др.)
Овладение грамотой предусматривает
систематическую работу по осознанию детьми языковых единиц, определенное
отношение к собственной речи, овладение системы операций по его предметному
анализу. На материале звукового анализа слов ребенок впервые учится выполнять
сознательные операции с единицами языка, осмысливает и понимает языковые
понятия. Дошкольное учреждение должно осуществлять своевременно пропедевтику
метаязыкового развития детей старшего дошкольного возраста. Еще до этапа
обучения детей грамоте возникает необходимость формирования у них умений
управлять своими речевыми процессами на основе рефлексии речи и объективации
языка, учить дошкольников осознавать свою речь, произвольно и осмысленно
оперировать речевыми действиями, пользоваться метаязыковыми знаниями (знаниями
о языке) как основой устной речи. Звуковую, лексическую и грамматическую
стороны своей речи делать предметом целенаправленного внимания, объектом
актуального осознания.
Знание особенностей речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР
оказываются важными и необходимыми как для более глубокого понимания детей этой
категории, выяснения психологических механизмов речевых нарушений, так и для
создания новых подходов к определению наиболее оптимальных и адекватных
направлений коррекционно-развивающего, логопедического обучения дошкольников.
Таким образом, цель достигнута, объект и предмет раскрыты, задачи курсовой
работы решены.
Фрагмент текста работы:
и
коррекции общего недоразвития речи у дошкольников
1.1
Речевое развитие детей дошкольного возраста c ОНР
Впервые недоразвитие речи
описано А. Куссмаулем (1879) и Р. Коэном (1888). Оба автора описали состояние
первичного недоразвития речи, которое не сводится к влиянию слуховых дефектов,
интеллекта и других внешних факторов. Сегодня, несмотря на огромное количество
работ, посвященных данной проблеме, до сих пор нет общепринятых определений
первичного недоразвития речи, различных представлений о его сущности и
механизмах, что влечет за собой разброс терминологии. Одно и то же нарушение
речи разных авторов может иметь более десяти названий. Во многом это связано с
наличием двух параллельно существующих категориальных систем обозначения
нарушений речи у детей — психолого-педагогической и клинической (в логопедии —
клинической и педагогической). Изначально нарушения речи рассматривались с
клинической точки зрения (М.Е. Хвацев, Ф.А.Пай, О.В. Правдина, С.Л.Япидевский,
Б.М. Гриншпун и др.), затем — психолого-педагогическая концепция классификации
нарушений речи, которая повлекла за собой другие модели механизмов и
терминологию. Последнее направление исследований стало приоритетным в последние
тридцать лет [20].
Клиническое направление отличается особым взглядом на
проблему. Недоразвитие речи рассматривалось как своего рода аномалия развития с
определенными симптомами, этиологией и патогенезом. Благодаря такому подходу
были выявлены и описаны такие аномалии речи, как дизартри