Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Личностные особенности творческого человека

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения личностных особенностей творческого человека 6
1.1. Содержание понятий «личность» и «личностные особенности», основные теории личности 6
1.2. Творчество и творческие способности в психологической науке 15
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей творческого человека 24
2.1. Организация и ход эмпирического исследования 24
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 25
Заключение 31
Приложение 35

  

Введение:

 

Российская Федерация на данном этапе ее развития нуждается в современно образованных, нравственных, предприимчивых гражданах, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия. Граждане страны должны быть способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны, умением решать задачи нетрадиционным путем.
Российское общество находится в постоянном развитии, следовательно, выдвигает и реализует все новые требования к человеку:
— высокая обучаемость, то есть способность к постоянному самообразованию;
— высокий уровень интеллектуально-физического развития, что может обеспечить доступ к технологиям только интеллектуально развитым личностям;
— развитая креативность, или способность мыслить и действовать творчески.
Актуальность исследования, таким образом, объясняется:
— во-первых, потребностью общества в творчески мыслящих людях;
— во-вторых, необходимостью дальнейшей разработки методики развития творческого мышления у индивидов.
Творческое развитие – важнейшая задача образования на любом его этапе, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности человека, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Изученность темы исследования. Имея достаточно сложную судьбу в истории психологической науки, проблема развития творческой составляющей и ее влияния на личность привлекает внимание многих ученых.
Так, в отечественной науке выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (А.В. Брушлинский, Б.М. Кедров, Я.Л. Пономарев, С.А. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, Д.М. Ушаков), психологии и психофизиологии индивидуальных различий (Э.А. Голубева, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Б.М. Теплов).
Потенциал творческой личности и ее особенности как проблема исследования рассматривались в исследованиях Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленкой, Е.В. Бондаревской, Е.Л. Григоренко, Э.В. Ильенкова, В.Н. Дружинина, М.С. Кагана, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, Д.М. Ушакова, К. Хеллера и др.
Несмотря на многочисленные исследования проблемы развития творческой личности, на сегодняшний день многие вопросы остаются открытыми. Нет единого мнения относительно того, в чем заключаются личностные особенности, присущие творческому человеку, каким образом нужно их развивать. Учитывая все вышесказанное, в рамках данной курсовой работы будет предпринята попытка выявления личностных особенностей творческого человека.
Объект исследования: личность творческого человека.
Предмет исследования: личностные особенности творческого человека.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически выявить личностные особенности творческого человека.
Гипотеза исследования: предполагается, что творческие люди обладают рядом личностных особенностей по сравнению с индивидами, не проявляющими склонности к творчеству.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть содержание понятий «личность» и «личностные особенности», основные теории личности.
2. Изучить творчество и творческие способности в рамках психологической науки.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование личностных особенностей творческого человека.
4. Выполнить анализ результатов эмпирического исследования личностных особенностей творческого человека.
В ходе выполнения курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
— анализ литературы по проблеме;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
— математико-статистический анализ данных.
В ходе выполнения эмпирического исследования в рамках курсовой работы был использован Калифорнийский психологический опросник в качестве методики исследования.
Курсовая работа имеет традиционную структуру. Она содержит введение, основную часть, заключение, список использованных источников информации и приложение. Введение состоит из обоснования актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов исследования. Основная часть представлена двумя главами, структурированными на параграфы. Заключение подводит основные итоги изучения проблемы. Список использованных источников информации состоит из библиографического описания использованных в работе источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения курсовой работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически изучить и эмпирически выявить личностные особенности творческого человека.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было рассмотрено содержание понятий «личность» и «личностные особенности», основные теории личности;
— было изучено творчество и творческие способности в рамках психологической науки;
— было организовано и проведено эмпирическое исследование личностных особенностей творческого человека;
— был выполнен анализ результатов эмпирического исследования личностных особенностей творческого человека.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что творческие люди обладают рядом личностных особенностей по сравнению с индивидами, не проявляющими склонности к творчеству.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение необходимо отметить, что выполненная курсовая работа обладает практической значимостью. Мы полагаем, что материалы исследования могут быть использованы как в учебных целях студентами при подготовке к семинарам и практическим занятиям, так и при организации психологической работы с людьми творческих профессий (тренингов, коуч-сессий и иных консультаций). Также полученные в рамках эмпирического исследования данные могут быть использованы молодыми учеными для систематизации и обобщения эмпирического материала по использованной диагностической методике или для сравнения с полученными в аналогичных исследованиях данными.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения личностных особенностей творческого человека
1.1. Содержание понятий «личность» и «личностные особенности», основные теории личности

Проблема личности является одной из самых сложных проблем, обсуждаемых не только психологами, но и культурологами, философами. Серьезные трудности возникают уже при попытках описать реальность, обозначенную термином «личность». Несмотря на большую работу, проделанную многими и многими исследователями по уточнению понятия «личность», единого и общепринятого определения пока нет.
Как известно, понятие личности менялось со временем. Так, мы можем говорить о личности только с определенного момента в истории, поскольку до этого момента человек еще не знал, что он личность, стремясь слиться с окружающим миром. Э. Фромм писал: «В средние века человек ощущал себя неотъемлемой частью социального и религиозного сообщества, в рамках которого он обретал себя, когда он как индивид еще не отделился полностью от своей группы. В новое время, когда он столкнулся с необходимостью осознать себя как независимого, самостоятельного человека, его самоидентификация стала для него проблемой. В XVIII и XIX веках понятие «Я» чрезвычайно резко сузилось: «Я» утверждалось размером собственности. Такое понятие стало выражаться не формулой «Я есть то, что я думаю», а формулой «Я есть то, что я имею», «Я есть то, чем я обладаю» [2].
Авторы отмечают некоторые аспекты проблемы многообразия подходов к пониманию личности: «1) многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его особенной жизни; 2) междисциплинарный статус проблемы, находящийся в сфере изучения общественных и естественных наук; 3)зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; 4) несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направления современного человекознания; 5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком» [19].
Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятии «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением обычного человека, который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния, умения вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и других социально желательных характеристик. Подобный подход порождает комментарии вроде «Ваня – личность что надо» и «Юля – неприятная личность». Именно такое представление о личности находит выражение в обещании, даваемом различными курсами по созданию имиджа «сделать вас личностью». Данная концепция целиком расположена вне сферы научной психологии, поскольку она оставляет в стороне многие особенности поведения, заслуживающие того, чтобы их изучали в контексте личности [18].
Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. Так, о человеке можно сказать, что он – «общительная личность» или «робкая личность», имея в виду, что робость или дружелюбие являются его наиболее характерными чертами. В подобных примерах мы наблюдаем отождествление личности с тем внешним социальным впечатлением, какое индивид производит на окружающих при взаимодействии с ними. Мы видим, в какой степени его наиболее выпуклые, яркие особенности окрашивают большинство его поступков в ситуациях общения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы