Курсовая с практикой на тему Лингвостилистические особенности жанра «Фэнтэзи» на примере произведения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения жанра фэнтези 6
1.1. Жанровая характеристика англоязычных романов 21 века 6
1.2. Особенности жанра фэнтези на лексическом и стилистическом уровнях 12
Выводы к I главе 17
Глава II. Лингвистические особенности произведения Стэфэни Майер 19
2.1. Лингвистические особенности романа К. Стэфэни Майер «Сумерки» 19
2.2. Стилистические особенности романа романа К. Стэфэни Майер «Сумерки» 23
Выводы к II главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Данная работа выполнена русле лингвистических учений и посвящена изучению лингвостилистических особенностей жанра фэнтези на примере современных англоязычных романов.
Актуальность работы. Произведение жанра фэнтези – это многогранное явление, которое в последнее время стало предметом научных дискуссий в лингвистике. Так, в настоящее время тексты этого жанра находятся в основном в центре внимания когнитивной лингвистики, лингвокультурологии [Шкотова 2014], стилистики [Mandala 2010]. Исследователи сходятся во мнении что, рассматривая фантазийный текст как продукт речи, обладающий понятийной значимостью и коммуникативной направленностью в рамках определенной сферы общения, необходимо определить и структурировать его специфические стилистические признаки.
В настоящее время все более популярным становится изучение английских фэнтези-текстов, как языкового явления, и их стилистических особенностей. В то время как Ф. Мендлесон в своих работах обращала внимание на особенности повествования разных жанров фэнтези [Mendlesohn 2008], С. Мандала сосредоточивался на стилистической дифференциации языка в английской фэнтези и научной фантастике, подчеркивая, что авторы фэнтезийных текстов склонны к использованию архаичных лексических и грамматических форм [Mandala 2010]. Однако до настоящего времени не было проведено исследования, направленного на установление лингвостилистических особенностей жанра «Фэнтези» с учетом его жанровых признаков.
Объект работы – языковые и стилистические средства выразительности в современном англоязычном романе в стиле фэнтези.
Предмет – функциональная нагрузка стилистических средств выразительности в современном англоязычном романе в стиле фэнтези.
Цель исследования – установить лингвостилистические особенности современного англоязычного романа, написанного в стиле фэнтези.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
— привести жанровую характеристику англоязычных романов 21 века;
— описать особенности жанра фэнтези в английской литературе;
— осветить языковые особенности англоязычного романа, написанного в стиле фэнтези на лексическом уровне;
— охарактеризовать языковые особенности англоязычного романа, написанного в стиле фэнтези на стилистическом уровне;
— провести анализ лингвистических особенностей романа К. Стэфэни Майер «Сумерки»;
— определить роль выразительных языковых средств в романе К. Стэфэни Майер «Сумерки»;
— установить стилистические особенности романа К. Стэфэни Майер «Сумерки»;
— выявить лингвориторический потенциал стилистических приемов в рамках современного англоязычного романа, написанного в стиле фэнтези.
Поставленные задачи решались при помощи следующих методов и приемов: систематизация, обобщение, описание, стилистический анализ, метод контекстуальной выборки.
Теоретической базой исследования послужили положения таких авторов, как М.М. Бахтин, И.Р. Гальперин, В.А. Кухаренко, А.Н. Мороховский, А.С Шкотова, S. Mandala, F. Mendlesohn, и др.
Материалом работы послужил оригинальный текст произведения К. Стэфэни Майер «Сумерки».
Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбора объекта и предмета исследования, определяются основные цели, задачи и методы исследования проблемы, указывается теоретическая база исследования.
Первая глава, состоящая из трех параграфов, носит теоретико-обзорный характер. В ней рассматриваются основные понятия исследования такие, как роман, роман в стиле фэнтези.
Во второй главе анализируется функциональная нагрузка лингвостилистических средств в романе К. Стэфэни Майер «Сумерки».
В Заключении подводятся основные итоги работы, систематизируются в виде выводов основные положения исследования.
Список использованной литературы содержит ссылки на источники, которые использовались в ходе написания работы.
Заключение:
В ходе выполнения работы, где ставилась цель – установить лингвостилистические особенности жанра «Фэнтези» с учетом его жанровых признаков, были сделаны следующие выводы:
Для фэнтези характерны воображаемые и нереалистичные элементы. Фантазии обычно связаны со сверхъестественными способностями, такими как магия и волшебные существа. Фэнтезийные истории часто содержат элементы Средневековья, такие как замки, рыцари, короли, волшебные мечи и отсылки к древним заклинаниям. События в фэнтези происходят вне законов реальной вселенной и обычно связаны со сверхъестественными элементами, такими как магия или волшебные существа. Основные элементы фэнтези существовали веками, и фэнтези уходит своими корнями в древние мифы, легенды и сказки. Однако курс на современное фэнтези начался в викторианскую эпоху, когда писатели начали разрабатывать свои собственные фантастические миры, а не опираться на устоявшиеся культурные традиции.
Прилагательные ‘cold’/‘warm’ обращают на себя внимание потому, что в тексте часто упоминается контраст между теплом человеческого тела и холодностью прикосновений вампиров. Прилагательное ‘black’ используется для чисто физического описания цвета глаз. Для романа типично использование распространённых, осложнённых предложений. В тексте произведения много повествований-воспоминаний, монологов. За короткими строками диалога следуют более длинные части, в которых Белла описывает свои мысли и размышления о ситуации.
Стилистические приемы позволяет создать автору детальное построение художественного мира в романе. Эпитеты являются важным инструментом на пути создания необходимого эмоционального фона повествования. Эпитеты часто используются автором для выражения эмотивности. Большим потенциалом создания ярких эмотивных образов обладает метафора, эмоция в таком случае не выражается прямо, а осмысляется по образу некоторой другой системы, уподобляясь чему-либо. На синтаксическом уровне стилистическим средством создания яркого художественного образа и выражения эмотивности в тексте повествования является синтаксический повтор. При помощи таких приёмов, как эпитет, метафора, гипербола автор делает акцент на эмоциональном состоянии героев произведения, что, в свою очередь, создает напряженность повествования, которая свойственна романам-фэнтези.
Перспективы работы видятся в изучении взаимосвязи художественного замысла автора произведения в жанре фэнтези и лингвориторических средств (вербально-семантические выразительные средства), которые позволяет ему реализовать интенцию.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты изучения жанра фэнтези
1.1. Жанровая характеристика англоязычных романов 21 века
В виду того, что материалом данного исследования выступает современный англоязычный роман – произведение К. Стэфэни Майер «Сумерки», представляется целесообразным привести общую характеристику данному жанру и обозначить его типологические особенности. Роман – это повествовательное произведение в прозе, в котором на протяжении значительной части рассказывается история о конкретных человеческих переживаниях [Аннушкин, 2006].
Стиль и длина прозы, а также вымышленный или полувымышленный сюжеты являются наиболее четко определяющими жанровыми характеристиками романа. В отличие от произведений эпической поэзии, роман рассказывает свою историю прозой, а не стихами; в отличие от коротких рассказов, он представляет собой длинное повествование, а не краткую историю. Однако есть и другие характерные элементы, выделяющие роман как особую литературную форму.
Жанровая форма романов восходят к «Сказке о Гэндзи» 1010 года Мурасаки Сикибу, европейские романы впервые появились в начале семнадцатого века, когда особо популярными стали рыцарские романы [Гусарова, 2018]. Современные романы, написанные в стиле фэнтези, бывают самых разных поджанров.
По большей части романы посвящены рассказу об индивидуальном опыте персонажей, созданию сложного портрета этих персонажей и мира, в котором они живут [Бабенко, 2004]. В произведениях этого жанра обычно исследуются внутренние чувства и мысли, а также сложные, даже противоречивые идеи или ценности. По сравнению с предшествующими формами литературы истории, которые рассказываются в романах, становятся более личными, важным становится не только сами истории, но и опыт их чтения. В то время как эпическая поэзия и подобные формы повествования были предназначены для публичного чтения, романы больше ориентированы на отдельного читателя [Болотнова, 2009].
Чтобы произведение считалось романом, в нем должны присутствовать следующие черты:
Одной из главных особенностей романа является то, что он написан в прозе, то есть написан не в поэтическом формате. Это означает, что в нем нет метрического ритма, повторения или периодичности. В некоторых романах строки могут использоваться в стихах с разными эстетическими целями. Однако во всех этих случаях можно выделить, что общий стиль соответствует прозе, а стих используется только как повествовательный ресурс. При этом повествование может вестись с различных перспектив – от первого иди третьего лица [Лагутин, 1991].
Продолжительность романов – одна из самых обсуждаемых особенностей в литературной сфере. Произведение должно быть значительного объема. Среди литературоведов не существует одного определенного критерия, сколько слов должно быть в произведении, что автоматически превратит его в роман. Однако в целом считается, что диапазон составляет от 60 000 до 200 000 слов. В целом короткое произведение будет считаться новеллой, а еще короче – короткой беллетристикой. Объем произведения зависит от замысла автора, который решает, насколько необходимо развивать тему или характер. Стандартной меры не существует, и она может варьироваться в зависимости от преднамеренности каждой ситуации [Хендрик, 1980].
В романе наличествует вымышленный, но правдоподобный контент. Фундаментальная черта романа – это темы, которые он затрагивает. Считается, что это вымысел, однако, его повествование обычно реалистично и правдоподобно и связно излагает факты. Этот реализм придают персонажи, их отношения и связь между фактами, даже если они вымышлены [Бахтин, 1975]. Это подразумевает существование логики, лежащей в основе событий и того, как персонажи реагируют на них. Благодаря этой логике в романе последовательно сочетаются такие жанры, как фэнтези и научная фантастика. Которые, характеризуются убедительным изложением фактов, которые читатель признает нереальными. Наполовину вымышленные романы (например, исторические произведения, вдохновленные реальными событиями или людьми) существуют, но произведение чистой научной литературы не будет классифицироваться как роман [Лотман, 2000].
В романе должен прослеживаться индивидуализм автора, субъективность суждений и оценка ситуации. Сюжет произведения относится к событиям, которые разворачиваются на протяжении всей истории. Это определяется конфликтом, который поднимает автор и разворачивается через разные ситуации, в которых живут герои произведения. Романы могут иметь сюжеты разной сложности. Это будет зависеть от количества персонажей и ситуаций, которые переплетаются, чтобы сформировать факты. Как правило, автор романа обращается к проблемам человеческого опыта через последовательность событий, происходящих с группой людей в определенном контексте.
Благодаря длине и реалистическим характеристикам романа возможно также широкое развитие персонажей [Кухаренко, 2016]. В некоторых случаях это выражается в наличии большого количества персонажей с разными происшествиями внутри сюжета. Однако такая возможность приводит и к созданию глубоких характеров, которым автор через биографию сообщает подробности или события, ясно раскрывающие их характер. Однако глубина развития характеров всегда различна и зависит от особенностей каждого романа.
Со временем роман трансформировался и обрастал новыми темами, подходами и эстетическими предложениями. По этой причине в настоящее время существует такое разнообразие подходов, что в некоторых случаях трудно отнести роман только к одному из них. Каждый поджанр использует разные приемы повествования, разные стили и тона для разработки тем с очень разными подходами. Например, исторические романы используют повествование о реальных исторических фактах, но с оттенком вымышленных персонажей и событий. Это делается для того, чтобы предложить конкретную позицию по поводу событий, о которых он рассказывает. Так, на сегодняшний день литературоведы говорят о любовном романе, фэнтези, детективном романе, производственном романе, пр.
Таким образом, роман представляет собой вымышленный художественный текст, характеризующийся значительной протяженностью и сложностью. В виду того, что роман К. Стэфэни Майер «Сумерки» принято относить к жанру фэнтези, рассмотрим подробнее характеристики данного поджанра.
Литературоведы едины во мнении, что ключевым элементом жанра фэнтези-фантастики является магия. Романы-фэнтези могут быть романтическими, историческими, остросюжетными или всеми тремя, но элемент магии – это то, что отличает этот жанр от всех остальных. Сказки, мифы и легенды являются частью жанра фэнтези. Истории о волшебниках и колдовстве, единорогах и драконах – это фэнтези. С помощью фэнтези читатели могут посетить мир, в который они никогда бы не попали иначе [Биркенвальд, 2018].
Хотя все фантастические истории уникальны, есть некоторые общие черты жанра. Как правило, в фэнтезийных романах присутствует конфликт добра и зла. Обычно главный герой и второстепенные персонажи намереваются победить это зло, хотя это часто разыгрывается в серии книг, а не в одной. В большинстве фэнтезийных произведений автор описывает множество деталей, с существами, словами и именами, которые часто придумываются самим автором [Биркенвальд, 2018].