Идо Организационная психология Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Лидерство как групповой психологический феномен

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Понятие лидерства, типология и способы изучения концепции лидерства 5

1.1. Понятие лидерства 5

1.2. Типология лидерства 9

1.3. Современные подходы к феномену лидерства 11

Глава 2. Практичсекий анализ лидерства на примере школьного учреждения 16

2.1 Социометрия 16

2.2 Теория черт личности 17

2.3 Личностный дифференциал 26

Заключение 30

Список использованной литературы 32

  

Введение:

 

Актуальность. Работа посвящена специфике теории лидерства как социально-психологическому феномену в управлении предприятием. Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью осознавать специфику данных основ изучения концепции лидерства в различных формах ее проявления. Впервые нами делается попытка не только охарактеризовать специфику теоретических подходов к лидерству, но и проанализировать конкретные их виды и способы реализации на конкретном предприятии.

Степень научной разработанности темы исследования представлена разнообразными теориями, гипотезами, моделями и стратегиями. Вслед за М. Вебером мы попытаемся дать определение различным типам лидерства. А также огромный интерес для нашего исследования приобретают работы Ч.К. Манца, М. Лоуб и др. Данные работы стали методологической и плюралистской основой данного исследования.

Объектом исследования является феномен лидерства.

Предмет исследования – реализации концепции лидерства.

Цель настоящей работы состоит в выявлении особенностей объективного характера социально-психологического феномена лидерства.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию лидерства;

2. Рассмотреть типологию лидерства;

3. Изучить современные подходы к феномену лидерства;

4. Проанализировать лидерства на примере школьного учреждения;

В качестве источников можно обозначить и ряд исследователей, упомянутых выше.

Новизна исследования. Новизна исследования заключается в том, что изучение особенностей лидерских качеств у учащихся общеобразовательной организации, даёт возможность в оценке эффективности лидерства в группе одноклассников.

Методологическая база исследования. Цель и задачи данной работы предполагают использование целого ряда методов и исследовательских подходов к составляющей ее фактуре. Используются общие методы научного познания: систематизации и анализа информации, сравнительный, типологический, системный. Кроме того, в работе применены структурно-функциональный, нормативно-ценностный, позволяющие раскрыть сущность государственных интересов.

Теоретическая значимость исследование состоит в выявление особенностей лидерских качеств, на основе анализа психологической литературы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что её теоретические и эмпирические данные могут быть использованы специалистами в учебных курсах по психологии личности.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, будет учитываться только процесс образования настоящих естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых разных сферах общественной жизни, способы их формирования весьма различны. Они чаще всего определяются внешними по отношению к группе факторами, такими как условия развития социального института или организации, внутри которой формируется малая группа (например, в учреждении создается новый отдел). В более широком смысле можно сказать, что у малой группы есть определенная потребность в общественном разделении труда и функционировании общества в целом. Так, производственный коллектив формируется в связи с появлением нового производства, школьный класс – в связи с приходом в систему образования нового поколения, спортивный коллектив – в связи с развитием спорта в учреждении, регионе. , и т.д. Во всех этих случаях причины формирования малой группы вне ее и вне составляющих ее индивидов кроются в более широкой социальной структуре. Здесь создается определенная система регламентов относительно распределения ролей и статусов в малой группе, целей ее деятельности. Все эти факторы не имеют ничего общего с психологическими механизмами формирования группы, они являются предпосылками ее существования, совокупностью внешних обстоятельств, определяющих формирование группы.

Лидерство представляет собой сложный социально-психологический процесс развития группы, результатом которого является формирование и дифференциация структуры группы, ее оптимизация и постоянное совершенствование.

Лидерство – это один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.

«Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения лидера и означает функциональную установку. «Неформальное» лидерство создается на основе личных отношений участников.

Лидер обязательно должен быть авторитетным человеком, но есть и другие важные качества. Одним из важнейших качеств лидера является умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми руководитель может трактовать как реализованную или упущенную возможность вызвать их доверие.

Лидеру необходимо знать, чего он хочет достичь, и для достижения этой конечной цели ему необходимо разработать ряд реалистичных шагов. Эти цели связаны с работой, отношениями, самосовершенствованием, материальными объектами, которые вы хотите получить, или чем-то еще — процесс будет таким же. Постановка целей и стремление к их достижению способствует развитию качеств, необходимых для реализации задуманного, побуждает к действию. Как правило, лидер должен решать проблемы и принимать решения, чтобы достичь определенной цели. И чем раньше он добьется успеха, тем продуктивнее и эффективнее он сможет стать.

Для развития индивида как личности группа кажется незаменимой. Формирование лидера и развитие группы — непрерывный и неразделимый процесс. Ведь «лидер» — это сам по себе статус человека в группе. Статус конкретного человека может меняться. В межличностных отношениях с момента образования группы определяется статус каждого человека и одновременно определяется влияние человека на эту группу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие лидерства, типология и способы изучения концепции лидерства

1.1. Понятие лидерства

Лидерство – это процесс организации работы в группе, где лидером является человек, к которому прислушиваются и которому доверяют. Лидер может быть назначен (формальный лидер) или выбран группой (неформальный лидер). Последний не имеет авторитета, он равноправный член группы, к мнению которого команда прислушивается по тем или иным причинам [4].

Теория лидерства восходит к 1920-м годам, когда начал проявляться интерес к менеджменту как к науке. Первое, на что указали исследователи, — возможное наличие общих черт характера у разных известных лидеров. Так возникла теория свойств или «теория великих людей». К сожалению, теория не сработала. Выявить общие черты оказалось очень сложно. Конечно, сходства было много. Такие черты, как высокий интеллект, большой запас знаний, ясная внешность, уверенность в себе и так далее. Однако общий портрет вождя составить не удалось. Люди, не обладавшие вышеперечисленными качествами, также были выдающимися руководителями.

Следующим шагом исследователей стала теория ситуационного лидерства. Лидер, по ее словам, порождается текущей ситуацией. В зависимости от задачи лидер может меняться. Лидер может сосредоточиться на решении проблем или групповых отношениях. Ф. Фиддер провел ряд исследований на эту тему и выявил зависимость стиля руководства от ситуации в коллективе. Если в коллективе благоприятная обстановка, дружеские отношения и сотрудники воспринимают руководителя, уважают и прислушиваются к нему, эффективным будет руководитель, ориентированный на задачу. Он сможет ставить четкие цели и быть требовательным. Слаженная команда работает быстрее. Та же схема работает и в неблагоприятных условиях, когда лидера не воспринимают и не уважают. Целеустремленный лидер также будет эффективен [9].

При среднем уровне привязанности, когда в коллективе есть проблемы и сотрудники не умеют воспринимать лидера, более успешным будет лидер, ориентированный на отношения. Создание благоприятной обстановки, улучшение отношений в коллективе – первоочередная задача руководителя.

Третьим шагом для исследователей является системная теория лидерства. Здесь лидерство и лидер рассматриваются с точки зрения групповой динамики. Группа трактуется как система, управление — это организация отношений в группе, лидер — субъект, руководящий этим процессом.

Настоящие лидеры в истории – это политики, полководцы и личности, которые меняют образ жизни и толкают людей на великие дела. Мы можем вспомнить, например, харизматичного царя Леонида и его верный отряд из 300 спартанских воинов, защищавшихся от целой армии персов. В современном бизнесе такие люди — провидцы, как Стив Джобс и Илон Маск. Но чтобы стать лидером, вам не обязательно запускать ракеты в космос, вы можете быть лидером в небольшой зоне ответственности: трудовом коллективе, сообществе соседей или группе по интересам.

Стоит различать формальных менеджеров и настоящих лидеров. Например, в Древнем Риме существовали рабовладельцы — рабы, следившие за ходом работ и присматривавшие за товарищами, попавшими в беду. Они вели, но они не были лидерами, способными вести за собой людей. Но это был Спартак — раб-гладиатор с лидерскими качествами. Именно он смог возглавить величайшее восстание древности.

В корпорациях один и тот же человек может играть роль менеджера и лидера [6].

Тем не менее, это не всегда так. Вот чем они отличаются.

Менеджер:

• следит за работой подчиненных;

• ориентируется на рациональность и контроль;

• хочет сохранить и работать в корпоративных структурах;

• является рядовым членом руководящей иерархии;

• заботится о благополучии сотрудников.

Голова:

• вдохновляет последователей;

• привыкли рисковать из-за инноваций;

• не заботится о сохранении существующих сооружений, если этого требует цель;

• умеет проявлять самостоятельность;

• ставит ценность результата выше личных проблем команды и своих собственных.

Феномен лидерства волновал людей с древних времен — можно ли научиться вести за собой людей, чтобы изменить мир вокруг себя, или это врожденный талант? Сильный рост исследований по этим вопросам произошел в 19 веке и продолжается по сей день.

Томас Карлайл сформулировал теорию «великого человека» в своей книге 1841 года «О героях, поклонении героям и героизму в истории». Он был разработан в работе Фрэнсиса Гальтона из 1869 года «Наследственный гений». По их представлениям, поскольку только уникальные исключительные люди существенно меняют мир: Наполеон, Мартин Лютер, пророк Мухаммед, их лидерские качества являются врожденными. Так что даже дюжина обычных физиков вместе взятых не повторит гения Эйнштейна, а более средние режиссеры не заменят одного Тарковского.

За прошедшее столетие эта идея несколько раз подвергалась критике и видоизменению. Ученые пытались сформулировать и обобщить черты, неразрывно связанные с настоящими лидерами [10].

Исследования, проведенные Ральфом Стогдиллом в 1948 году, а затем и современными авторами, такими как Стивен Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер в 2004 году, показали, что не все так просто. Хотя врожденные черты иногда помогают стать лидером, многое здесь зависит от черт и навыков, которые можно развить, а также от внешних обстоятельств.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы