Курсовая с практикой на тему Лоббистская деятельность компаний в современных рыночных реалиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы лоббистской деятельности. 6
1.1 Место лоббирования в коммуникационной структуре
компании. 6
1.2 Основные технологии лоббирования. 15
Глава 2.
Особенности современной лоббистской деятельности. 20
2.1 Отличительные черты лоббизма в России. 20
2.2 Анализ лоббистской деятельности на примере крупной
промышленной компании. 25
Заключение. 36
Список литературы.. 38
Введение:
Актуальность темы исследования. В период зарождения российского рынка коммуникация с органами
государственной власти происходила кулуарно и на договорной основе, что сделало
лоббистскую деятельность практически синонимом слова «коррупция» в общественном
сознании.
С развитием отечественного бизнеса и
совершенствованием системы государственного управления лоббизм в России
видоизменился. Постепенно рождаются новые механизмы и технологии сотрудничества
заинтересованных лиц и представителей политического истеблишмента.
Необходимость изучения возможностей таких взаимодействий делает работу
актуальной.
Поскольку государственная политика сильно влияет на бизнес, в его
интересах пытаться влиять на принятие государственных решений и направление государственной
политики. Существуют разные методы, которые компании используют в своих
отношениях с правительством. Один из возможных шаблонов таких отношений
заключается в том, что бизнес рассматривал себя и правительство как «две
стороны», противостоящие друг другу.
Успешные отношения с правительством способствуют обмену информацией и
идеями между организацией и ключевыми лицами, принимающими решения. Они
стремятся влиять на государственную политику и улучшать её работу. Но чтобы такая
коммуникация была эффективной, её нельзя строить спонтанно и большой долей
импровизации. План с изложением целей, стратегии, тактики коммуникации – лучший
инструмент, который поможет компаниям.
Во взаимодействии с правительством уделяется особое внимание тому, как
организация взаимодействует с правительством, его различными подразделениями и
должностными лицами. Эта область связей с общественностью помогает наладить
отношения и позитивное взаимодействие между организацией и правительственными
чиновниками.
Несмотря на появление
всё большего количества статей на данную тему, в исследовательском поле
остаётся достаточно большое количество вопросов, связанных с широтой и сложностью
освещаемого материала.
Полученные в
ходе исследования результаты могут быть использованы для усовершенствования
основных инструментов лоббистской деятельности, что позволит повысить уровень
работы специалистов этой области.
Объект
исследования – современная лоббистская
деятельность компаний.
Предмет исследования
– инструменты лоббизма, используемые компаниями.
Целью
исследования является изучение особенностей лоббистской
деятельности компаний в современных рыночных реалиях.
Реализация поставленной
цели обусловила необходимость решения следующих
задач:
1) определить
место лоббирования в коммуникационной структуре компании;
2) охарактеризовать
основные технологии лоббирования;
3) привести
отличительные черты лоббизма в России;
4) провести
анализ лоббистской деятельности на примере крупной промышленной компании.
Теоретическую базу исследования
составили научная литература по исследованиям области связей с государством и
лоббизма таких исследователей, как Р.А.
Алиев, В.А. Черемисина, А.Н. Шохин, А.Д. Богатуров, А.А. Кинякин, Д.О.
Матвеенков, С.А. Липина, С.А. Лочан, Д.В. Федюнин, В.В. Безпалов, Д.В. Логвиненко,
А.В. Павроз, А.М. Полячкова, Л. В. Сморгунов, Л.Н. Тимофеева, Д.В. Федюнин,
В.Ю. Фокин, Т.А. Черкащенко, О.А. Шахбаз, Д.В. Шевелев и др.
Литература,
посвященная деятельности по политическому влиянию, охватывает отдельные области
экономики, права и политологии и в основном сосредоточена на лоббистской
деятельности как форме рыночного обмена между особыми интересами и
законодателями.
Эмпирическая
база исследования. Эмпирической базой исследования послужил
анализ данных компаний ПАО «Газпром» и ПАО «Лукойл» в области организации
лоббистской деятельности.
Структура
и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Основной
текст курсового проекта изложен на 41 страницах.
Во введении приведены
основные элементы и положения курсовой работы.
В первой главе данного
исследования рассмотрены теоретические основы лоббистской деятельности.
Определено место лоббирования в коммуникационной структуре компании.
Рассмотрены основные технологии лоббирования.
Во второй главе приведены
особенности современной лоббистской деятельности. Определены отличительные
черты лоббизма в России. Проведен анализ лоббистской деятельности на примере
крупной промышленной компании.
В заключении приведены
основные выводы, сделанные в ходе проведения анализа.
Заключение:
Следовательно, в данной работе были рассмотрены
следующие аспекты:
Были рассмотрены основные подходы к пониманию
сущности лоббирования.
Определены основные положительные и отрицательные
стороны лоббизма.
Лоббирование определяется как форма воздействия
«группы давления» на управленческие решения в процессе законотворчества и
правоприменения в целях удовлетворения интересов различных социальных структур.
Лоббирование — это система продвижения интересов через государственные
институты, а также инструмент самоорганизации и функционирования гражданского
общества. Сегодня этот институт является важной частью демократии, поскольку
действует с использованием не запрещенных законом форм и методов воздействия.
Охарактеризован опыт лоббирования в развитых
странах. Рассматривая опыт США и Западной Европы, можно сделать вывод, что развитие
такого института взаимодействия государства и гражданского общества, как
лоббирование, является актуальным и востребованным вопросом, способствующим
дальнейшему решению задач борьбы с коррупции.
Рассмотрен основные технологии лоббирования. На
практике это: во-первых, консультации между представителями действующей власти
и бизнеса; во-вторых, создание экспертных советов при органах государственной
власти; в-третьих, участие гражданских институтов в проведении государственных
экспертиз и общественных слушаний.
На сегодняшний день мировым сообществом выработано
два подхода к правовому закреплению и регулированию лоббистской деятельности:
первый — американский, который подразумевает прямое закрепление института
лоббирования на законодательном уровне, а также регулирование столь важных
такие процедуры, как регистрация, аккредитация и ежегодная отчетность
лоббистов; второй — европейский, который не содержит законодательно
регулируемого термина «лоббирование», но устанавливает систему, которая
позволяет группам, объединенным схожими интересами, сотрудничать с органами
государственной власти через представительство и через каналы, определенные
законом.
Представляется, что институт лоббирования через
взаимодействие гражданского общества перед лицом заинтересованных групп и
действующей власти через посредничество и юридическую коммуникацию позволит
обществу продвигать и реализовывать свои собственные интересы, не нарушая форм
и методов такого продвижения и сотрудничество установлено законом.
Охарактеризованы основные черты лоббизма в России. К
сожалению, коррупция имеет глубокие исторические корни, поэтому это справедливо
незаконно, но на данный момент термин «лоббирование» в России также имеет
негативный оттенок. Как показывает практика, информационные сообщения, которые
появляются в СМИ, в большинстве случаев определяют «лоббирование» как сугубо
негативное явление через призму отождествления представителей органов
государственной власти с лоббистами как сторонников определенных групп
интересов, что в дальнейшем переводится как пропаганда и протекционизм
индивидуальных, узконаправленных корпоративных интересов.
Анализ
лоббистской деятельности АО «ЛУКОЙЛ» показал, как такие крупные компании
организуют свою деятельность. Так АО «ЛУКОЙЛ» имеет отдел лоббирования,
деятельность которого направлена на взаимодействие с государственными органами,
с целью получения выгод для дальнейшей деятельности. Основными направлениями
взаимодействия государства и АО «ЛУКОЙЛ» являются: социально-экономические
развитие регионов, природопользование и охрана окружающей среды, а также
содействие устойчивому развитию.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
лоббистской деятельности 1.1 Место
лоббирования в коммуникационной структуре Лоббирование
оказывает влияние на органы государственной власти в интересах определенных
политических, экономических или социальных групп.
Лоббирование
означает попытки повлиять на правительство, парламент, делегированные
законодательные органы или администрации, региональные или местные органы
власти, или другие государственные органы или дать рекомендации тем, кто желает
повлиять, по любому вопросу в пределах их компетенции.
Понимание
и сущность лоббирования сводится к
следующему [23, c. 33]:
—
независимая область управления коммуникациями, направленная на согласование
собственных интересов организации с интересами различных органов власти с целью
снижения рисков и обеспечения устойчивого развития;
—
сочетание технологий и методов, направленных на продвижение и защиту интересов
организации и на управление рисками, возникающими во внешней среде (местные и
государственные органы власти, конкуренты, потребители продуктов и услуг,
инвесторы и заинтересованные стороны);
—
технология, обеспечивающая эффективную передачу послания организации различным
органам власти, ответственным за принятие политических решений в сложных
политических взаимодействиях (переговоры, торг), сосредоточенных вокруг различного
отношения к законопроектам, кадровым назначениям, массовым действиям в
поддержку или против некоторых решений.
На
данный момент формального определения лоббизма в федеральных законах России
нет. Однако некоторые законодатели области определяют лоббирование как
«деятельность определенных лиц по информационному взаимодействию с
законодательным органом региона с целью выражения интересов соответствующих
организаций в законотворческой деятельности региона» [4, c.48].
Консолидация
этой концепции в региональном законодательстве необычна и является исключением
для России.
Подводя
итог, лоббирование означает установление и улучшение отношений с властями для
продвижения и защиты интересов организации, снижения рисков и обеспечения ее
устойчивого развития, другими словами – создание благоприятных условий для
деятельности компании в быстро меняющейся конкурентной среде.
Рассмотрим
особенности регулирования лоббистской деятельности в развитых странах.
В
Европейском Союзе Бундестаг Германии уникален тем, что это единственная палата,
которая имеет особые формальные правила регистрации лоббистов. Все группы,
стремящиеся сформулировать или защитить свои интересы, должны
зарегистрироваться в Бундестаге. Этот общедоступный реестр публикуется
ежегодно.
Великобритания,
с другой стороны, предпочла регулировать лоббистов, а не лоббистскую
деятельность. В основном это было связано с болезненной проблемой поиска
общеприемлемого определения того, что представляет собой лоббист.
Помимо
ЕС, США и Канада являются единственными странами, которые ввели законодательное
регулирование лоббистов. В США самая давняя традиция формального регулирования.
Однако Федеральный закон о лоббировании 1946 года настолько неадекватно дал
определение лоббистов, что его пришлось отменить и заменить Законом об
ограничении лоббирования 1995 года, имеющим гораздо более широкое определение
[15].
В
Канаде существует более сложный подход, где различные типы лоббистов определены
в Законе о регистрации лоббистов 1989 года, пересмотренном в 1995 и 2002 годах.
Определение лоббистов сопряжено с трудностями.
В
случае с Австралией Схема регистрации лоббистов 1983 года была настолько
неадекватной в этом отношении, что было решено отменить эту схему в 1996 году,
поскольку она была признана не имеющей законной силы.
Европейский
парламент разработал новаторскую стратегию формального регулирования,
основанную на самоопределении и стимулах, таким образом устраняя необходимость
определять лоббиста [21].
В
тех странах, где преобладает неформальная практика, есть некоторые
свидетельства того, что вопрос о более формальном регулировании лоббистов
продвигается вперед в политической повестке дня.
Важно
отметить, что, несмотря на активное расширение участия неправительственных
организаций в государственных делах, государство сохранило свои позиции в
качестве ключевого регулятора социально-политических отношений, который имеет
доминирующее влияние.
В
конце концов, появление лоббирования как новой области практической
деятельности стало ответом на растущую необходимость обеспечения диалога с
государственными регуляторами в новых обстоятельствах [20]. С середины ХХ века отношения
коммерческих и некоммерческих организаций с государством как важнейшим
заинтересованным лицом организации начали совершенствоваться и
институционализироваться, и их реализация стала прерогативой специалистов.
Развитие
этой формы представления и защиты коммерческих интересов в последние годы привело
к институционализации категории лоббирования в терминологии теоретиков и
практиков современного менеджмента (наряду с понятиями PR, PA, HR, IR, которые
там были установлены ранее), что определяется рядом обстоятельств. С одной
стороны, появилась относительно новая сфера профессиональной деятельности лоббиста.
С другой стороны, новая дисциплина лоббиста сформировалась в междисциплинарном
пространстве ряда социальных наук (политология, менеджмент, юриспруденция,
коммуникативные исследования и др.) [19].