Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Личностные качества психолога-консультанта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы психологического консультирования 5

1.1. Понятие психологического консультирования 5

1.2. Стадии психологического консультирования 8

1.3. Личностные и профессионально важные качества психолога – консультанта 13

2. Психологические особенности личностных качеств психолога 22

2.1. Методика исследования 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

  

Введение:

 

Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи психологических служб.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию.

Психологическое консультирование — это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы.

Психологическое консультирование — непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для психолога — консультанта и они необходимы.

Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта).

Объект исследования: психологическое консультирование как вид психологической помощи.

Предмет исследования: личностные качества психолога-консультанта.

Цель работы: обобщить и систематизировать научный материал, о процессе психологического консультирования и личностных качествах психолога-консультанта.

Задачи исследования:

— Изучить особенности, цели и задачи психологического консультирования.

— Рассмотреть стадии психологического консультирования.

— Определить личностные и профессионально важные качества психолога – консультанта.

— Провести исследование личностных качеств психолога-консультанта.

Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач были использованы такие методы: теоретический — анализ научной литературы по проблеме психологического консультирования; эмпирические – тестирование, наблюдение, методы математической статистики – шкалирование, t-критерия Стьюдента.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время профессия психолога стала занимать в России особый статус, показывая широкие возможности психологической науки, а также степень востребованности услуг психологов в российском обществе.

Психологическое консультирование — относительно новая область практической деятельности психолога, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки. Кроме знаний и умений, психолог консультант (практический психолог) должен обладать рядом специальных личностных особенностей. Что подтверждает мнение Р. Кочунаса о том, что «личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования».

Профессиональные, а также личностные качества психолога нередко находятся во взаимосвязи. Данная специальность накладывает свой отпечаток и на образ жизни, и на личные качества психолога, а его личностные особенности отображаются в выбираемой им области и видах психологической деятельности.

Доказано, что всякая деятельность реализуется на базе системы ПВК, которая представляет собой совокупность комплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Профессионально важные качества являются комплексным образованием, которое включает в себя различные социально-психологические и психофизиологические характеристики человека. Основой ПВК служат профессиональные способности — свойства психических процессов и психомоторные функции, которые обеспечивают эффективность деятельности. В понимании ПВК существует различные подходы. В качестве профессионально значимых качеств могут рассматриваться характеристики нервной системы, особенности психических процессов, личностные качества, направленность, убеждения и знания, а также другие характеристики личности. Профессиональная деятельность психолога — это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности.

К профессионально важным качествам личности относит следующие:

— психофизиологические (сенсорные, сенсомоторные, физические, адаптивногомеостатические);

— психологические (интеллектуальные: восприятие, память, мышление и т. д.;

— личностные: направленность, темперамент, характер);

— социокультурные (общее развитие, профессиональная подготовленность).

Подводя итог, можно сделать вывод, что и студенты-психологи и работающие психологи обладают личностными качествами, необходимыми в работе психолога, при этом показатели практикующих психологов немного выше показателей студентов, ввиду опыта работы в своей профессии.

В ходе исследования проведенного в работе было выявлено, что большинству психологов и половине студентов-психологов такие личностные качества, как уравновешенность, умение себя сдерживать волевым усилием, способнность восстановить равновесие в своем состоянии, гибкость в общении с людьми, склонность к активной деятельности, самостоятельности в делах, которые, по мнению Г. Айзенка, подходят профессии психолог.

Нужно сказать, что психолог в профессиональной деятельности не способен быть успешным абсолютно во всем. Далеко не все методы и приемы получаются одинаково успешно. Не к каждому виду деятельности проявляются склонности и интерес. Из-за этого психологу стоит формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности, учитывая собственные индивидуальные особенности личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие психологического консультирования

Психологическое консультирование как одна из отраслей практической психологии возникла сравнительно недавно, в 1950-х годах, то есть позже других отраслей практической психологии, таких как психологическая диагностика, психологическая коррекция и психотерапия. В то же время трудно провести различие между психологическим консультированием, психотерапией и психологической коррекцией, поскольку их цели и методы тесно связаны.

Существует множество определений психологической коррекции, но наиболее распространенным является то, которое определяет психологическую коррекцию как деятельность психолога, направленную на исправление тех отклонений психологического развития, которые не соответствуют установленной оптимальной модели по принятой системе критериев . Психотерапия является более узким термином, чем психокоррекция, и понимается как метод лечения психологических и психосоматических расстройств (т.е. расстройств, вызванных психологическими факторами).

Однако в настоящее время этот термин расширен, и психологическая модель психотерапии (в отличие от медицинской) предполагает помощь людям психологическими методами в различных ситуациях психологического дискомфорта (внутренние конфликты, тревога, нарушения коммуникации и социальной адаптации в целом и т.д.). С этой точки зрения психотерапия очень тесно связана с психологической коррекцией и психологическим консультированием, поэтому неудивительно, что некоторые психологи считают эти понятия идентичными.

Целью психологического консультирования является разработка новых и осознанных вариантов действий для консультируемого в проблемной ситуации. Однако предполагается, что клиент консультанта — психически и психологически здоровый человек, способный брать на себя ответственность за свои действия и анализировать ситуацию.

В психотерапии и психологической коррекции этого можно не ожидать от клиента (пациента). На практике, однако, очевидно, что «абсолютно здоровых» клиентов практически не бывает, и консультирующий психолог так или иначе выступает в роли психотерапевта. В целом, психологическое консультирование имеет свои особенности, как по целям, так и по используемым методам.

С его помощью решаются не столько жизненно важные, глубинные проблемы (как в психотерапии и психокоррекции в той части, которая их объединяет), сколько проблемы адаптации к ситуации. Психолог помогает консультируемому взглянуть на проблему по-новому, отказаться от привычных действий, реакций и поведения и выбрать определенный способ поведения. Действительно, задача психолога состоит не в том, чтобы исправить патологические симптомы, способствовать развитию личности клиента, установить особые терапевтические отношения и т.д.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы