Методика обучения и воспитания (дошкольное образование Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Литературная сказка как средство развития воображения у детей старшей группы ДОО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ
СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОО.. 5

1.1. Сущность и содержание работы по развитию воображения у
детей старшей группы ДОО.. 5

1.2. Средства, методы, технологии развития воображения у
детей старшей группы ДОО (на материале программ дошкольного образования) 11

1.3. Использование литературной сказки в процессе развития
воображения у детей старшей группы ДОО.. 14

Выводы по 1 главе. 17

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И
РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ КАК
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОО.. 18

2.1. Диагностика уровней 
развития воображения у детей старшей группы ДОО   18

2.2. Разработка педагогического проекта по использованию
литературной сказки как средства развития воображения у детей старшей группы
ДОО.. 31

Выводы по 2 главе. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40

ЛИТЕРАТУРА.. 42

ПРИЛОЖЕНИЯ. 45

Приложение А.. 46

  

Введение:

 

Проблема творческих способностей в обучении не
нова. В самых разнообразных трактовках проблемы её функцию все видели в том,
чтобы приблизить воспитанника к учению, приохотить так, чтобы учение для
ребенка стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо
эффективное обучение.

Цель воспитателя заключается в том, чтобы
обеспечить не общую активность в творческой деятельности, а активность,
нацеленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация
учения есть, прежде всего, организация действий дошкольников, направленных на
понимание и разрешение конкретных учебных проблем.

Актуальность исследования обусловлена тем,
что воображение лежит в основе мотивации учебной деятельности дошкольника.
Учебная деятельность отвечает потребностям дошкольника.

Проблема исследования. Каковы
педагогические условия, влияющие на развитие воображения у дошкольников?

Цель исследования – развитие воображения у
детей дошкольного возраста в процессе использования литературных сказок.

Объектом исследования являются особенности
воображения у старших дошкольников.

Предметом исследования является процесс развития
воображения у старших дошкольников с использованием литературных сказок.

Цель исследования обусловила постановку
таких его задач:

1.Проанализировать
психолого-педагогическую литературу по проблеме развития воображения
дошкольников.

2.Выявить уровни и показатели развития воображения
дошкольников.

3. Разработать и внедрить такие формы
работы со сказочно-игровым материалом, использование которых способствовало бы
формированию воображения старших дошкольников.

Методы исследования:

— теоретические: (анализ, сравнение,
обобщение, классификация); — эмпирические:  (тестирование, анкетирование). База  исследования:
ДОУ № 1 г. Сургута, старшая группа.

Практическая значимость работы состоит в
том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей
теоретической и практической разработке проблемы исследования.

Структура работы отвечает ее цели и
задачам. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования воображения
дошкольников. Вторая глава содержит описание и результаты педагогического
эксперимента, проведенного с целью выявления уровня сформированности воображения
старших дошкольников. В заключении подведены итоги исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обучение – основная форма развития воображения.
С одной стороны, во время учебного процесса учащиеся приобретают новые знания,
которые расширяют их кругозор, и с другой — в процессе активной творческой
деятельности развиваются учебные возможности дошкольника, благодаря которым он
может самостоятельно и творчески использовать не только запас знаний, но и
искать новое, удовлетворять свои потребности в познании.

Большое значение для развития воображения
имеет развитие психических процессов — памяти, внимания, воображения. Именно
эти процессы, по данным психологов, — основа для развития продуктивного
мышления и творческих способностей дошкольников.

Воображение – важнейшее
образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности
человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом
не является имманентно присущим человеку от рождения.

Создание благоприятной
эмоциональной атмосферы творческой деятельности дошкольников – важнейшее
условие формирования творческого интереса и развития воображения дошкольника в
учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения –
образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и
опосредованное влияние на интерес.

Исследование было направлено на развитие воображения
старших дошкольников. Участие в нем приняли 10 детей старшего дошкольного
возраста (5-6 лет).

Экспериментальная деятельность была
разбита на три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный.

Для диагностики уровня сформированности воображения
дошкольников были использованы специально подобранные нами методики.

По итогам констатирующего этапа
исследования было отмечено, что среди дошкольников преобладают средний и низкий
уровни воображения. По итогам контрольного этапа исследования было отмечено,
что среди дошкольников преобладают средний и низкий уровни воображения, однако
преобладание среднего уровня слегка повысилось в сравнении с констатирующим
этапом исследования. По некоторым методикам ситуация изменений не претерпела,
однако в целом количественно средний уровень увеличился, что доказывает
эффективность использованной программы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ДОО 1.1. Сущность и содержание работы по развитию воображения
у детей старшей группы ДОО

Современное развивающее обучение – это
модель, призванная совершенствовать мыслительные процессы дошкольника с учетом
возможностей каждого ребенка. Это обучение, главным признаком которого является
принцип симфонизма, а не унификации. Для успешного существования
образовательного поля важно формировать познавательную самостоятельность
ребенка, создать условия, при которых интеллектуальная пассивность дошкольников
станет невозможной.

Эффективность развивающего обучения
проявляется, прежде всего, в активизации познавательной деятельности дошкольников
[25].

Основные этапы становления личности
неотделимы от развития творческих возможностей и, следовательно, от развития
воображения. Исследованию этой проблемы посвящены многие философские,
эстетические, психологические и педагогические работы. Однако до сих пор
отсутствует приемлемая полидисциплинарная теория воображения.

В философско-логической области наиболее
интересную характеристику воображения можно найти в трудах Э. В. Ильенкова [2].
Согласно его работам, в истории общества воображение развивается как
универсальная способность человека, позволяющая ему правильно видеть то, что
действительно есть в мире, как умение видеть его во всем многообразии предметов
и их качеств. В актах познания воображение позволяет соотносить усвоенные общие
знания с единичным фактом.

Э. В. Ильенков считал, что в воображении
человек строит глобальный образ целостной ситуации раньше детализированных
образов ее частей. Кроме того, по мнению В. Т. Кудрявцева, В. Б. Синельникова,
сила воображения стягивает в одну неделимую точку всеобщее и единичное,
необходимое и случайное, главное и, казалось бы, второстепенное [3].

И. П. Фарман в одной из последних
отечественных монографий, посвященных воображению, выделяет следующие ракурсы
исследования проблем воображения, отражающие различные ипостаси этой
способности:

«1) воображение как акт сознания и его
место в структуре мышления;

2) познавательная функция воображения;

3) творческая продуктивная способность
воображения» [4].

 Универсальным началом, составной частью всех
указанных аспектов рассмотрения воображения будут являться его познавательные,
когнитивные возможности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы