Курсовая с практикой на тему Личностные особенности применения стратегий разрешения конфликтов сотрудниками организаций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ.. 5
1.1.
Психологические основы понятия «конфликтность личности». 5
1.2. Виды конфликтов в организации. 9
1.3. Стратегии разрешения межгрупповых конфликтов
в организации. 11
Выводы по
главе 1. 19
ГЛАВА
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО
ОБЩЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ.. 21
2.1. Подготовка и
проведение исследования. 21
2.2. Исследование
конфликтности личности в организации. 23
Выводы главе 2. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ. 36
Введение:
Актуальность
работы связан с тем, что конфликтность представляет собой черту личности,
отражающую частоту ее вступления в конфликт, форму проявления агрессивности.
Конфликтная личность – это индивид, который обладает повышенной склонностью к
восприятию ситуаций как конфликтных, стремится к соперничеству в конфликтной
ситуации, испытывает неудовлетворенность своим положением в организации, что
сказывается на работе всего коллектива.
Существуют
различные взгляды на понятие конфликтности личности. Отечественные психологи
конфликтность личности понимают, как интегральное свойство личности, отражающее
частоту ее вступления в межличностные конфликты, степень готовности личности к
конфликтам, вовлеченности в развитие конфликтов. Зарубежные психологи связывают конфликтность
личности с вспыльчивостью, агрессивностью, подозрительностью.
Цель исследования: установить
личностные особенности применения стратегий разрешения конфликтов и уровень
конфликтности сотрудников организации.
Объект исследования: уровень
конфликтности и стратегии
конфликтного поведения сотрудников организации.
Предмет исследования: личностные особенности применения стратегий разрешения конфликтов
сотрудниками организаций.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень конфликтности зависит от
личностных особенностей сотрудников организации.
Задачи
исследования:
1. дать общую характеристику конфликтной ситуации
общения и выявить ее основные структурные компоненты методом изучения
литературы по теме исследования.
2. выявить основные причины возникновения
конфликтного общения методом изучения литературы по теме исследования.
3. организовать и провести эмпирическое исследование
по выявлению уровня конфликтности.
4. провести
количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.
5. сформулировать выводы и заключение по результатам
исследования.
Методы исследования:
· историографический метод;
· сравнительно-сопоставительный анализ;
· обобщение; классификацию; систематизацию материала;
· моделирование
Использовалась программа
EXCEL для обработки и представления экспериментальных данных.
Методики исследования:
1. «Самооценка психических состояний», автор Г.Айзенк;
2. «Уровень конфликтности личности», автор В.И.Андреева;
3. «Оценка способов реагирования в конфликте», автор К.Н.Томас.
Эмпирическая база исследования: ООО «Восход», г. Москва,
март, 2021 год.
Характеристика выборки исследования: 50 человек, работников
организации, выбранных произвольно (25 мужчин и 25
женщин, возраст от 20 до 35 лет).
Практическая значимость: результаты
работы могут использовать студенты факультета психологии при подготовке к
занятиям. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (36 источников) и приложения.
Заключение:
Пять поведенческих стилей или способов реализовать свою позицию в случае
конфликта выделили исследователи К. Томас и Р. Килменн.
Их подход позволяет составить поведенческую сетку, в
которой поступки человека рассматриваются в двух направлениях: Как именно, с
какой настойчивостью человек склонен отстаивать свои позиции (интересы и
мотивы, цели и желания).
Рассматриваются ли, с какой степенью детализации позиции противостоящей
стороны (оппонента), есть ли склонность «идти навстречу» этой стороне.
Исходя из сочетаний упомянутых направлений – а они могут быть выражены
явно, на среднем или на низком уровне, выделяются стили как выразители тактики
поступков в конфликте: Конкурирующий (соревновательный): сочетание высокой
выраженности настойчивости в отстаивании собственных позиций, оппонент при этом
– вернее, его точка зрения и интересы, не рассматривается вообще, либо в очень
незначительной степени.
Приспосабливающийся (улаживающий): первоочередной здесь является позиция
оппонента – ей уделяется максимальное количество внимания, собственные взгляды
и принципы отодвигаются подальше. Уклоняющийся (избегающий): название
отображает суть – в этом случае не предпринимаются какие-либо активные действия
по изменению ситуации, нет склонности как вести борьбу за свою точку зрения,
так и стараний изучить или учесть ее у оппонента.
Компромиссный (половинчатый): показатели среднего уровня относительно
навязывания своих воззрений, то же самое касательно второго участника конфликта
– его позиция рассматривается, но лишь частично. Сотрудничающий
(примирительный): стиль имеет целью оптимальный договор участников ситуации
недоразумения, спора или разлада – к рассмотрению принимаются все принципы и
позиции обеих конфликтующих сторон (взаимно), должно найтись такое решение,
которое устраивало бы всех.
Такой стиль является доминирующим в одностороннем порядке. Позиция
победителя с обязательным присутствием того, кто проиграл. Формы поступков
предполагают безапелляционность, отсутствие сопереживания и гибкости в
суждениях, упорство и напористость.
В чем позитивные и отрицательные стороны: Плюс. Стиль следует применять,
если ситуация очень важна и значима для индивида, ее нужно разрешить в
одностороннем порядке в максимально сжатый срок. Минус.
Но в долгом взаимодействии соревновательный подход даст негативный
результат: постоянно быть победителем, как и проигравшим – невозможно.
Поведенческие нюансы: твердо контролируются действия оппонентов и источники
данных; преднамеренность давления с привлечением всевозможных средств; хитрость
и лукавство для овладения положением дел; отсутствие потребности в диалоге «на
равных».
Приспосабливающийся стиль: конструктивный, если существует стремление
сохранить имеющиеся отношения.
Подводя итог можно сделать следующий
вывод: главное не блокировать развитие противоречия, а пытаться устранить его
мирными способами, тем самым решить его; при активном вмешательстве в конфликт
он может иметь положительные последствия.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1. Психологические основы понятия
«конфликтность личности» Понятие «личность», как правило,
используется для отображения социальности человека, различных ее проявлений.
Личность — это устойчивая система
социально значимых свойств, качеств и черт, характеризующих индивида как
продукт общественного развития и привлечения его к системе социальных отношений
через активную предметную деятельность и общение.
Личность формируется в процессе
социализации и является продуктом индивидуального подхода и социального
взаимодействия.
Как субъект социальных отношений
личность рассматривается через систему таких понятий:
— самосознания личности, т.е. осознание
собственной самобытности в пределах социума;
— нормативная сознание и система ценностных
ориентаций (восприятие и оценка социальной деятельности, поведение в конкретных
условиях);
— потребности, интересы, социальные
установки, мотивация.
Размышляя над сущностью и соотношением
понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», необходимо
учесть, что ими обозначают одно и то же объект — человека, но, так сказать, с
разных точек зрения. Поэтому при всех различиях этих понятий, они имеют общие
признаки, что позволяет использовать ее как синонимы в различных контекстах.
В настоящее время не существует
общепринятого определения понятия «конфликтность личности».
В психологическом словаре конфликтность
личности определяется как степень готовности индивида к развитию и завершению
проблемных ситуаций социального взаимодействия с помощью конфликтов, а также
относительная частота участия индивида в реальных конфликтах по сравнению с
другими людьми [2, с. 71].
Конфликтность рассматривается как
возникшая на основе опыта готовность индивида к негативной реакции в типичной
ситуации. Так, В.А. Лабунская определяет понятие «конфликтность» как
несознаваемую или частично осознаваемую установку личности на конфликт [9, с.
42].
Отечественный психолог В.И. Курбатов
под конфликтностью понимает интегральное свойство личности, которое отражает
частоту ее вступления в межличностные конфликты, готовность личности к
конфликтам, степень ее вовлеченности в развитие конфликтов [7, с. 71].
С позиций Д.В. Колесова понятие
конфликтности определяется, как склонность личности инициировать конфликты,
вступать в них. Автор называет конфликтность исключительно отрицательным
качеством личности, которое оказывает резко негативное влияние на ее отношения
с другими людьми [2, с. 41].
По мнению Е.С. Кузьмина, конфликтность
является неотъемлемым качеством, присущим любой личности, так как личность не
способна существовать в постоянной гармонии с социумом, ближайшим окружением и с
собой. Конфликтность рассматривается автором в качестве интегрального
образования, проявление которого обусловлено внешними и внутренними факторам. К
внешним, автор относит: социальную и экономическую ситуацию в обществе,
психологический климат в коллективе, конкретные обстоятельства проявления
конфликтной ситуации. Внутренние – проявления конфликтности личности являются:
особенности темперамента и характера,
мотивация поступков, опыт, полученный в
предыдущих конфликтах [3, с. 176].
Г.Е. Григорьева полагает, что
конфликтность является интегральным качеством личности, которое определяет
нравственное отношение личности к другим людям и проявляется в избираемых
человеком способах разрешения конфликтов [19, с. 6]. Такое понимание
конфликтности указывает на определяющую роль личности в конфликте.
Современные отечественные исследователи
конфликтность понимают, как сложное структурное образование, включающее ряд
компонентов.
Г.Г. Бекмаганбетова предлагает
следующую структуру конфликтности:
— когнитивный компонент, включающий все
психические процессы,
связанные с познанием окружения и
самого себя, проявляющиеся во взаимодействии с другими;
— аффективный компонент, проявляющийся
в различных эмоциональных состояниях и реакциях, которые можно зафиксировать в
виде отрицательных эмоций эмоциональной чувствительности, конфликтности;
— поведенческий компонент, состоящий из
результатов деятельности,
мимики, жестикуляции, речи. Конкретное
сочетание экспрессивных элементов в структуре поведения оппонентов придает
характер конфликтным взаимоотношениям [9, с. 43].
В зарубежной психологии конфликтность
рассматривается преимущественно как форма проявления агрессивности. Понятие
«агрессивность» рассматривается многими исследователями как устойчивая личностная
черта, отражающая склонность к агрессивному реагированию при возникновении
фрустрирующей и конфликтной ситуации (А. Бандура, Л. Берковиц, Д. Коннор, М.
Раттер и др.) [16, с. 172].
Агрессивность отражает склонность
личности действовать враждебно и агрессивно. Враждебность, в свою очередь,
представляет собой совокупность гнева, раздражения, обиды, негодования,
отвращения, а также убеждений в недоброжелательности окружающих (J.C.
Barefoot). Конфликтность «подпитывает» агрессивность и способствует враждебному
агрессивному поведению [2, с. 56].
Агрессивность в психологической науке
рассматривается как предпосылка к агрессивному поведению. Зарубежные ученые
по-разному трактуют природу агрессивности [18, с. 69].
Согласно теории социального научения А.
Бандуры, агрессивность является продуктом научения. Агрессивность развивается,
поддерживается или уменьшается в результате наблюдения ситуаций агрессии и
учета ее последствий для агрессивного индивида [12, с. 92].
В зарубежной психологии общепринято
мнение, что в основе конфликтности лежит неадекватность сформировавшихся
представлений об окружающих людях, неадекватная завышенная самооценка,
стремление к самоутверждению за счет других. Эти особенности обусловливают
возникновение устойчивой ориентации на преобладающее восприятие негативных
качеств других, доминирование в отношениях негативных оценок. С позиций Д.Г.
Скотта, конфликтность предполагает определенный уровень психической напряженности
и неразрывно связана с собственно активностью индивида [64, с. 39].
В ряде работ И.А. Красильникова, М. А.
Разумовой конфликтность рассматривается как свойство личности, которое
проявляется в потребности поиска конфликтных ситуаций, характеризует личность
как неспособную принять мнение оппонента и найти конструктивный способ для
избегания перерастания конфликтной ситуации в инцидент. Каждая личность имеет определенный
уровень конфликтности личности, который повышается под воздействием неблагоприятных
обстоятельств [6, с. 170].
Согласно Н.В. Гришиной, человек,
склонный, к конфликтности, часто содержит определенный набор эмоциональных
качеств личности, таких как агрессивность, упрямство, раздражительность [20, с.
126].