Курсовая с практикой на тему «Логико-поисковые задания как средство развития у детей младшего школьного возраста логического мышления на уроках математики»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретико-методические основы развития логического мышления младших школьников посредствам использования логико-познавательных заданий на уроках математики 6
1.1. Особенности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста 6
1.2. Характеристика потенциала уроков математики для развития логического мышления у детей младшего школьного возраста 13
1.3. Характеристика условий использования логико-поисковых заданий в развитии логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики 25
Глава II. Опытно-исследовательская работа по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста на основе использования логико-поисковых заданий на уроках математики 33
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста 33
2.2. Содержание уроков по математике, с использованием логико-поисковых заданий как средства развития логического мышления у детей младшего школьного возраста 43
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение 57
Приложение 1 План-конспект урока на тему «Решение задач» 57
Приложение 2 План-конспект урока на тему «Решение задач» 63
Приложение 3 План-конспект урока на тему «Решение задач на два действия» 68
Приложение 4 План-конспект урока на тему «Задачи в два действия» 77
Приложение 5 План-конспект урока на тему «Решение логических задач» 82
Введение:
Развитие мышления у младшего школьника изучается в процессе того, как он познаёт окружающий мир, как он выстраивает закономерности, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно-следственные связи. Развитие мышления у младших школьников происходит параллельно с развитием речи. Речевое мышление состоит из двух элементов: мысли и слова. Мысль выступает внутренней речью младшего школьника, она содействует более точному запоминанию и усвоению, объединению того, что школьник пытается понять. Речь совмещает в себе мышление и общение. Без активной коммуникативной и поисковой деятельности процесс мышления не является результативным. Логическое мышление формируется на основе образного мышления, это высшая стадия развития мышления у младшего школьника [3, с. 109].
В связи с введение ФГОС начального общего образования, учащимся необходимо развить универсальные учебные действия, которые направлены на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. Личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия являются основными видами универсальных учебных действий начального общего образования. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы [29, с. 18].
Уже в начальной школе обучающиеся должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы младшим школьникам строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Развивая логическое мышление, младший школьник сможет повысить гибкость и глубину мышления, увеличить скорость мышления, и развивать память. Также логическое мышление способствует развитию абстрактных представлений, которые формируются в возрасте семи лет. Они представлены в форме цифр и символов. Абстрактное представление является выделением свойств какого-либо признака явления или предмета, который не существует самостоятельно от соответствующего предмета или явления [12, с. 59].
Проблемами логического мышления младшего школьника занимались многие психологи и педагоги, как отечественные, так и зарубежные. Например: А.З. Зак, В.П. Зинченко, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин, С.Л. Рубенштейн, Ж. Пиаже, Р. Гайсон, Л.В. Занков, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина, Г.С. Овчинников.
В своих исследованиях эти ученые отмечали, что способы организации специальной развивающей работы, зависят от результативности процесса развития логического мышления младших школьников. Также они рассматривали то, что «низкий уровень развития логического мышления, способствует отсутствию глубины, критичности и гибкости мышления: гибкость позволяет находить разные, существенно отличающиеся друг от друга, решения задачи; глубина характеризует способность анализировать, сравнивать, проникать в суть проблемы; критичность определяется объективностью оценки поступающей информации, стремлением оперировать фактами, а не домыслами» [13, с. 26].
Развитие логического мышления не реализуется само собой. Необходима целенаправленная работа по развитию логического мышления у младших школьников, в которой они будут не просто решать математические задачи, а решать задачи, которые требуют наличие развитого логического мышления. Одними из которых являются логико-поисковые задания.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена:
1) важной ролью логико-поисковых заданий в развитии логического мышления детей на уроках математики в начальной школе;
2) организацией процесса обучения математике в начальных классах в условиях применения логико-поисковых заданий.
Цель: теоретически обосновать условия использования логико-поисковых заданий как средства развития у детей младшего школьного возраста логического мышления на уроках математики и разработать конспекты урока по теме исследования.
Объект исследования: процесс формирования у детей младшего школьного возраста логического мышления.
Предмет исследования: условия использования логико-поисковых заданий как средства развития у детей младшего школьного возраста логического мышления на уроках математики в педагогической практике.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить потенциал уроков математики для развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать логико-поисковые задания и определить условия использования логико-поисковых заданий как средства развития логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
4.Выявить уровень сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста;
5.Разработать конспекты уроков по математике, содержащие логико-поисковые задания как средства развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; методика диагностики уровня развития логического мышления младших школьников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Исследовав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к заключению, что в ходе учебной деятельности перед педагогом начальных классов все время стоит задача повышения уровня формирования логического мышления, так как, исключительно, в этом случае школьники сумеют овладеть понятиями. Логическое мышление – это такой вид мышления, который дает ученику возможность сравнивать, анализировать и оценивать предметы, различного рода ситуации и явления. Всегда операции логического мышления плотно взаимосвязаны, их полное, в объеме, формирование возможно, исключительно, в комплексе. Для возрастных специфик логического мышления учащихся начальных классов, типично однолинейное сопоставление, ученикам от 7 до 10 лет, приемлемы логические суждения, оперирование понятиями, переходы к обобщениям и выводы.
Именно математика предоставляет большие возможности для развития логического мышления у младших школьников. Одной из главных задач изучения курса математики является формирование и развитие мышления ребенка, его абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения «работать» с абстрактными объектами. Главной задачей математического образования является развитие умения математически или логически и осознанно изучать явления реального мира. Достижению этой цели должно способствовать решение на уроках математики различных логико-поисковых заданий. По этой причине применение учителем младших классов таких заданий на уроках математики является не только желательным, но даже необходимой частью процесса обучения математике.
Смысл выбранного нами подхода в ходе обучения математике с применением логико-поисковых заданий состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более эффективным и интенсивным.
Для проведения опытно-исследовательской работы, нами были подобраны следующие методики: «Найди квадрат» (сравнение и классификация) автор К.Л. Печора и тест «Лишний предмет», автор Г. Айзенк (анализ и синтез), логические задачи (автор А. А. Столяр); для оценки умений производить логическую операцию обобщения и применять ее на практике в новых условиях использовался тест «Узнай фигуру» (Р. С. Немов). Подведя итоги, можно сделать вывод, что у учеников 1 «И» класса развито логическое мышление на среднем уровне.
Исходя из результатов нашего исследования, мы установили, что обучающиеся, испытывали трудности с выполнением методик, направленных на установление аналитико-синтетического уровня развития логического мышления, а также на умение классифицировать объекты по одному или нескольким признакам, что показало необходимость в развитии логического мышления младших школьников. После проведения этапа констатирующего этапа исследовани, нами был предложен комплекс логико-поисковых заданий, который направлен на изменение уровня развития у младших школьников логического мышления.
Наше исследование показало, что из всех видов логико-поисковой деятельности учащихся наиболее эффективными (для формирования логического мышления) являются познавательные задачи, которые не только способствуют овладению способами мыслительной деятельности и развивают познавательный потенциал ученика, но и подготавливают его к реализации таких последовательных этапов, как: осознание проблемы, способ решения которой еще неизвестен; расчленение задачи на данное и искомое (осознание вопроса и имеющихся данных); выявление зависимости между данными и вопросом. При этом часто возникает необходимость выдвижения гипотезы и планирования ее частичной проверки; осуществление решения; проверка решения, его соотнесение с исходными данными и вопросом.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретико-методические основы развития логического мышления младших школьников посредствам использования логико-познавательных заданий на уроках математики
1.1. Особенности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста
Образовательный стандарт второго поколения предусматривает новые цели и задачи для начального образования. Педагоги должны воспитать и развить в ребенке универсальные учебные действия. Составляющим элементом которого является «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлений аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям», а также «овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения…» [29, с. 17].
Восприятие и ощущения обеспечивают познание мира только лишь с чувственной, поверхностной стороны, тогда как мышление позволяет глубже осознавать и изучать окружающий мир. Оно дает возможность оперировать образами, словами, суждениями, принимать решения, прогнозировать события, творчески реализовываться. Благодаря сложности данного психологического феномена в современной психологии нет единого определения мышления.
Р.С. Немов дает следующее определение мышления: «Мышление – это особая практическая и теоретическая деятельность, подразумевающая за собой определенную систему, содержащую в себе некоторые действия и операции исследовательски-ориентировочного характера» [20, с. 125].
С. Л. Рубинштейн писал: «Мышление – это процесс самостоятельного поиска и открытия человеком нового отражения действительности с помощью ее анализа на основе практической деятельности из чувственного познания» [25, с. 68].
По сути, мышление — это всегда открытие чего-то нового, непознанного. Оно возникает в результате появления проблемной ситуации, требующей немедленного решения. Очень тесно мышление взаимодействует с вниманием, восприятием, памятью, речью. Благодаря этому взаимодействию возникает исходная информация для мыслительной деятельности. Одновременно с этим мышление имеет существенное отличие: оно предназначено для фиксирования новой информации в мысли, получения новых знаний. Особое место в педагогике и психологии занимает так называемое «детское» мышление.