Курсовая с практикой на тему Литературный кружок как форма организации внеурочной деятельности с одаренными детьми.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
Глава I. Организация внеурочной деятельности. 6
1.1 Виды
и направления внеурочной деятельности. 6
1.2. Программа организации внеурочной деятельности по ФГОС.. 7
Глава 2. Анализ работы литературного кружка как формы организации
внеурочной деятельности с одаренными детьми. 13
2.1. Работа над речью и выразительностью в литературном
кружке. 13
2.2. Роль внеурочного времени в формировании литературного
чтения у одаренных учащихся. 17
Заключение. 37
Список источников и литературы………………….……………………………40
Приложение. 42
Введение:
Актуальность. Образовательный
стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели.
Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и межпредметные,
и личностные связи как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Главной
целью работы с одаренными детьми в школе является создание комплекса различных
условий и средств, которые направлены на совершенствование системы выявления,
поддержки и развития одаренных детей в условиях образовательного пространства
школы. Одним из вариантов сопровождения развития одаренных детей в школе
является реализация программ внеурочной деятельности. Самой распространенной
формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются
предметные кружки. Они предназначены в основном для учеников, у которых
интересы выходят за пределы программы, но не исключают возможности посещения их
всеми учащимися. Целесообразно в работе с одаренными детьми систематизировать
результаты детского творчества в следующих проявлениях: творческие проекты, портфолио,
книга детских творческих работ, результаты конкурсов, олимпиад, конференций для
стимулирования потребности учащихся в реализации их творческого потенциала.
Внеурочная работа
— составная часть в учебно-воспитательном процессе школы, а также одна из форм
организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной
работы, можно сказать практически совпадают с направлениями, формами и методами
дополнительного образования детей
Основная задача
внеурочной работы: организовать свободное время учащихся с учетом их интересов
и развития, воспитание и обучение ребенка в начальной школе – это новый шаг
вхождения в окружающий мир.
Основная цель
современной начальной школы заключается в создании наиболее благоприятных
условий для развития предметно-практической деятельности ученика.
Современное
общество предъявляет высокие требования к современной школе и поэтому учитель
должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались
способности и возможности учащихся, но и развивать потенциал их личности.
Формирование
интересов, потребности личности школьника осуществляется различными средствами,
в том числе и средствами искусства и творчества. Успех здесь может быть
обеспечен лишь тогда, когда учащиеся наряду с самостоятельной деятельностью
подготовлены к восприятию произведения искусств. Опыт преподавания убеждает в
необходимости поиска путей познавательной учебной деятельности школьников.
Для становления
развитой личности учитель должен так организовать свою работу, чтобы ученику
было интересно, чтобы он мог проявить своё творчество, свою самостоятельность,
при необходимости организовать работу и привести её к результату.
Проблемами
развития личности занимались А.М.Бородич, Л.М.Ворошина, В.В.Гербова,
Л.А.Горбушина, Р.П.Короткова, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева, Ф.А.Сохин,
Е.ИЛихеева, А.П.Усова, А.П.Федоренко, Г.А.Фомичева и другие.
Объект
исследования: внеурочная деятельность как форма работы.
Предмет
исследования: использование кружка как средства развития предметно-практической
деятельности школьников.
Цель
данной работы: дать характеристику внеурочной деятельности в образовании при использовании кружка как формы
внеурочной деятельности
Задачи:
— Рассмотреть
и проанализировать литературу по проблеме исследования;
— Охарактеризовать программу организации внеурочной деятельности по ФГОС
— Разработать
программу кружка на примере художественного творчества.
— Охарактеризовать роль
внеурочного времени в формировании литературного чтения у одаренных учащихся
Методы
исследования:
— анализ
психолого-педагогической, методической литературы;
— изучение
опыта учителей-практиков, психологов, работающих в школе, по данной теме
исследования;
База
исследования: МОУ СОШ № 1.
Курсовая
работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной
литературы.
Заключение:
Основное
содержание работы кружка — обучение одаренных школьников искусству чтения
в процессе подготовки исполнения специально отобранных произведений.
Подготовка
исполнения включает:
а) анализ
произведения,
б) воплощение
произведения в звучащем слове. Параллельно в кружке целесообразно выделять
время для воспитания у одаренных учащихся
качеств, умений и навыков, необходимых для литературного чтения: воображения,
наблюдательности, умения действовать словом, общаться.
К этому разделу
работы кружка относятся занятия техникой речи — развитие
реберно-диафрагматического дыхания, выработка четкой дикции.
Упражнения для
этого раздела занятий можно найти в специальных пособиях.
На занятиях
кружка необходимо уделять специальное время обсуждению исполнения на разных
этапах его подготовки. Обсуждения воспитывают у членов кружка умение слушать
чтеца, т. е. понимать достоинства и недостатки его исполнения, вырабатывают
правильный критерий оценки качества чтения, приучают к товарищеской критике,
сплачивают коллектив.
В кружке литературного
чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.
Каждый ребенок работает над отдельным произведением, к анализу же этого
произведения и к обсуждению исполнения привлекаются все присутствующие на
занятии кружковцы.
Занятия по
технике речи проводятся коллективно, но не исключена и индивидуальная работа,
связанная с исправлением недостатков речи отдельных учеников. Упражнения и
этюды, используемые для развития воображения, наблюдательности, умения
действовать словом и общаться со слушателями, проводятся коллективно. Кроме
того, параллельно с индивидуальной работой над исполнением используются в
кружке и такие формы, как коллективное или хоровое чтение.
Преобладание
индивидуальной работы в кружке литературного чтения определяет его
количественный состав, который не может превышать 10 человек.
При большем
количестве кружковцев педагог не сможет уделять
каждому из них необходимого времени для того, чтобы помочь ему с должной
полнотой творчески освоить и воплотить литературное произведение.
Поверхностный же
анализ и отсутствие должной требовательности к качеству исполнения снижают
воспитательное значение занятий и не дают положительных результатов в обучении
выразительному чтению. Поэтому если количество желающих заниматься в кружке
велико, то следует организовать параллельные группы.
Необходимое
условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению —
выступления перед слушателями .
Чтецкие концерты
и вечера. Среди мероприятий, содействующих популяризации литературного чтения,
значительное место занимают вечера-концерты чтецов-профессионалов.
У многих
школьников есть возможность послушать «живые» выступления
мастеров звучащей литературы. Коллективное восприятие произведений искусства
слова, «общая эмоциональная зараженность» (К. С. Станиславский) — исключительно
важный фактор. Происходит влияние исполнителя на зрителей, воздействие
аудитории на исполнителя, зрителей друг на друга.
Для поддержания
интереса к беглому, выразительному, осознанному чтению используются наглядные
пособия, игры, мультимедийные, аудио диски, различного рода карточки и т.д.
Приглашаются на
концерты герои детских сказок: весёлых человечков, Буратино, Гномика, Красную
Шапочку. Эти герои задают детям «хитрые вопросы», «приносят письма» с
заданиями.
Таким образом,
проблеме формирования навыка литературного чтения во внеурочной деятельности у
одаренных учащихся огромное значение, поскольку выразительность, основанная на
осознанном анализе текста и применении основных положений искусства чтения,
способствует умственному, нравственному, эстетическому развитию учащихся с
тяжелыми нарушениями речи, а также способствует развитию их художественных
способностей.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Организация внеурочной деятельности
1.1 Виды и направления внеурочной деятельности Внеурочная
деятельность в соответствии с требованиями Стандарта
организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное и
т. д.).
Организация занятий по этим
направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в
образовательном учреждении.
Принципы
внеурочной деятельности: это:
— создание
здоровьесберегающей среды;
— единство
учебного, воспитательного и развивающего процессов;
— создание условий
для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей;
— построение
индивидуальной образовательной траектории.
В школе внеурочная
деятельность организована по следующим направлениям развития личности:
•
спортивно-оздоровительное,
• общекультурное,
• социальное,
•
общеинтеллектуальное,
• общекультурное,
• проектная
деятельность.
Формы внеурочной
деятельности это: кружки, экскурсии, секции, конференции, викторины, олимпиады,
соревнования, поисковые и научные исследования [4,с.54].
Необходимо учитывать, что каждый внеурочной деятельности имеет свое
содержание.
И как результат – у учащихся возникает
направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций.