Курсовая с практикой на тему Лингвистические особенности отражения кризиса в медиадискурсе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТРАЖЕНИЯ КРИЗИСА В
МЕДИАДИСКУРСЕ. 6
1.1. Понятие дискурса и его виды.. 6
1.1.1. Определение дискурса. 6
1.1.2. Виды дискурса. 9
1.2. Особенности медиадискурса. 11
1.3. Отражение кризиса в медиадискурсе. 14
ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ I 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТРАЖЕНИЯ
КРИЗИСА В МЕДИАДИСКУРСЕ НА ПРАКТИКЕ. 18
2.1. Отражение кризиса в СМИ.. 18
2.2. Возникновение неологизмов. 19
2.3. Возникновение метафор. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32
Введение:
Определение понятия «дискурс» вызывает значительные сложности в силу
того, что оно оказалось востребованным в пределах целого ряда научных
дисциплин, таких, как лингвистика, антропология, литературоведение, этнография,
социология, социолингвистика, философия, психолингвистика, когнитивная
психология и некоторые другие. И вполне естественно, что многозначность термина
«дискурс» и его использование в различных областях гуманитарного знания
порождают разные подходы к трактовке значения и сущности данного понятия. Тем
не менее можно говорить о том, что благодаря усилиям ученых различных областей
теория дискурса оформляется в настоящее время как самостоятельная
междисциплинарная область, отражающая общую тенденцию к интеграции в развитии
современной науки.
Возникновение теории дискурса ознаменовало качественный скачок в развитии
науки о языке и поставило перед исследователями сложнейшую задачу -дать
лингвистическое описание дискурса. Возникнув в рамках лингвистики текста,
теория дискурса никогда не утрачивала связи с ней, но последовательно шла к
дифференциации предмета своего исследования, к разграничению понятий «текст» и
«дискурс». К примеру, по определению В.Г. Борботько, дискурс есть текст, но
такой, который состоит из коммуникативных единиц языка – предложений и их
объединений в более крупные единства, находящиеся в непрерывной смысловой
связи, что позволяет воспринимать его как цельное образование. Борботько
подчеркивает тот факт, что текст как языковой материал не всегда представляет
собой связную речь, то есть дискурс. Текст -более общее понятие, чем дискурс.
Дискурс всегда является текстом, но обратное неверно. Не всякий текст является
дискурсом. Дискурс — частный случай текста.
В современной лингвистике
дискурс трактуется неоднозначно.
Актуальность данного исследования опирается
на то, что влияние кризиса на медиадискурс широко и отражается с помощью
различных художественных средств, причины возникновения которых не до конца
исследованы.
Для
нашей курсовой работы можно выявить следующее противоречие:
возникновение средств отражения кризиса в медиадискурсе и их неполнота
исследования, выявления и анализа.
Проблема исследования: каким образом кризис отражается в
медиадискурсе на лингвистическом уровне?
Актуальность
проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, существующие противоречия
обусловили выбор темы исследования:
«Лингвистические особенности отражения кризиса в медиадискурсе».
Цель исследования: исследование лингвистических особенностей отражения кризиса в
медиадискурсе.
Объект исследования: особенности отражения кризиса в медиадискурсе.
Предмет исследования: лингвистические средства отражения
явление кризиса в медиадискурсе.
В
соответствии с целью, объектом и предметом в ходе исследования решались
следующие задачи:
1. Исследовать современное понимание термина «медиадискурс» и его
особенности;
2. выявить в текстах приемы, с помощью которых отражается кризис;
3. определить условия происхождения неологизмов и метафор, отражающих
кризис в медиадискурсе.
Теоретико-методологической
основой исследования являются:
И.В.
Анненкова рассматривала кризис как медиадискурсивный факт, исследования
Л. Филиппс и М. Йоргансен позволяют «управлять социальными последствиями, то
есть прогнозировать развитие дискурса и созданного в нем поля значений», Н.
Фэркло разработал концепции критического дискурс-анализа, Фуко характеризует дискурс как практику, Т. Николаева
рассматривает дискурс как «многозначный термин лингвистики текста,
употребляемый рядом авторов в значениях, почти омонимичных», Дж. Лакофф,
М. Джонсон; А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов; Е. С. Кубрякова; А. П. Чудинов
занимались исследованием когнитивной лингвистики.
Для
успешной реализации поставленных задач и проверки выдвинутых положений гипотезы
использовался метод лингвистического наблюдения и описания.
Структура курсовой работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, и списка используемых источников.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы,
сформулированы предмет, объект, определены цель и задачи исследования,
описывается структура данной работы.
Первая глава является теоретической базой, в которой дается
характеристика исследуемой проблемы и описываются сущность и методика исследования
лингвистических особенностей отражения кризиса в медиадискурсе.
Во второй главе мы исследовали случаи употребления и
возникновения метафор и неологизмов в иностранных СМИ.
Заключение:
Уточняя понятия текста и
дискурса, современные исследователи подчеркивают, что текст как языковой
материал не всегда представляет собой связную речь, т.е. дискурс.
Не всякий текст является
дискурсом, но дискурс всегда является текстом, и обратное неверно. Поскольку
всякий дискурс есть текст, постольку теория дискурса разделила с лингвистикой
текста все вопросы, касающиеся сущностных свойств текста как языковой единицы
высшего порядка, а также вопросы, связанные с единицами дискурса, его
структурой и способами сегментации. Стремясь дифференцировать понятие
"дискурс" и понятие "текст", теория дискурса всегда
подчеркивала деятельностный, динамический аспект языка: понятие
"дискурс" отличается от текста тем, что оно представляет язык как
процесс, учитывающий воздействие экстралингвистических факторов в акте
коммуникации, и как результат, представленный в виде фиксированного текста.
Общая модель отражения кризиса в деловых журналах приобретает в контексте
кризиса — 2008–2010 гг., специфики самого кризиса — социально-экономический, в
российском варианте с явной оппозицией «моногород» -«инноград», и самим фокусом
отражения — деловые журналы, конкретно журнал «Эксперт».
Приведенные данные и конкретные примеры художественных выразительных
средств позволяют сделать вывод об активизации эволюционных процессов в
лексической подсистеме современного английского языка. Несомненно, эти процессы
должны стать объектом пристального внимания как экономистов, так и языковедов,
которые их изучают в русле не только теоретического анализа, но и прикладного потенциала,
в том числе дидактического.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ОТРАЖЕНИЯ КРИЗИСА В МЕДИАДИСКУРСЕ 1.1. Понятие дискурса и его виды Основой дискурса
являются когнитивные процессы пишущего или говорящего, такие как процессы понимания,
интерпретации и порождения дискурса.
Наряду с
двумя ключевыми аспектами дискурса, согласно которому дискурс характеризуется
как практика (данное суждение принадлежит М. Фуко [16]), представляя сферу
практического применения языка в различных науках. В таком случае изучаются
следующие компоненты дискурса: тематики, языковые отличительные черты,
стилистические особенности, анализ определенного дискурса, характеризующего
отдельную личность или группу субъектов [1, 3, 5].
Следует
отметить, что всё множество научных представлений о дискурсе, взаимодействующих
друг с другом и являющихся неотъемлемыми частями одного целого, указывает на частое
применение этого термина в современной науке, а также подчеркивает отсутствие
пределов и конечного количества структурных составляющих данного понятия. 1.1.1.
Определение дискурса
Многочисленные
термины, используемые в научно-исследовательской сфере, характеризуются
многосторонне и противоречиво. В их состав входит такое понятие, как дискурс.
Некоторые дисциплины связаны с изучением дискурса, такие как, педагогика,
прагмалингвистика, языкознание, культурология, психолингвистика, и др. Каждая
дисциплина и научное направление подходит к исследованию дискурса, учитывая
особенности предмета.