Курсовая с практикой Иностранные языки Лингвистика

Курсовая с практикой на тему Лингво-культурологический образ человека в будущем и прошлом (на материале текстов англоязычных научно-фантастических рассказов)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Лингвокультурология как современное направление лингвистических исследований 6
1.2. Жанровые особенности научной фантастики 9
1.3. Лингвистические средства создания образа человека 13
Выводы к главе 1 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В БУДУЩЕМ И ПРОШЛОМ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ) 19
2.1. Особенности изображения будущего и прошлого в научно-фантастических рассказах 19
2.2. Особенности лингвокультурологического образа человека в будущем на материале англоязычных научно-фантастических рассказов 22
2.3. Лингвокультурологический образ человека в прошлом на материале англоязычных научно-фантастических рассказов 26
Выводы к главе 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

 

  

Введение:

 

В науке о языке традиционно выделяются три научные парадигмы: сравнительно-историческая (характерная для языкознания XIX в. и основанная на сравнительно-историческом методе), системно-структурная (в центре внимания которой находится слово) и, наконец, антропоцентрическая, «возвратившая человеку статус «меры всех вещей» и вернувшая его в центр мироздания» [5, c. 64]. В рамках данной научной парадигмы интересы исследователя «переключаются с объектов познания на субъекта, т.е. анализируется человек в языке и язык в человеке» [18, c. 6].
Язык всегда признавался самой яркой определяющей характеристикой этноса. Проблема «язык и культура», «язык и человек» была одной из центральных в языкознании XIX века и рассматривалась в трудах В. фон Гумбольдта, Э. Бенвениста, Г. Штейнталя, А. А. Потебни и других ученых.
Однако в первой половине XX ст. она была оттеснена на второй план, и язык стал рассматриваться «в самом себе и для себя». Как справедливо отмечает Ю. К. Волошин, «многие десятилетия лингвисты изучали «человека молчавшего» (язык был как бы сам по себе, а человек – сам по себе). Осознание необходимости изучать язык и человека комплексно, т.е. «говорящего человека», побудило исследователей уделить серьёзное внимание всем аспектам этой сложной проблемы» [4, c. 20].
Описание тела и души человека, его мыслей и эмоций, вкуса и предпочтений и многого другого в области жизнедеятельности, процесса познания мира и его осмысления народом посредством языка позволяет выявить не только образ человека глазами его носителей, но и особенности их мировосприятия. А это носит явный отпечаток идиоэтнического понимания бытия и самого человека [23, с. 1114].
Принцип антропоцентризма был положен в основу многих лингвистических направлений, в том числе – лингвокультурологии. Актуальность исследования обусловлена тем, что оно выполнено в русле современных лингвистических направлений, для которых характерно обращение к человеческому фактору в языке.
В настоящее время в лингвистике активно осуществляется описание ценностных понятий национальной культуры через призму языка, происходит активное расширение проблематики лингвистического исследования в область смежных наук (психологию, культурологию, философию, социологию), что стало причиной появления таких ветвей науки о языке, как когнитивная лингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, лингвокультурология. Метод встречного описания культуры через факты ее отражения в национальном языке и интерпретации самих языковых фактов через «глубинный внеязыковой культурный компонент» [12, с. 10] представляется актуальным в плане решения проблемы «язык и культура».
Объект исследования – лингвокультурологический образ человека.
Предмет исследования – лингвокультурологический образ человека в будущем и прошлом на материале англоязычных научно-фантастических рассказов.
Цель исследования – рассмотрено особенности лингвокультурологического образа человека в будущем и прошлом на материале англоязычных научно-фантастических рассказов.
Для достижения цели исследования необходимо выполнить ряд задач курсовой работы:
1) рассмотреть лингвокультурологию как современное направление лингвистических исследований;
2) исследовать жанровые особенности научной фантастики;
3) изучить лингвистические средства создания образа человека;
4) проанализировать особенности изображения будущего и прошлого в научно-фантастических рассказах;
5) рассмотреть особенности лингвокультурологического образа человека в будущем на материале англоязычных научно-фантастических рассказов;
6) исследовать лингвокультурологический образ человека в прошлом на материале англоязычных научно-фантастических рассказов.
Теоретическое значение курсовой работы состоит в том, что рассмотрено особенности лингвокультурологии как современного направления лингвистических исследований, жанровые особенности научной фантастики, а также лингвистические средства создания образа человека.
Практическое значение работы состоит в исследовании лингвокультурологического образа человека в будущем и прошлом на материале англоязычных научно-фантастических рассказов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования были рассмотрены теоретические аспекты лингвокультурологического образа человека в будущем и прошлом в научно-фантастических рассказах, а также осуществлен практический анализ текстов таких рассказов во второй главе исследования.
В первой главе исследована роль лингвокультурологического направления в лингвистике, его сущность и значение для современной лингвистики. Лингвокультурология – новая отрасль лингвистики, изучающая особенности проявления в языке культуры народа. Выяснено, что в основе этого направления исследований лежит принцип антропоцентризма, а потому основным объектом исследования здесь является не столько сам язык, сколько человек, в том числе и образ человека в художественной литературе.
Художественный образ как художественное воплощение человеческих характеров, событий, предметов при помощи слов в произведении. Анализ понятия и средств создания образа человека в литературном произведении показал, что такой образ может включать в себя как описание внешности, так и описание моральных, духовных качеств, психологического состояния, мышления, действий и т.д. человека-персонажа произведения. Такое описание может быть как эксплицитным (прямым), так и имплицитным (опосредованным). Преимущественно для описания человека в литературном произведении используются стилистические средства, а также лексические, синтаксические языковые средства. Выбор средств описания героя произведения во многом также зависит от жанра самого произведения.
В первой главе работы также изучены жанровые особенности научной фантастики, ее отличия от просто фантастики, фэнтези. Научная фантастика представлена в главе как вид фантастической литературы (или литературы о необычном), основанной на единой сюжетной посылке рационального характера, согласно которой необычайное в произведении создается с помощью законов природы, научных открытий или технических изобретений, в принципе не противоречащих естественнонаучным воззрениям, существующим в то время, когда создавалось научно-фантастическое произведение. Научная фантастика всегда имеет научное или же околонаучное обоснование изображаемых в ней событий и реалий. Это вымысел, который имеет прогностическую функцию. Кроме того, научная фантастика часто имеет философскую смысловую нагрузку, она часто бывает социально направленной, а особый интерес в таких произведениях представляют образы людей, которые помещаются автором в непривычное для них футуристическое или же постапокалиптическое будущее.
Во второй главе работы осуществлен анализ текстов современных коротких научно-фантастических рассказов на предмет наличия в них лингвокультурологических образов человека будущего и прошлого. В ходе исследования выяснено, что научная фантастика преимущественно фокусируется на изображении будущего, тогда как к тематике прошлого обращается сравнительно редко, чаще о прошлом повествуют рассказы, посвященные тематике путешествий во времени.
В главе изучены образы людей в произведениях, посвященных описанию будущего. Выяснено, что часть таких рассказов показывает постапокалиптический мир и изображает героев в состоянии тревоги, неуверенности, постоянного страха. Рассказы, которые посвящены описанию футуристических картин будущего, космических путешествий поднимают вопрос о приспособлении человека к новым условиям. Следует отметить, что авторы переносят образ современного человека в новые для него условия и конструируют все психологические изменения, которые может повлечь за собой такая смена обстановки.
Для описания человека будущего авторы-фантасты используют преимущественно имплицитные средства. На языковом уровне чаще всего встречаются прилагательные и существительные (оценочные или эмоционально окрашенные), сравнения, метафоры, повторы.
На языковом уровне писатели используют для описания человека прошлого имплицитные приемы – раскрывают сущность этих героев при помощи опосредованных описаний их действий, мыслей, психологического состояния. Кроме того, контраст между человеком прошлого и человеком будущего часто создается при помощи описания речи героев – если речь человека прошлого будет содержать знакомые читателю реалии, включать в себя устаревшие слова и историзмы, или же сленгизмы (если это выходец из настоящего времени, то есть ХХI в.), то речь человека будущего включает в себя незнакомые читателю реалии, неологизмы и оказионализмы.
Анализ произведений о прошлом показала, что образ человека здесь также остается близким к лингвокультурологическому образу современного человека. Как правило, осмысливается проблема желания человека вернуться в прошлое чтобы исправить ошибки, поднимаются вопросы старения и смерти человека, его стремления предотвратить эти изменения. Авторы используют преимущественно имплицитный способ создания образа человека в прошлом и будущем, больше внимания уделено психологическому портрету, тогда как внешность героев часто опускается или же описана бегло.
В целом, в ходе исследования были достигнуты все задачи исследования, а также основная цель исследования. Перспективы дальнейших исследований составляет изучение лексических и стилистических средств описания человека в научно-фантастической литературе.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Лингвокультурология как современное направление лингвистических исследований

В научных дисциплинах, изучающих человека (в пределах истории, биологии, психологии, этнологии, антропологии, социологии) сформировались своеобразные частичные образы человека, которые являются несколько односторонними и акцентированными преимущественно на психологическом, поведенческом, биологическом или каком-то другом аспекте жизни человека. Несмотря на многочисленные попытки исследователей вывести целостную концепцию человека, все же сегодня она все еще отсутствует. Однако, данный вопрос побуждает современные науки к развитию и осуществлению интеграционных процессов, которые позволили бы решить эту и другие проблемы.
Интегративный подход, так или иначе, приводит к трансформации многих дисциплин в одну обобщающую дисциплину. Культурология в западной научной традиции, создавалась и развивалась именно как своего рода интегратор социогуманитарных знаний.
В рамках данного исследования целесообразным является определение культуры как определенной совокупности социально приобретенных и трансформированных из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, через свою жизнедеятельность. Обычно понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (например, античная культура), конкретных обществ, народности, нации, а также специфических сфер деятельности или жизни (художественная культура, культура быта), сферы духовной жизни людей [19, с. 126].
Культура представляет собой общецивилизационную систему, она аутентичная – воспроизводит в самосознании и максимально раскрывает природу национального характера. При этом культура считается достаточно отстраненной от истории, ведь она объединяет настоящим как свое прошлое, так и будущее. Как общецивилизационная ценность, культура обнаруживает наличие базовых ценностей и символов, которые обеспечивают внутреннюю интеграцию как человека, так и общества. Культура включает в себя социальные нормы и учреждения, духовные ценности, совокупность отношения людей к природе, к другим людям и к себе самим. Она характеризует особенности сознания и поведения человека, его деятельности и труда, языка, культура фиксируется как способ жизнедеятельности отдельного индивида, социальной группы или всего общества в целом [20, с. 127].
Большинство современных лингвистических исследований базируются на принципе антропоцентризма. Так, смещение акцента в изучении языковых явлений с сугубо лингвоцентричного на коммуникативно-функциональный стало причиной активного интереса языковедов проблемами взаимосвязи языка и сознания / мышления, языка и культуры в проекции на их создателя и носителя – этносоциум и конкретного индивида [21, c. 19].
Лингвокультурология – новая отрасль лингвистики, изучающая особенности проявления в языке культуры народа. Способ организации объективной действительности и особенности ее восприятия определенным коллективом отображается в категориях, единицах и формах языка. В речи человек закрепляет и сохраняет результаты познания объективной действительности, из поколения в поколение передает накопленный опыт и знания, через язык сам обогащается опытом других. Язык является основной формой реализации языкового сознания многих поколений людей, носителей определенного языка. В языке отражены знания и представления об окружающей среде, которые складываются в определенную систему взглядов, своего рода коллективную языковую философию, которая прививается всем носителям языка и регулирует их поведение.
Итак, язык не только отражает окружающий мир, но и интерпретирует его, создавая особый мир, в котором живет человек, и особые стереотипы, которые наследует человек и которые программируют его жизнь. Объединяя людей через общение, через сохранение и передачу культуры и образа жизни, язык формирует нацию. Исследование языка в аспекте лингвокультурологии дает возможность:
 выявить лингвокультурные особенности определенной нации и проанализировать ее этносознание и мышление;
 проследить эволюцию лингвокультурного статуса этноса;
 описать культурные компоненты в семантике языковых знаков и текстов, а также имеющиеся в языке культурные коды;
 выяснить, как говорящие понимают эти компоненты и коды и как они влияют на речевые стратегии и т. п.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы