Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Лингвометодический аспект грамматической категории падежа имени существительного

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1.  Проблемные аспекты изучения грамматической
категории падежа. 5

1.1. Проблема падежной количественности в
современном русском языке. 5

1.2. Вариантные окончания в русском языке как
проблемный материал при изучении категории падежей. 10

Глава 2. Лингвометодический аспект
грамматической категории падежа имени существительного. 14

2.1. Подходы к изучению категории падежа в
начальной школе. 14

2.2. Практические задания по падежной категории в
школе. 18

Глава 3.  Опросники по проблемным темам изучения
падежей. 31

3.1. Опрос для студентов филологического
факультета по количественному составу падежных форм. 31

3.1. Опрос по вариантным окончаниям
падежных форм имен существительных для учащихся средней и старшей школы.. 32

Заключение. 35

Список использованной литературы.. 36

  

Введение:

 

Категория падежа – это
грамматическая категория имени существительного, которая выражает отношение
обозначаемого им предмета к другим предметам, действиям, признакам [12 ,с.43].
Она представляет собой «…словоизменительную категорию, благодаря которой
могут противопоставляться словоформы, лишенные каких бы то ни было неформальных
– смысловых и «связывающих» различий». «Смысловая ценность этой категории
возникает в результате взаимодействия формы существительного с «подчиняющей» ее
словоформой» [8,с.43]. Изменение частей речи (имен) по падежам получило
название — склонение. Круг формы склонения, падежных словоизменений, присущих
разным типам имен, ограничен.

Само понятие «падеж» и наименования
падежей берут свое начало из античности. Связь системы падежей русского языка с
системами индоевропейских языков подчеркивает его универсальность, но ни в коем
случае не умаляет важности этой категории.

Склонение (изменение
существительных по падежам в единственном и множественном числе) русских имен
существительных, имен прилагательных и числительных поражает многообразием
представлений. Оно, в силу специфики языка, опирается на падежное изменение
имен существительных. Именно опора на падежи субстантива помогает упорядочить
систему склонения имен прилагательных и числительных.

Выявлено противоречие
между  тем, что имеются трудности у
учителей средних школ в подаче грамматического материала, посвященного падежам.

Несмотря на разнообразие
методик, приемов, использование информационных технологий, которые помогают
доступно и красочно представить падежную систему, школьники младшего и среднего
звена нередко испытывают трудности при определении склонений, написании падежных
окончаний в именах существительных, имен прилагательных и числительных,
глаголов.

Предмет
исследования: анализ грамматических вариантов форм падежей в современном
русском языке.

Объект
исследования: процесс форм падежей в современном русском языке.

Цель этой
курсовой работы —  выявить, какие
существуют грамматические варианты  форм
падежей в современном русском языке.

Для
реализации поставленной цели используются следующие задачи:

1.
Проанализировать развитие падежной системы в истории современного русского
языка. 2.
Проанализировать особенности оформления категории падежа в именных частях речи
русского языка.

3. Выделить
грамматические варианты форм падежей имён существительных.

4. Провести
опрос.

Основными
методами исследования в этой работе являются метод анализа, сопоставительный
метод, сравнительно-исторический метод.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Термин «падеж» обозначает
способность существительного изменять свою начальную форму в связи с
требованием контекста. Падеж — это грамматическая форма имени, указывающая на
его отношение к другим словам в предложении. Разные части части речи имеют
различные характеристики и особенности, которые и были проанализированы. Падежные
формы существительных в ряде случаев имеют варианты окончаний. В этом
предложении три существительных, каждый из которых имеет свою падежную форму в
соответствии со смыслом высказывания.

В современном русском
языке различают шесть падежей. По падежам изменяются только полные формы имен
прилагательных. Изменение по падежам любой самостоятельной именной части речи
называется склонением. Параметры взаимодействия синтаксических значений и
морфологических форм (морфологических классов слов), реализующих семантические
категории субъекта, объекта и других компонентов (обязательных и
необязательных), определяются не только семантикой слов, но и функцией словоформ
в той или той позиции, характером синтаксической связи, семантикой предложения
(как отражение конкретной ситуации или информации о событии, состояние),
установкой говорящего (адресанта) с ориентацией на собеседника (адресата) и
жанровыми и стилистическими возможностями языковых средств. Функциональный
подход к изучению категории падежа как сложной многоаспектной структуры
подтвердил ее отношение к трем уровням языка — морфологического,
синтаксического и лексического. Этот подход позволил описать семантику падежей
языка на основе назначения падежных словоформ в системе языка и их
коммуникативных характеристик в предложении-высказывании. Дальнейшие
исследования проблемы функционирования падежей будут базироваться на новых
теоретических основах.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. 
Проблемные аспекты изучения грамматической категории падежа

1.1. Проблема падежной
количественности в современном русском языке

Вопросы изучения грамматического строя русского языка, занимавшие ведущее
место в отечественных лингвистических учениях второй половины ХХ века, в веке
нынешнем явно отошли на второй план, о чём свидетельствует хотя бы тот факт,
что последняя академическая грамматика русского языка («Русская грамматика»)
вышла в свет в далёком уже 1980 году.

Вместе с тем многие проблемы, обозначенные и поднятые в классических
трудах А. М. Пешковского, А. А. Шахматова, В. В. Виноградова и др., нельзя
считать до конца разрешёнными, поскольку сам материал являет собой плодотворную
почву для дальнейших лингвистических изысканий. Работе именно на этой почве всю
свою жизнь посвятил профессор Павел Александрович Лекант (1932—2019),
Заслуженный деятель науки РФ, основатель крупнейшей в России грамматической
школы.

Среди многих грамматических проблем, оказывавшихся в центре научных
интересов учёного, выделим две наиболее общие, проходящие сквозной нитью в его
трудах и ставшие отправной точкой исследований его многочисленных учеников.

Во-первых, это манифестированная В. В. Виноградовым тенденция к «усилению
и росту аналитизма в грамматической системе русского языка» [11, с. 37],
получившая в работах П. А. Леканта подробное описание и дальнейшее научное
переосмысление как в отношении аналитических грамматических форм в системе всех
частей речи, так и в отношении аналитических предикативных форм предложения,
семан-тико-грамматическое движение в строе которых, по его утверждению, «всё
более глубоко отражает «мир человека», его отношение к речи, его
субъективность, эмоциональность» [8, с. 15]. Это, в свою очередь, связывает
проблему развития аналитизма со второй глобальной проблемой — соотношением
категорий эмоционального и рационального, которые «представлены в
грамматической системе русского языка содержательно, формально и функционально.
В речевой деятельности, в тексте они, хотя и могут быть языковедчески выделены,
мирно сосуществуют, взаимодействуют, представляют одно многокрасочное русское
поле» [12, с. 47].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы