Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Личностные ресурсы различных поколений россиян в условиях неопределенности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения личностных ресурсов в условиях неопределенности у представителей разных поколений россиян 6
1.1 Понятие личностных ресурсов в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2 Понятие неопределенности как одной из трудных жизненных ситуаций 10
1.3 Психологическая характеристика разных поколений россиян 17
Глава 2. Методы и методики исследования личностных ресурсов в условиях неопределенности у представителей разных поколений россиян 24
2.1 Методики исследования личностных ресурсов 24
2.2 Методики исследования ситуации неопределенности 28
Заключение 30
Список литературы 31

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современном мире все больше неопределенности. Для выработки стратегий изменения поведения и развития творческого приспособления к жизни в условиях неопределенности важно понимание как набор личностных характеристик человека может быть связан с восприятием ситуации неопределенности, что является сложной жизненной ситуацией. Как изменяются стратегии преодоления сложных жизненных ситуаций в зависимости от принадлежности человека к различным поколениям.
Проблема исследования. Жизнедеятельность человека в современном обществе, в условиях постоянных изменений и общественных потрясений связана с необходимостью преодоления сложных жизненных ситуаций, что требует повышения психологического адаптационного потенциала, развития и правильного использования внутренних ресурсов. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос эффективных стратегий и способов преодоления ситуаций неопределенности, которые субъективно воспринимаются личностью как стрессовые ситуации. Ведь в ситуации неопределенности, переживая кризис, человек не всегда имеет возможность обратиться за помощью к психологу. Он самостоятельно пытается преодолеть сложную ситуацию, справиться с трудностями, предотвратить эмоциональное возбуждение, используя собственные психологические резервы. Умение справляться со сложными ситуациями, применяя собственные психологические ресурсы — залог сохранения психологического здоровья и эффективного выхода из сложных жизненных ситуаций с минимальными эмоциональными и другими потерями.
Определенный интерес вызывает изучение эмоционального интеллекта феномена, который является залогом освоения таких свойств как самоконтроль, само мотивация деятельности, понимание собственных эмоций и эмоций других людей, что способствует конструктивным отношениям с окружающими, адаптации в новых социальных условиях.
Итак, личностные ресурсы преодоления сложных жизненных ситуаций (карантин), как и личностные ресурсы вообще, можно считать многомерным феноменом, что определяются определенными личностными качествами человека, которые способствуют достижению значимых жизненных целей в тяжелых, психотравмирующих, кризисных, непредсказуемых и неконтролируемых жизненных обстоятельствах, актуализируясь при необходимости для решения тех или иных задач.
Состояние разработанности проблемы исследования – В психологической науке получены сведения, дающие некоторые представления о психологических особенностях ресурсов человека. Отечественные и зарубежные ученые наиболее часто уделяют внимание рассмотрению особенностей психических ресурсов, используемых человеком в ситуациях неопределенности. В психологии изучению ресурсов личности посвящены работы К. Муздыбаева, В. А. Бодрова, Е. Ю. Кожевниковой, Ю. М. Резника и Е. А. Смирновой, К. L. Kumpher, С. В. Lam и С. A. McBrige-Chang, М. Ungar, А. Masten и др.
Актуальным продолжает выступать развитие культурно-исторической психологии, заложенной трудами Л.C. Выготского, в контексте конкретизации представлений о психологических системах саморегуляции как отражаемых в процессуальных и результативных характеристиках выбора как принятия и преодоления субъективной неопределенности думающей личностью (И.А. Васильев, В.И. Моросанова, Т.В. Корнилова и др.). Единство функционирования интеллектуально-личностного потенциала при решении человеком проблем и принятии им решений утверждается в функционально-уровневой концепции психологической регуляции принятия решений Т.В. Корниловой, базирующейся на идее O.K. Тихомирова о возможности выхода на ведущий уровень регуляции разных психологических процессов.
Объект исследования. Личностные ресурсы.
Предмет исследования. Личностные ресурсы разных поколений россиян в условиях неопределенности.
Цель исследования. Изучить особенности проявления личностных ресурсов разных поколений россиян в условиях неопределенности.
Задачи исследования:
 проанализировать понятие личностных ресурсов в отечественной и зарубежной психологии;
 изучить понятие неопределенности, в том числе как трудной жизненной ситуации;
 дать характеристику психологических различий двух поколений россиян;
 сделать анализ методик исследования личностных ресурсов и ситуации неопределенности.
Теоретико-методологические основания исследования. Культурно-историческая теория психического развития (Л.С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория стремления к смыслу В. Франкла, концепции «цели в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, смыла жизни Б.С. Братуся, смысловой установки личности А.Г. Асмолова, психологии смысла Д.А. Леонтьева, смысложизненных ориентаций В.Э. Чудновского, эволюционная концепция личности и развития духовности В.Д. Шадрикова, становления личности в профессиональной деятельности Ю.П. Поваренкова, принципы системогенетического подхода к исследованию личности и деятельности (В.Д. Шадриков, А.В. Карпов, В.Н. Дружинин, Н.В. Нижегородцева).
Методы исследования. В ходе исследования применяется метод анализа имеющихся источников по выбранной проблематике, сравнение результатов различных исследований, описание полученных выводов. Так же был применен системный подход. Данный метод основан на исследованиях В.Г. Афанасьева, В.Г. Немировского, Г.В. Осипова, М.Н. Руткевича, Х.Ф. Сабирова, Ж.Т. Тощенко, И.И. Чангли. Принципы системности в изучении социально-психологических процессов позволяют всесторонне рассмотреть роли общества или личности, их взаимодействие. Используется метод обобщения результатов социологических и психологических исследований.
Общее описание структуры работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 52 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Применение личностных ресурсов в преодолении сложных ситуаций предусматривает такие шаги. Самый первый шаг — это осознание наличия и содержания сложной ситуации как реальной проблемы. Познавая собственное отношение к ситуации с его противоречиями, страхами, субъект имеет возможность исследовать себя, избавиться от страхов, слабости, вины и, получив контроль над собой, почувствовать контроль и над ситуацией. Высокая степень самопостижения, представление об истинной сущности, путь к которой еще нужно проложить, преодолевая трудности самостановления, способствует обновлению личности, развития чувства внутренней независимости, устойчивости, доверия себя, самостоятельности.
Второй шаг — решимость к самоизменению. Формирование способности к поисковой поведения — способности решать сложные жизненные ситуации, занимать активную позицию по меняющихся и сложных жизненных ситуаций. Формирование умения замены патогенного мышления на саногенное. Патогенное мышление характеризуется бесконтрольностью воображения, отсутствием рефлексии, невозможностью взглянуть на себя «сторонним взглядом», тенденцией лелеять в себе, хранить и приумножать отрицательные образы.
Саногенное мышление характеризуется отделением «Я» от негативных образов, взглядом на собственные чувства и поведение будто сбоку, произвольным контролем над внутренними образами и способностью к концентрации внимания.
Третий шаг — отказ от борьбы с теми аспектами сложной ситуации, которые изменить невозможно, и переориентация внимания на трансформацию негатива ситуации в конструктивный потенциал собственными усилиями, что позволяет почувствовать контроль над ситуацией и успех в преодолении жизненных трудностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения личностных ресурсов в условиях неопределенности у представителей разных поколений россиян
1.1 Понятие личностных ресурсов в отечественной и зарубежной психологии
Термин «ресурс» происходит от французского ressource — «вспомогательное средство» и является междисциплинарным понятием. Это средства и условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Это состояние, возможность, которой мoжно, воспользоваться в случае необходимости, дополнительный источник психологической и физической силы и энергии. Опираясь на свой ресурс, человек способен решиться на действие в направлении достижения желаемого. Понятие «ресурс» близко (но не совпадает по смыслу) с понятием «потенциал», который, в широком смысле, рассматривается как «Запасные» возможности.
Ресурсы личности — это жизненные опоры, имеющиеся в распоряжении человека и позволяющие обеспечивать определенные потребности: 1) выживание; 2) физический комфорт; 3) безопасность; 4) вовлеченность в социум; 5) уважение со стороны социума; 6) самореализацию в социуме. К психологическому ресурсу человек обращается в случаях нерешительности, за чувство отсутствия жизненных сил, гармонии, опоры в жизни, а также для преодоления трудных жизненных ситуаций.
Исследованию личностных ресурсов посвящены работы многих зарубежных и отечественных авторов (S. Hobfoll, В. Matheny, R. Moos, Л. Дементий, Т. Крюкова, М. Сапоровская и др.) Ресурсами считаются когнитивные способности (А. Бек, В. Бодров, Н. Дорожевец, А. Раш и др.) личностные черты, социальные группы, к которым принадлежит личность, и отношения в них (Т. Гущина, Е. Куфтяк, Е. Петрова и др.) образ значимого другого, также психологическим ресурсом, актуализация которого в трудной жизненной ситуации снижает степень субъективной угрозы, расширяет использование стратегий (Т. Табурова). Ресурсы позволяют сделать более целостным и оптимальным для личности процесс преодоления кризисной ситуации. Психологические ресурсы человека включают в себя мотивационно-ценностные и эмоционально-регулятивные компоненты.
В психологии среди ресурсов традиционно выделяют: физиологические, типологические особенности, когнитивные процессы, личностные качества, социальную поддержку, финансовое благополучие, полученные знания, навыки и опыт, навыки и положительный опыт применения ресурсов в трудных жизненных ситуациях (М. Логинова, Ю. Постилякова). По С. Хобфоллу, психологические ресурсы являются значимыми для человека средствами адаптации к сложным жизненным ситуациям. Он классифицирует ресурсы следующим образом:
1) материальные объекты (доход, дом, одежда, материальные фетиши) и нематериальные (желания, цели);
2) внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние (самоуважение, профессиональные умения, навыки, способности, интересы, увлечения, черты характера, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований);
3) психические и физические состояния;
4) волевые и эмоциональные характеристики, высокий уровень энергии [4].
Развитие личностных ресурсов предусматривает формирование чувства ответственности, которое актуализируется в особых жизненных ситуациях и проявляется в осознании и принятии личностью своего участия в жизненной ситуации, «своего авторства по чувствам, мыслям, поведению, возникающих в этой ситуации» [11].
Актуализация потенциала ситуационной ответственности в особой жизненной ситуации необходима потому, что именно это приводит к позитивному восприятию себя, формированию самоуважения, нахождению новых жизненных ориентиров. Ответственность является важным личностным потенциалом, обеспечивает субъекту поддержку именно тогда, когда он больше всего в этом нуждается (Г. Семенова).
Отдельным личностным ресурсом является жизнестойкость личности как способность в жизненно важных ситуациях воспользоваться внешними ресурсами, развивающейся в процессе жизни человека [13]. Речь идет о том, что человек проявляет жизнестойкость в определенных ситуациях независимо от знаний и понимания этой данности личности (А. Фоминова). По внешним ресурсам интересным нам представляется мнение Л. Берталанфи, который утверждал, что жизнь — это процесс, а не структура, процесс сохранения неуравновешенного состояния системы благодаря энергии, черпается из внешней среды. Также Б. Скиннер и Д. Клиз подчеркивают: «Каждый, кто чувствует, что определенным образом подсоединен к наполненной содержанием космической системы, приобретает большую психологической устойчивости и равновесия, независимо от того, верит ли он в Бога фигуру … » [12, с. 130].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы