Курсовая с практикой на тему Лидерство и эффективность совместной деятельности в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Общая социально-психологическая характеристика подросткового возраста 5
1.2 Понятие лидерства, его роль в эффективной деятельности 10
1.3 Специфика лидерства и эффективности деятельности в подростковой среде 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 18
2.1 Организация и инструментарий исследования 18
2.2 Результаты исследования 20
2.3 Рекомендации по развитию лидерского потенциала подростков 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
В настоящее время проблемы лидерства и эффективности совместной деятельности имеют огромное значение для достижения эффективности в процессе социального взаимодействия. Метод управления, который базируется на лидерстве в коллективе подростков, дает возможность наиболее оптимальным путем разрешать сложные задачи различного уровня, оперативно реагировать в ситуациях неопределенности и возникновения непредвиденных проблем. Изучение вопросов лидерства и связанных с этим феноменом понятий личностных качеств представляется важнейшей задачей психологической науки, позволяющей обеспечить максимальную эффективность организации процесса управления в различных социально-коммуникативных сферах.
Степень теоретической разработанности проблемы: Способность личности к лидерству и специфика проявления данного качества в различных видах деятельности у детей подросткового возраста исследуется в работах таких авторов как Ю. А. Егорова, Е. Д. Нелунова, В. А. Петьков, В. В. Сохранов, С. А. Румянцев. Однако при этом специфика формирования и дальнейшего развития лидерских качеств подростков в пространстве их взаимодействия представляется исследованной не в полной степени.
Цель исследования: изучение и анализ лидерства и эффективности совместной деятельности у подростков.
Объект исследования: процесс формирования лидерства в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Предмет исследования: особенности применения социальных технологий формирования лидерских качеств у подростков.
Гипотеза исследования: лидерские качества для эффективной совместной деятельности будут формироваться у подростков при реализации специально разработанной программы, учитывающей их индивидуально-психологические особенности и характер деятельности.
Данной программой будет являться социально-психологический тренинг, направленный на развитие и совершенствование лидерских качеств, основой которого будет являться коммуникативная компетентность подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие лидерства и лидерского потенциала, их обоснование в теоретических источниках и ту роль, которую имеют данные качества в эффективной деятельности.
2. Проанализировать социально-психологические особенности детей подросткового возраста.
3. Представить технологии формирования лидерских качеств у подростков.
4. Разработать программу, направленную на формирование лидерских качеств у подростков.
5. Осуществить апробацию программы и проанализировать ее эффективность.
Методы исследования: Для осуществления теоретического анализа использовались различные методы, такие как теоретический анализ научных источников, метод анализа и синтеза, обобщение, сравнение, метод аналогий, абстрагирование и конкретизация.
Характеристика базы и выборки исследования: Для проведения исследования нами была сформирована выборка студентов, включающая 100 подростков в возрасте от 12 до 16 лет.
Научная новизна и практическая значимость работы состоит в том, что расширено и дополнено представление о таком явлении в структуре личности человека как способность к лидерству, а также его формирования у подростков с целью более эффективного взаимодействия.
Структура работы: Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Заключение:
Проблема лидерства и основанного на нем эффективного взаимодействия в совместной деятельности никогда не потеряет своей актуальности. В процессе написания настоящей работы было отмечено, что стать лидером и развить в себе лидерский потенциал возможно, даже если подросток не обладает врожденными и хорошо развитыми лидерскими качествами. Лидером будет становится человек, который будет обладать ценными навыками для организации либо группы, и докажет свой потенциал и компетентность.
Лидерство представляет собой явление социально-психологическое и появляется спонтанно в среде неофициальных (неформальных) отношений. Успешный лидер обладает задатками, которые дают возможность взглянуть на ситуацию со стороны. Он легко общается, договаривается и строит коммуникативные связи. Лидерские качества развиваются и проступают на первый план в конкретных ситуациях, когда человек непосредственно сталкивается со сферой управления или принятия решений, общается с другими членами группы. Человеку, который занимает лидерские позиции, нужно постоянно вырабатывать и поддерживать в себе лидерские качества. И здесь важно все — от уверенности в себе до имиджа.
Обобщая все вышеперечисленное можно сделать вывод, что цель настоящей работы достигнута — в ходе ее достижения было выявлена сущность и специфика феномена лидерств, а также исследованы предпосылки развития лидерских качеств.
Современным подросткам крайне важны сформированные на практике лидерские качества как профессионально-важные компетенции, необходимые им в предстоящей профессиональной деятельности. От развитости у подростков лидерского потенциала зависит их эффективность как специалистов, а также общая оптимальность деятельности современных организаций в целом.
В настоящее время проблемы лидерства и формирования, активизации лидерского потенциала имеют огромное прикладное значение для достижения эффективности в процессе социального взаимодействия. Практическое исследование вопросов лидерства и связанных с этим феноменом понятий формирования и активизации лидерского потенциала и лидерских качеств представляется важнейшей задачей современной науки, позволяющей обеспечить максимальную эффективность организации процесса управления в различных социально-коммуникативных сферах.
Управление системой развития лидерских качеств и активизации лидерского потенциала предполагает разработку и внедрение социальной технологии, которая в результате приведет к повышению эффективности деятельности.
Развитие лидерских качеств и лидерского потенциала в целом представляет собой системное явление, которое определяется общими закономерностями развития и которое происходит в определенных социокультурных условиях. И именно при этом следует говорить об индивидуальном цикле развития, имеющем свое психологическое содержание в системе современных образовательных организаций при работе с подростками.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Общая социально-психологическая характеристика
подросткового возраста
Основоположником изучения подросткового возраста в психологии по заслуженному праву принадлежит С. Холлу. Основываясь на разработанной теории рекапитуляции, ученый полагал, что подростковая стадия в развитии человека определенным образом соответствует эпохе романтизма в развитии человечества и воспроизводит эпоху хаоса, когда природные стремления человека сталкиваются с требованиями общественной жизни. Именно С. Холл первым описал психологические особенности подросткового возраста [17, с. 67].
Еще один исследователь — Э. Шпрангер – рассматривал данный возраст в культурно-духовном контексте; характерные особенности развития в подростковом возрасте объяснялись, исходя из внутренних закономерностей развития индивида, который несомненно включен в мир культуры и истории. Содержание подросткового возраста, по мнению этого ученого, составляет врастание индивида в культуру, в дух данной эпохи. Заслуженное признание в психологии получило его утверждение о разнотипном характере перехода подростка во взрослую жизнь.
В связи с этим Э. Шпрангер выделил три типа врастания подростка во взрослую жизнь и культуру [13, с. 64]:
1) первый тип определяется резким, бурным, кризисным течением, переживается человеком как так называемое «второе рождение», в итоге которого возникает новое ощущение «Я» индивида;
2) второй тип – это плавный, медленный постепенный рост, когда подросток входит во взрослую жизнь без глубоких и серьезных сдвигов в развитии собственной личности;
3) третий тип представляет собой такой вариант развития, при котором подросток самостоятельно, активно и сознательно развивает, воспитывает себя, преодолевая усилием воли собственные внутренние тревоги и кризисы. Данный тип врастания человека во взрослую жизнь характерен для индивидов с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Культурно-антропологические исследования М. Мид определили решающее значение культурных факторов в развитии подростка и складывании их интересов. Ею было выявлено, что биологическое развитие в онтогенезе выглядит как константный фактор, протекает в целом везде однотипно, но при этом в психологическом формате подростки из разных культур очень отличаются друг от друга.
И. С. Кон считает, что довольно значимой инстанцией самосознания, во многом определяемой в подростковом возрасте, представляется самоуважение личности. Причем, это понятие довольно системно и многозначно, подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя такого как есть, и чувство собственного достоинства [10, с.102].
К настоящему времени в психолого-педагогической науке уже многими исследователями эмпирически доказано, что в подростковом периоде в русле становления нового уровня самосознания развивается и качественно новый уровень самоотношения. В современных условиях развития общества проблема социальной потребности в психологически зрелых, успешных и хорошо образованных людях занимает довольно важное положение.
За последние годы произошла огромная трансформация социальных институтов и общественных отношений. При этом существенно важным представляется переход экономики на рыночную модель, что в свою очередь оказывает влияние на формирование качественно нового поколения, меняет ценности и мотивы, установки и стереотипы, а также и саму поведенческую модель подростков. Серьезные изменения в последние десятилетия наблюдаются и в стиле жизни современного подрастающего поколения.
В глобальном смысле, подростки представляют своего рода авангард социума, потенциал которого значительно влияет на состояние и развитие страны. Различным органам государственной власти и образовательным учреждениям, которые взаимодействуют с подростками, надо четко и структурированно представлять современное состояние данной категории подрастающего поколения, отслеживать динамику развития и изменения его социально-психологического портрета. Стоит абсолютно практическая насущная потребность общества знать и понимать потребности современных подростков, их систему морально-нравственных ценностей, жизненные планы и уровень удовлетворенности, основные проблемы и сложности, с которыми они сталкиваются.
Для подростковой возрастной категории весьма характерно своеобразие целостной личностной активности, а также динамичность протекания различных психических процессов. У подростков обнаруживается на поведенческом уровне повышенная эмоциональность, стремление к различного рода самостоятельным поискам и самоутверждению в глазах значимых окружающих людей. Кроме этого следует отметить, что в подростковом возрасте часто обнаруживаются завышенные самооценки и самомнение, а также некоторая беспечность и легкомыслие [9, с. 78].
Для подросткового возраста весьма свойственно завершение процесса роста, приводящего, в конечном результате, к расцвету организма, который создает все основания не только для особого положения молодого человека в профессиональном развитии и становлении, но и для овладения иными социальными возможностями, ролями и притязаниями.
С позиций возрастной психологии, в подростковом возрасте меняются характеристики внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и переструктурируются различные психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой уклад всей жизни. В подростковом возрасте у ребенка формируется проблема выбора различных жизненных ценностей. Подростковый возраст стремится активно сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе самому, по отношению к окружающим людям, а также к моральным ценностям и нравственным установкам. И именно в подростковый период человек сознательно отрабатывает собственное место среди категорий добра и зла [6, с. 105].