Курсовая с практикой на тему Литературная сказка как средство развития воображения у детей старшей группы ДОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ
СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОО.. 5
1.1. Сущность и содержание работы по развитию воображения у
детей старшей группы ДОО.. 5
1.2. Средства, методы, технологии развития воображения у
детей старшей группы ДОО (на материале программ дошкольного образования) 11
1.3. Использование литературной сказки в процессе развития
воображения у детей старшей группы ДОО.. 14
Выводы по 1 главе. 17
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И
РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ КАК
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОО.. 18
2.1. Диагностика уровней
развития воображения у детей старшей группы ДОО 18
2.2. Разработка педагогического проекта по использованию
литературной сказки как средства развития воображения у детей старшей группы
ДОО.. 31
Выводы по 2 главе. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
ЛИТЕРАТУРА.. 42
ПРИЛОЖЕНИЯ. 45
Приложение А.. 46
Введение:
Проблема творческих способностей в обучении не
нова. В самых разнообразных трактовках проблемы её функцию все видели в том,
чтобы приблизить воспитанника к учению, приохотить так, чтобы учение для
ребенка стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо
эффективное обучение.
Цель воспитателя заключается в том, чтобы
обеспечить не общую активность в творческой деятельности, а активность,
нацеленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация
учения есть, прежде всего, организация действий дошкольников, направленных на
понимание и разрешение конкретных учебных проблем.
Актуальность исследования обусловлена тем,
что воображение лежит в основе мотивации учебной деятельности дошкольника.
Учебная деятельность отвечает потребностям дошкольника.
Проблема исследования. Каковы
педагогические условия, влияющие на развитие воображения у дошкольников?
Цель исследования – развитие воображения у
детей дошкольного возраста в процессе использования литературных сказок.
Объектом исследования являются особенности
воображения у старших дошкольников.
Предметом исследования является процесс развития
воображения у старших дошкольников с использованием литературных сказок.
Цель исследования обусловила постановку
таких его задач:
1.Проанализировать
психолого-педагогическую литературу по проблеме развития воображения
дошкольников.
2.Выявить уровни и показатели развития воображения
дошкольников.
3. Разработать и внедрить такие формы
работы со сказочно-игровым материалом, использование которых способствовало бы
формированию воображения старших дошкольников.
Методы исследования:
— теоретические: (анализ, сравнение,
обобщение, классификация); — эмпирические: (тестирование, анкетирование). База исследования:
ДОУ № 1 г. Сургута, старшая группа.
Практическая значимость работы состоит в
том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей
теоретической и практической разработке проблемы исследования.
Структура работы отвечает ее цели и
задачам. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования воображения
дошкольников. Вторая глава содержит описание и результаты педагогического
эксперимента, проведенного с целью выявления уровня сформированности воображения
старших дошкольников. В заключении подведены итоги исследования.
Заключение:
Обучение – основная форма развития воображения.
С одной стороны, во время учебного процесса учащиеся приобретают новые знания,
которые расширяют их кругозор, и с другой — в процессе активной творческой
деятельности развиваются учебные возможности дошкольника, благодаря которым он
может самостоятельно и творчески использовать не только запас знаний, но и
искать новое, удовлетворять свои потребности в познании.
Большое значение для развития воображения
имеет развитие психических процессов — памяти, внимания, воображения. Именно
эти процессы, по данным психологов, — основа для развития продуктивного
мышления и творческих способностей дошкольников.
Воображение – важнейшее
образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности
человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом
не является имманентно присущим человеку от рождения.
Создание благоприятной
эмоциональной атмосферы творческой деятельности дошкольников – важнейшее
условие формирования творческого интереса и развития воображения дошкольника в
учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения –
образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и
опосредованное влияние на интерес.
Исследование было направлено на развитие воображения
старших дошкольников. Участие в нем приняли 10 детей старшего дошкольного
возраста (5-6 лет).
Экспериментальная деятельность была
разбита на три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный.
Для диагностики уровня сформированности воображения
дошкольников были использованы специально подобранные нами методики.
По итогам констатирующего этапа
исследования было отмечено, что среди дошкольников преобладают средний и низкий
уровни воображения. По итогам контрольного этапа исследования было отмечено,
что среди дошкольников преобладают средний и низкий уровни воображения, однако
преобладание среднего уровня слегка повысилось в сравнении с констатирующим
этапом исследования. По некоторым методикам ситуация изменений не претерпела,
однако в целом количественно средний уровень увеличился, что доказывает
эффективность использованной программы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ДОО 1.1. Сущность и содержание работы по развитию воображения
у детей старшей группы ДОО
Современное развивающее обучение – это
модель, призванная совершенствовать мыслительные процессы дошкольника с учетом
возможностей каждого ребенка. Это обучение, главным признаком которого является
принцип симфонизма, а не унификации. Для успешного существования
образовательного поля важно формировать познавательную самостоятельность
ребенка, создать условия, при которых интеллектуальная пассивность дошкольников
станет невозможной.
Эффективность развивающего обучения
проявляется, прежде всего, в активизации познавательной деятельности дошкольников
[25].
Основные этапы становления личности
неотделимы от развития творческих возможностей и, следовательно, от развития
воображения. Исследованию этой проблемы посвящены многие философские,
эстетические, психологические и педагогические работы. Однако до сих пор
отсутствует приемлемая полидисциплинарная теория воображения.
В философско-логической области наиболее
интересную характеристику воображения можно найти в трудах Э. В. Ильенкова [2].
Согласно его работам, в истории общества воображение развивается как
универсальная способность человека, позволяющая ему правильно видеть то, что
действительно есть в мире, как умение видеть его во всем многообразии предметов
и их качеств. В актах познания воображение позволяет соотносить усвоенные общие
знания с единичным фактом.
Э. В. Ильенков считал, что в воображении
человек строит глобальный образ целостной ситуации раньше детализированных
образов ее частей. Кроме того, по мнению В. Т. Кудрявцева, В. Б. Синельникова,
сила воображения стягивает в одну неделимую точку всеобщее и единичное,
необходимое и случайное, главное и, казалось бы, второстепенное [3].
И. П. Фарман в одной из последних
отечественных монографий, посвященных воображению, выделяет следующие ракурсы
исследования проблем воображения, отражающие различные ипостаси этой
способности:
«1) воображение как акт сознания и его
место в структуре мышления;
2) познавательная функция воображения;
3) творческая продуктивная способность
воображения» [4].
Универсальным началом, составной частью всех
указанных аспектов рассмотрения воображения будут являться его познавательные,
когнитивные возможности.