Курсовая с практикой на тему Личностные особенности людей молодого возраста (от 20 до 35 лет), занимающихся экстремальным спортом.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Особенности людей, занимающихся экстремальными видами спорта 5
1.1 Риск в психологии и экстремальные виды спорта 5
1.2 «Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость склонность к риску» как факторы, влияющие на выбор спорта 8
1.3 Анализ степени разработанности проблемы взаимосвязи личностных особенностей и выбора вида спорта спортсменом 14
Глава II. Программа и результаты эмпирического исследования связи личностных особенностей, и выбор вида спорта спортсменом 21
2.1 Программа эмпирического исследования связи личностных особенностей, и выбор вида спорта спортсменом 21
2.2 Анализ результатов обследования по шкале самооценки успешности спортсмена 26
2.3 Корреляционный анализ 29
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Введение:
Актуальность. Сегодня наблюдается возрастание интереса к активным и экстремальным видам отдыха. Экстремальные виды спорта расширяют свой список: если в 70-х гг. нашего столетия к ним относилось 6 — 8 видов, то сегодня — почти 30, и этот перечень постоянно пополняется.
Следует констатировать, что теоретическое осмысление сущности, роли и функций экстремального спорта находится в стадии становления и, соответственно, требует дальнейшей разработки. Об истоках, сущностных причинах возникновения экстремального спорта в историко-культурном измерении информация практически отсутствует. Современный этап существования практики спортивного экстрима датируется началом 30-х гг. ХХ века, что вполне объяснимо, прежде всего, общей ситуацией в мире.
Актуальность исследования определена тем, что не часто личностные и социально-психологические особенности людей, увлекающиеся экстремальными видами спорта, становятся предметом исследования. Должны сразу отметить, что экстремальными видами спорта в подавляющем большинстве занимаются молодые люди.
Таким образом, целью нашего исследования являлось изучение самоактуализации и других особенностей личности молодых людей, занимающихся экстремальными видами спорта.
Объект исследования – эмоционально-личностная сфера молодых людей.
Предмет исследования – личностные и социально-психологические особенности людей, занимающихся экстремальными видами спорта.
Гипотеза исследования: лица, занимающиеся экстремальными видами спорта, имеют отличия в социально-психологических особенностях личности и специфические паттерны в структуре индивидуально-психологических качествах личности.
Нами были использованы следующие методы:
1. Теоретические методы анализа данных: изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики;
2. Эмпирические: шкала самооценки успешности спортсмена и метод математико-статистической обработки (Коэффициент ранговой корреляции Спирмена для выявления взаимосвязи между признаками).
Методологическую основу исследования составили научные принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, а также комплексный и системный подходы к изучению предмета исследования.
1.Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1940).
2.Принцип системности (Ломов Б. В., 1976).
База исследования. Исследование проводилось на базе детско-юношеской спортивной школы «Сфера», г. Москва.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Люди, занимающиеся экстремальным видом спорта, более позитивно относятся к человеческой природе, обладают повышенной природной привязанностью и доверием к людям, честностью, беспристрастностью, доброжелательностью. В поведении они более спонтанны, повышена чувствительность, чуткость человека к его желаниям и потребностям. Самооценка становится более позитивной, отношение к себе более доброжелательным.
Согласно полученным данным, стрессовая ситуация повлияла на развитие интеллекта испытуемых, что повысило функцию развития интеллекта, а человек характеризуется категоричностью и лабильностью. мышление, способность сохранять правильный режим деятельности в течение длительного времени.
В результате проведенного исследования не было выявлено достоверных различий между двумя группами спортсменов в таких личностных особенностях как экстраверсия и уровень стрессоустойчивости.
Но было установлено, что маскулинность как особенность личности более выражена у спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта. Для них характерна смелость, стремление к самоутверждению, любовь к чувственным удовольствиям, вера в силу.
Для спортсменов – баскетболистов, в свою очередь характерны: повышенная чувствительность, истощаемость и утомляемость, низкая социальная конформность, слабый самоконтроль.
Таким образом, исследование показало, что у спортсменов-экстремалов больше неприятие риска, чем у баскетболистов. Это означает, что склонность к быстрым, необдуманным решениям и действиям более характерна для других групповых спортсменов.
Таким образом, результаты экспериментально-психологического исследования частично подтвердили выдвинутую гипотезу. Уровень риска и мужественности действительно могут влиять на выбор вида спорта. Однако экспериментально не доказано, что уровень экстраверсии и стрессоустойчивости может влиять на выбор вида спорта.
Это исследование могло бы пойти дальше в направлении углубленного анализа влияния личных характеристик спортсменов на выбор вида спорта.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Особенности людей, занимающихся экстремальными видами спорта
1.1 Риск в психологии и экстремальные виды спорта
Понятие «риск» используется во многих конкретных социальных и естественных науках. Каждая из них имеет свой предмет, свою направленность в изучении рисков и использует для этого свои методы. Эта ситуация позволяет выделить множество различных аспектов, в которых мы рассматриваем риск.
В массовом сознании распространена оценка риска как возможной опасности или неудачи. В некоторых случаях под риском понимают деятельность, осуществляемую в надежде на благополучный исход, или просто ситуативную особенность деятельности.
Риск – опасность и случайное действие в надежде на благополучный исход. Чтобы риск существовал, должна существовать опасность, в которой заложена неопределенность. [22, с.301]
По О. Ренну риск – это возможность того, что действия человека или результаты его деятельности приведут к последствиям, влияющим на человеческие ценности. [24, 512].
А.П. Альгин [1, 87] определяет риск как деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в ходе которой можно количественно и качественно оценить вероятность достижения запланированного результата, неудачи и отклонения от цели.
В настоящее время в исследованиях психологического риска выделяют три основных направления.
Первая определяет риск как «ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их исхода для действующего субъекта и возможность наступления неблагоприятных последствий в случае невыполнения». Риск рассматривается в контексте концепции надситуативной деятельности и теории мотивации достижения.
Концепция мотивации достижения успеха рассматривает мотивационную сферу человека, которая отражает «стремление личности наилучшим образом выполнять деятельность в ситуации достижения».
Ситуация достижения характеризуется наличием двух условий: задачи, которую необходимо выполнить, и эталона качества выполнения этой задачи. В этой ситуации в деятельности личности проявляются две противоположные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи.
В контексте надситуационной деятельности риск всегда рассчитывается исходя из «ситуационных преимуществ»; риск мотивирован, целесообразен. Это риск для чего-то: самоутверждения, денег и т.д.
Как Т.В. Корниловой «Суперситуативный риск как особая форма проявления активности субъекта связан с наличием надситуативной активности, представляющей собой способность субъекта подняться над уровнем требований ситуации для постановки избыточных с точки зрения исходная задача» [15, 64].
Второе направление рассматривает риск с точки зрения теории принятия решений как ситуацию выбора между альтернативными или возможными способами работы.
Эта позиция связана с измерением вероятности ошибки или неудачи выбора в ситуации с несколькими альтернативами.
Наконец, третья исследует взаимосвязь между индивидуальным и групповым поведением в рискованных ситуациях и представляет социально-психологический аспект риска.
Общим для вышеуказанных концепций является то, что они единодушно рассматривают ситуацию риска как ситуацию оценки.
Риск выражает «предсказуемую оценку вероятности неблагоприятного исхода складывающейся (еще не завершившейся) ситуации. Риск — это не описательная (атрибутивная) характеристика ситуации, а категория оценки, которая неразрывно связана с действием человека, его оценкой — «самооценкой».
Согласно этому определению, рискованная ситуация возникает только в том случае, если субъект действует в этой ситуации. Важно отметить, что рискованная ситуация может быть опасной, если субъект вынужден действовать в ней, но опасная ситуация не обязательно является рискованной. Для разных субъектов, действующих в одной и той же ситуации, ситуация может оказаться разной – рискованной для одного и безрисковой для другого.
Следовательно, понятие риска неразрывно связано с идеей действия субъекта и может быть определено как характеристика этого действия. Но определение поступка как рискованного носит не атрибутивный, а оценочный характер. Риск – это оценка возможности совершения действия, возможности достижения результата, соответствующего цели. [14, 13-14]
Таким образом, риск представляет собой «предсказуемую оценку перед действием, которое имеет место на этапе организации или планирования действия».
Спортивный риск связан с изучением отношения спортсмена к риску. Для многих спортсменов риск выступает как удовольствие, эмоциональный стимул, особая форма физического подъема, которую жизнь создает на грани опасности. Стремление к риску может определяться и стремлением победить силы природы, себя, победить противника.
При рассмотрении вопроса о влиянии различных факторов на выбор предприятием рискованных альтернатив различаются несколько взглядов:
Суть первого — субъективного — заключается в том, что решения, которые выбирает человек, определяют его личностные качества и особенности: такие, как темперамент, сила воли и т. д.
Ситуационная позиция предполагает, что поведение людей в ситуации выбора в основном контролируется внешней средой: организационной структурой компаний, средствами массовой информации и т. д.