Курсовая с практикой на тему Лингвистические игры как средство воспитания интереса к изучению русского языка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития интереса к русскому языку у школьников посредством лингвистических игр 5
1.1 Интерес: понятие, специфика 5
1.2 Психолого-педагогические аспекты развития интереса у детей 13
Глава 2. Способы стимулирования познавательной активности школьников в учебной деятельности 33
2.1 Средства обучения и организация учебно-познавательной деятельности учащегося 33
2.2 Использование лингвистических игр во внеклассной работе по русскому языку 37
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Введение:
Актуальность. На сегодняшний день формирование познавательной активности является одной из главных задач современного образования. В качестве средства развития познавательной активности и ее компонентов (познавательного интереса, мотива и потребности) нередко используют лингвистические игры. Именно обращение к игровым методикам обучения обеспечивает формирование познавательного интереса школьников к предмету русский язык, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Используя лингвистические игры в урочной деятельности, учитель может повысить внимание к учебной информации, научить логически выстраивать и обосновывать собственные действия, проникать в суть явлений, делает учащихся активными субъектами учебно-воспитательного процесса. Все это формирует у школьника познавательный интерес к предмету, а также воспитывает потребность в получении новых знаний и умений. В связи с этим актуальным представляется обращение к методике использования лингвистических игр именно как средства развития познавательной активности на уроках русского языка в школе.
Современная научная литература делает упор на том, что игровая форма обучения занимает важное место на уроках в начальной школе, и не только в ней, т.к. дает возможность сделать процесс подачи материала урока более интересным, занимательным и разнообразным. Однако, несмотря на особое внимание исследователей к лингвистической игре и ее применение, остаются не исследованными вопросы о влиянии лингвистических игр на развитие внимания ребенка и увеличение его познавательного интереса к предмету.
Существует несколько теорий внимания: Гальперина П.Я., Узнадзе Д.Н., Леонтьева А.Н., Запорожца А.В., Добрынина Н.Ф. Их наличие объясняется тем, что внимание как психическая функция давно интересовала психологов. Немов Р.С. определяет внимание как процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.
Объект исследования: процесс воспитания интереса к русскому языку у школьников.
Предмет исследования: методические условия использования лингвистических игр как средства активизации развития интереса к русскому языку у школьников.
Цель работы: изучить лингвистические игры как средство развития познавательной активности на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: Процесс активизации внимания и воспитания интереса к русскому языку как учебному предмету у школьников будет более эффективным в том случае, если систематически и целенаправленно использовать лингвистическую игру как метод и прием обучения.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с понятием «интерес» и его спецификой,
2. Изучить психолого-педагогические аспекты развития интереса у детей,
3. Рассмотреть средства обучения и организация учебно-познавательной деятельности учащегося,
4.Проанализировать использование лингвистических игр во внеклассной работе по русскому языку.
Методы исследования: анализ научной литературы, моделирование, синтез.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения , двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Игра — не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, … — это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.
В ходе проделанной мною работы, я пришла к выводу, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов и лингвистических знаний учащихся.
Дидактические (лингвистические) игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, что способствует формированию лингвистических знаний.
Таким образом, лингвистическая игра — это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Лингвистические игры позволяют: повысить степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность; помочь учащимся проявить способности и активность (в особенности при их самостоятельной деятельности по подготовке конкурсных заданий и вопросов); создать условия стимулирования интеллектуального потенциала ученика и т.д.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных лингвистических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребёнок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития интереса к русскому языку у школьников посредством лингвистических игр
1.1 Интерес: понятие, специфика
Что такое интерес? Интерес – это положительный эмоциональный процесс, который связан с желанием узнавать новое для себя об определенном объекте, форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке и ознакомлению с новыми фактами, что позволит более полно и глубоко отразить действительность. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса.
Термин «интерес» в переводе с латинского обозначает – «важно, имеет значение» [15].
Разные источники дают разное определение слову «интерес»:
В «Современной энциклопедии» оно дано в двух значениях:
1) в социологии, экономике – это главная движущая сила прогресса, которая лежит в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и тому подобное) участвующих в них личностей и социальных групп;
2) по мнению Г.И. Щукиной, это отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связан со строением и динамикой целого ряда мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет [14].
Обратимся к Педагогическому терминологическому словарю: «Интерес – это форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности, тем самым, которая способствует ориентировке и ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности» [13].