Курсовая с практикой Педагогика/Психология Экспериментальная психология

Курсовая с практикой на тему Личностные особенности людей пожилого возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения личностных особенностей людей пожилого возраста. 5

1.1 Границы и
психологическая характеристика пожилого возраста. 5

1.2
Содержание кризиса пожилого возраста и его основные причины.. 12

Глава 2. Эмпирическое исследование
личностных особенностей людей пожилого возраста. 19

2.1 Организация и ход
эмпирического исследования. 19

2.2 Характеристика методик
эмпирического исследования. 20

2.3 Обсуждение результатов
эмпирического исследования. 22

Заключение. 38

Список литературы.. 41

Приложение. 43

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Улучшение социально-экономических условий
и увеличение доступности медицинской помощи обусловили рост продолжительности
жизни в России. В связи с этим категория населения, относимая к возрастной
группе пожилых людей, также возросла и продолжает расти. Поэтому на
государственном уровне решаются задачи по улучшению качества жизни данной
категории граждан.

Актуализировавшийся в последнее время интерес психологии к изучению
личностных особенностей людей пожилого возраста обусловлен рядом причин.

Во-первых, наука стала располагать данными о том, что пожилой возраст не
является процессом тотального угасания. Геронтологи пришли к выводу о том, что
в пожилом возрасте, наряду с инволюционными процессами, существуют и другие
процессы – противостоящие инволюционным силам. На сегодняшний день пожилой
возраст рассматривают как возраст развития, как качественно своеобразную
перестройку организма, с сохранением особых приспособительных функций на фоне
общего их спада.

Во-вторых, тенденции высокоразвитых стран демонстрируют тот факт, что число
лиц пожилого возраста имеет тенденцию к росту на фоне снижения рождаемости и
увеличения продолжительности жизни. Поэтому изучение психологических
особенностей индивидов пожилого возраста становится практически более
востребованным.

Несмотря на интерес исследователей к данной
проблематике, на постсоветском пространстве отмечается нехватка учреждений,
занимающихся проблемами пожилого населения и использующих последние достижения
ученых в области геронтологии. Открытым и нереализованным остается вопрос о
психологическом состоянии и психическом здоровье людей пожилого возраста. Тем
не менее, именно данный фактор во многом обусловливает удовлетворенность
пожилых людей жизнью, возможность миновать острый кризисный период.

Объект исследования: развитие личности в пожилом возрасте.

Предмет исследования: личностные
особенности пожилого человека.

Цель исследования: изучить личностные особенности пожилого
человека.

Гипотеза исследования: предполагаем, что качество
жизни и особенности личности у работающих пожилых людей отличны от аналогичных
параметров их неработающих сверстников.

Для реализации
поставленной цели необходимо решить следующий комплекс задач:

1. Изучить границы и психологическую
характеристику пожилого возраста.

2. Представить содержание кризиса пожилого
возраста и его основные причины.

3. Организовать и провести эмпирическое исследование
личностных особенностей людей пожилого возраста.

4. Выполнить обсуждение результатов
эмпирического исследования личностных особенностей людей пожилого возраста.

Методы исследования:

1. Анализ литературы по проблеме
исследования.

2. Тестирование.

3. Качественная и количественная обработка
эмпирических данных.

4. Математико-статистическая обработка
данных.

Структура работы. Данное
курсовое исследование состоит из введения, основной части, состоящей из двух
глав: теоретической и практической, заключения, списка использованной
литературы. Работа представлена на 46 страницах, список литературы представлен 20
источниками. Работа содержит 7 таблиц и 8 рисунков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения курсового
исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что
позволило изучить личностные особенности пожилого человека.

Для достижения указанной цели были
решены следующие задачи:

— были изучены границы и
психологическая характеристика пожилого возраста;

— было представлено содержание
кризиса пожилого возраста и его основные причины;

— было организовано и проведено
эмпирическое исследование личностных особенностей людей пожилого возраста;

— было выполнено обсуждение
результатов эмпирического исследования личностных особенностей людей пожилого
возраста.

По итогам проведения эмпирического исследования особенностей личности у
пожилых людей, продолжающих работать и окончивших свой профессиональный путь, удалось
получить следующие основные результаты:

В результате проведения методики Т. Лири удалось установить, что для неработающих
пожилых испытуемых оказались свойственны дисгармоничные типы отношения к
окружающим эгоистичного, авторитарного и подозрительного характера. Для группы работающих
пожилых испытуемых оказались характерными гармоничные типы отношения, такие как
альтруистический и дружелюбный, что, вероятно, связано с тем фактом, что группа
работающих пожилых испытуемых состоит из работников образования и здравоохранения,
для которых дружелюбие и альтруизм являются необходимыми профессиональными
чертами характера.

В результате изучения характерных
для испытуемых видов психологических защит, удалось установить, что как неработающие,
так и работающие пожилые испытуемые одинаково предпочитают такие виды
психологических защит как интеллектуализация и отрицание, и не используют такой
вид защиты как регрессия.

На основании проведения методики
Лазаруса, необходимо отметить, что работающие пожилые испытуемые проявляют
склонности к таким копинг-стратегиям как: дистанцирование, самоконтроль,
планирование решения проблемы. Неработающие пожилые испытуемые проявляют
склонности к таким копинг-стратегиям как: поиск социальной поддержки,
бегство-избегание.

Работающие и неработающие пожилые
испытуемые имеют достоверные (на уровне р≤0,01) различия по таким личностным
характеристикам как: предпочтение дружелюбного типа отношения к окружающим;
предпочтение альтруистического типа отношения к окружающим; выбор копинг-стратегии
дистанцирование; выбор копинг-стратегии самоконтроль; выбор копинг-стратегии
поиск социальной поддержки; выбор копинг-стратегии принятие ответственности;
выбор копинг-стратегии бегство – избегание; выбор копинг-стратегии планирование
решения проблемы.

Работающие и неработающие пожилые
испытуемые имеют достоверные (на уровне р≤0,05) различия по таким личностным
характеристикам как: предпочтение эгоистичного типа отношения к окружающим;
предпочтение агрессивного типа отношения к окружающим; предпочтение
подозрительного типа отношения к окружающим; предпочтение подчиняемого типа
отношения к окружающим; предпочтение зависимого типа отношения к окружающим;
выбор психологической защиты типа интеллектуализация.

В результате
математико-статистической обработки данных удалось установить, что у неработающих
пожилых испытуемых и у работающих пожилых испытуемых существуют достоверные (на
уровне р≤0,01) различия в выраженности всех диагностированных параметров:
повседневная активность; физическое функционирование; ролевое физическое
функционирование; интенсивность боли; общее состояние здоровья; энергичность;
социальное функционирование; ролевое эмоциональное функционирование;
психическое здоровье.

Качественный и количественный анализ
данных позволил нам доказать выдвинутую в начале исследования гипотезу о том,
что качество жизни и особенности личности у работающих пожилых людей отличны от
аналогичных параметров их неработающих сверстников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных
особенностей людей пожилого возраста 1.1 Границы и психологическая характеристика пожилого
возраста Проблема выделения границ пожилого возраста является очень сложной научной
проблемой. Границы между периодом зрелости и началом пожилого возраста
трудноуловимы. Обычно, когда говорят о пожилых людях, руководствуются возрастом
выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для
различных профессиональных групп, мужчин и женщин.

Согласно Международной классификации выделены три градации периода
геронтогенеза:

— пожилой возраст для мужчин 60-74 года, для женщин – 55-74 года;

— старческий возраст – 75-90 лет;

— долгожители – 90 лет и старше. [1]

Применительно к пожилому возрасту психологи используют разные термины – поздний
онтогенез, поздняя взрослость.

В психологии и геронтологии на данный момент нет
четкого определения возрастных ограничений рассматриваемого периода. Пожилой
возраст принято определять, как первый этап эпохи старости, затем выделяют
собственно старость и долгожительство. Возрастные рамки пожилого возраста
принято разделять на две возрастные группы: от 60 до 75 лет и старше 75 лет.
Для людей, входящих во вторую группу, на первый план выходят медицинские
проблемы, связанные с ухудшением здоровья, слабостью и необходимостью
постоянного ухода. Однако собственно проблемы социализации и
социально-психологической адаптации возникают на первом этапе пожилого
возраста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы