Преподавание русского языка как иностранного Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Лингвометодический потенциал изучения топонимов Нижнего Новгорода в преподавании РКИ. (русский как иностранный)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения топонимической лексики 6
1.1. Имя собственное как особая лингвистическая единица 6
1.2. Топонимика как раздел ономастики 8
1.3. Общие топонимические классификации 12
1.4. Сложности и методы изучения топонимов при обучении РКИ 14
Глава 2. Особенности топонимов Нижнего Новгорода и их потенциал на занятиях РКИ 27
2.1. Наименования, образованные от имен собственных 27
2.2 Наименования, образованные от названий профессий, рода и вида деятельности людей 33
2.3 Названия, мотивированные историческими событиями 35
2.4 Названия, образованные от названий предприятий, организаций, учреждений, общественных учреждений 36
2.5 Названия, мотивированные возрастным признаком 38
2.6 Названия, мотивированные природно-географическими признаками 39
2.7. Роль топонимов Нижнего Новгорода в обучении РКИ 40
Глава 3. Образовательная программа по дисциплине «Путешествие к имени. Ономастическое пространство Нижнего Новгорода». 43
3.1 Разработка занятия по теме Имена в названиях. (3 ч.) 51
Список литературы 56

 

  

Введение:

 

Важнейший объект лингвокраеведения – топонимия регионов России. Лексика географических наименований отражает основные исторические этапы материальных и духовных слоев народной культуры, тем самым, являясь ценнейшим источником познания истории, культуры и языка и народа. Кроме того, в топонимической лексике проявляются закономерности языка, и работа с этим языковым материалом поспособствует наиболее глубокому проникновению в содержание и смысл слова и раскрытию многих «тайн» языка. Изучение топонимического материала позволяет увидеть больше возможностей по изучению своего родного края, его географических особенностей , истории.
Теоретическими исследованиями данной работы послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов: Н.Д. Арутюновой, Д.В. Гудкова, Т.А. ван Дейка, Ю.Н. Караулова, А.Е. Кибрика, В.В. Красных, К.Ф. Седова, Ф. де Соссюра, Г.Г. Слышкина, А.П. Чудинова и других ученых.
В разное время исследованием топонимов Нижегородского края и сопредельных территорий занимались Л.А. Климкова, Л.Л. Трубе, Н.В. Морохин, В.В. Носкова; легенды о происхождении названий Нижегородской области представлены в работах М.П. Шустова.
Методической базой данной работы послужили исследования отечественных методистов преподавания РКИ: Ларионовой А. А., Пассова Е. И., Кибиревой Л.В. Так же исследованиями в этой области занималась Зимняя Е.И.
Говоря о востребованности данной темы у исследователей, необходимо также иметь в виду, что рассмотрение онимов на занятиях РКИ остается малоисследованным и достаточно малораспространенным.
Цель исследования – предложить способы, методы изучения склонений имен собственных — топонимов.
Поставленная цель требует решения конкретных задач исследования:
1. Проанализировать известный лингвистический материал о топонимах и склонении топонимов.
2. Описать типологию топонимов
3. Рассмотреть особенности топонимов Нижнего Новгорода и их потенциал в обучении на занятиях РКИ
4. Рассмотреть возможности новых методик изучения склонений имен существительных в школе на примере топонимов
Объектом исследования являются топонимы Нижегородской области
Предмет исследования – особенности топонимов Нижегородской области в РКИ.
В работе используются следующие методы:
Описательный метод, который предполагает описание и классифицирование собранного языкового материала.
Картографический метод, предусматривающий работу с картами. Этот метод применяется для установления закономерностей размещения топонимических явлений. Карты, составленные в разные периоды времени, дают возможность проследить развитие различных явлений и их составляющих по данным топонимии.
Исторический метод. Понимание современных исторических условий является одним из главных критериев достоверности исследований. Каждая историческая эпоха характеризуется своим топонимическим набором.
Этимологический метод является древнейшим методом. Играет важную роль в топонимике, помогает восстановить исходный смысл географического термина или названия;
Статистический метод. С его помощью устанавливается соотношение количества топонимов с иными категориями наименований, выявляются количественные показатели и их соотношения с разными категориями топонимов.
Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в том, что оно вносит определённый вклад в разработку вопроса об ономастике Нижегородского края.
Практическая значимость диссертации состоит в выявлении лингвометодического потенциала региональной топонимии: работе со школьниками и в вузе для изучения топонимов Нижегородской области. Результаты данной работы могут быть использованы на спецкурсах и спецсеминарах, посвящённых диахронии русского языка и изучению диалектов Нижегородского края, на уроках краеведения в средней школе, а также применяться в качестве наглядного пособия при составлении кратких топонимических словарей других районов области. Данное исследование может быть интересно и полезно также тем, кто занимается изучением топонимов Нижегородской области на занятиях РКИ.
Новизна исследования состоит в разработке конкретной системы использования топонимического материала регионального характера – топонимов Нижегородской области.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Работа с семантизацией топонимов представляет собой одно из эффективных дополнительных средств обучения и преподавания русского языка для иностранцев. Их применение особенно актуально в период развития постиндустриального общества и в результате информационной революции конца 20-ого века, которая привела к смене основной образовательной парадигмы.
На сегодняшний день обучение топонимам прочно вошло в образовательный процесс и является неотъемлемой частью любой ступени образования. Их применение регламентируется федеральными законами об образовании, социальным заказом, а также новыми вызовами общества.
В данной работе произведена попытка объединить основные направления в обучении планирования совместных действий при работе с топонимией русского языка.
Вначале выделены основные цели обучения при работе со склонениями топонимов. Основной целью обучения и выступают общая стратегическая цель, заключающаяся в формировании языковой личности, максимально приближенной к системе знаний и мышления носителей языка. В лингводидактике цель обучения русскому языку рассматривается с позиции ее социально-педагогической и методической сущности.
Социально-педагогическая сущность цели обучения студентов с заключается в формировании личностей, в совершенстве владеющих русским языком.
В рамках своей методической сущности, цель обучения склонения топонимов рассматриваются с позиции трех аспектов: прагматического, когнитивного и педагогического. Каждый аспект цели, согласно ее методической сущности включает в себя набор определенных компетенций, основными из которых на сегодняшний день выступают следующие: коммуникативная, дискурсивная, предметная, профессиональная педагогическая, лингводидактическая, межкультурная компетенции и медиакомпетенция.
На основе выделения целей рассмотрено содержание обучения русского языка и теме неизменяемых существительных, в частности. Среди основных компонентов содержания выделены языковые умения и навыки учащихся, а также учебный материал, рассматриваемый в процессе усваивания теоретических и практических дисциплин. Помимо этого, выделены также общие компоненты содержания обучения, подразделяющиеся на процессуальные и предметные аспекты и включающие в себя: учебные материалы, тексты, темы и сферы общения, различные умения и навыки, а также систему знаний о культуре языка.
Изучение русского языка является непосредственной частью процессов общения современного общества. Умение коммуницировать, применять все знания русского языка неосуществимо без умения восприятия особенно сложных моментов русского языка.
Установлено, что формирование компетенции учащихся в области знаний склонений топонимов происходит лучше, когда фонетические и визуальные каналы поступления информации используются во взаимодействии.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения топонимической лексики

1.1. Имя собственное как особая лингвистическая единица

Имя собственное (калька с лат. nomen proprium, которое в свою очередь является калькой с греч. ὄνομα κύριον) [Суперанская 1969: с.208] – имя существительное, обозначающее слово или словосочетание, предназначенное для именования конкретного, вполне определённого предмета или явления, выделяющее этот предмет или явление из ряда однотипных предметов или явлений. Имя собственное противопоставлено имени нарицательному. В отличие от других слов, имя собственное непосредственно не связвется с понятием, его основное значение заключается в его связи с обозначаемым [ЛЭС 1990: с. 314].
Оппозицией имени собственному выступает имя нарицательное. Имя нарицательное (буквальный перевод с лат. nomen appellativum, от др.-греч. προσηγορικόν – прозвище) [Ахманова 1969: c.465] в грамматике обозначает имя существительное, определяющее название (категорию) целой группы объектов, которые имеют общие признаки, и называет эти объекты по их принадлежности к данной категории.
Имена собственные и нарицательные используются для номинации, т.е. выполняют номинативную функцию.
А. В. Суперанская в своей книге «Общая теория имени собственного» расматривает три признака, позволяющих разграничить имя собственное и нарицательное. «Основные отличительные признаки собственного имени заключаются в том, что: 1) оно дается индивидуальному объекту, а не классу объектов, имеющих черту, характерную для всех идивидов, входящих в этот класс; 2) именуемый с помощью имени собственного объект всегда четко определён, отграничен, очерчен; 3) имя не связано непосредственно с понятием и не имеет на уровне языка четкой и конкретной коннотации» [Суперанская 1973: с.324].
Различие между именами собственными и нарицательными имеет важное значение для изучения микротопонимов города, поскольку название относится к той или иной категории и позволяет более точно классифицировать объекты исследования.
Ю. А. Карпенко предлагает функцию собственных имен называть диференциальной, а нарицательных – классификационной. Чаще всего, особенно в топонимах дифференциальная функция выступает в роли адресной. В целом же автор стоит на точке зрения полуфункциональности имен собственных (как и нарицательных), обнаруживая в них идентифицирующую, эстетическую и некоторые другие функции. Разделение сущности и функции сводится к дифференциации положения имени собственного в речи и языке. Языковая сущность слова воплощается в его речевой функции. [Бондалетов 1983: с. 19]
Имена собственные являются предметом ономастики как раздела языкознания. Ономастика (от др. — греч. ὀνομαστική – искусство давать имена) – дисциплина, изучающая все собственные имена, историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков. В более узком значении ономастика – это собственные имена различных типов, совокупность ономастических слов, – ономастическая (онимическая) лексика. [Подольская Н. В. 1988: с 97]
Термин ономастическое пространство введен советским лингвистом В.Н. Топоровым: «Ономастическое пространство – это именной континуум, существующий в представлении людей разных культур и в разные эпохи заполненный по-разному» [Топоров 2006: с. 210]. Исследуя паллийскую топонимику, учёный заметил, что в разные временные отрезки и в разных государствах выделялись и обособлялись разные вещи, иногда не похожие на друг друга, и доказал, что ономастическое пространство всегда конкретно. Топонимическое пространство разных культур, территорий и временных слоев заполнено неравномерно, поскольку номинуются разные денотаты. Из этого исходит, что ономастическое пространство определяет мировоззрение, существующее у данного народа в конкретное время, но в нем всегда сохраняются элементы прежних эпох. [Топоров 1969: с.33-34]
Исследования ономастики дают возможность выявлять пути миграций и места раннего расселения разных народов, контакты языков и культур, состояние языков в древности и соотношение их диалектов. Изучение имён собственных имеет большое значение в силу конкретных законов их передачи и сохранения.
Благодаря своей социальной функции — служить простой индивидуализирующей ссылкой на конкретный предмет — собственное имя способно сохранять свое основное значение, когда оно полностью скрыто этимологическим значением, то есть когда его совершенно невозможно связать с любыми другими словами того же языка (ср., например, такие названия рек в русском языке, как скифское «Дон», финно-угорские «Москва», «Волга» и т. д.).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы