Курсовая с практикой на тему Личностные деформации стрессового типа на примере педагогов дошкольного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические аспекты проблем
личностных деформаций стрессового типа 7
1.1 Понятие профессиональной
деформации личности. 7
1.2
Личностные деформации стрессового типа в деятельности педагогов дошкольных
образовательных организаций. 12
2. Эмпирическое исследование
личностных деформаций стрессового типа на примере педагогов дошкольных
образовательных организаций. 15
2.1.
Организация и методы исследования. 15
2.1
Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования личностных
деформаций стрессового типа на примере педагогов дошкольных образовательных
организаций. 18
2.3.
Разработка рекомендаций по профилактике личностных деформаций стрессового типа
педагогов дошкольных образовательных организаций. 25
Заключение. 29
Перечень использованных
информационных ресурсов. 31
Приложение А. 35
Методика
диагностики профессиональной деформации личности учителя (В.Е. Орел, С.П.
Андреев.) 35
Приложение
Б. Тест «Удовлетворенность работой»
В.А. Розановой. 38
Приложение
В. Методика «Диагностика уровня
эмоционального выгорания» В. В. Бойко. 40
Приложение Г. Программа профилактики
профессиональных деформаций педагогов дошкольных образовательных организаций. 47
Введение:
Актуальность. Устойчивость
к стрессовым факторам на этапе профессиональной подготовки обусловлена тем, что
в любой профессии присутствует стресс-факторы. Деятельность работников ДОУ
сопровождается такими стресс-агентами, как эмоциональной истощение, сложность
объективной оценки результатов труда, физическое перенапряжение,
неудовлетворенность своим социальным положением, неадекватные требования
социума к специалистам, недостаточно развитые личные качества, способствующие
адаптации к этим требованиям, ситуационные ограничения, дефицит внешней
поддержки.
Человек может состояться
в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям
своей деятельностью. Однако нередко многолетнее выполнение одной и той же
профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости.
В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни
складывается не так, как ему хотелось бы. Ключом к разгадке может служить
выбранная им специальность, которая иногда способна влиять на человека, а также
отсутствие карьерного роста и иные причины.
Профессия, так или иначе,
накладывает свой неизгладимый отпечаток на личность человека, на его проведение
в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не
только не помогают человеку развиваться, но и способствуют его деградации, как
специалиста, изменяя его профессиональные качества характерные для данной
работы в противоположную сторону. Это может приводить к профессиональной
деформации и выгоранию личности работника.
Об этом свидетельствуют
исследования таких ученых, как Фурманок Т.В., Гришина Н.В., Водопьянова Н.Е.,
Старченкова Е.С., Митина Л.М., Рукавишников А.А., Орел Е.В. и т.п.
Многолетняя монотонная деятельность просто не может постоянно
сопровождаться непрерывным развитием личности. Периоды стабилизации, когда
человек никуда практически не движется, неизбежны. В начале осознанного
жизненного пути эти периоды недолговременны, затем начинают становиться все
длиннее, достигая года и более. В таких случаях эти периоды уже
классифицируются психологами как периоды стагнации личности. Стагнация
наступает даже тогда, когда уровень деятельности человека достаточно высок, но
реализуется эта деятельность стереотипно, с помощью одних и тех же приемов.
Дальнейшая стагнация приводит к деформации, когда человек уже настолько
поглощен, что выбраться назад не может – он может исполнять в обществе только
эту роль.
Человек с развивающейся деформацией личности становится неуверенным в
себе, личная жизнь его не удовлетворяет. Не находя необходимых оснований для
укрепления позитивной самооценки и самоуважения, развития позитивного отношения
к своему будущему и теряя при этом смысл жизни, человек старается найти его
через самореализацию в рабочей сфере. Повседневная работа, зачастую без
перерывов и выходных, с постоянной психологической и физической нагрузкой,
которая порой осложнена напряженными эмоциональными контактами неизбежно ведет
к жизни в состоянии постоянного стресса, что ведет к серьезным физическим и
психологическим заболеваниям. Проблема профессиональной
деформации личности педагога в настоящее время носит междисциплинарный характер
и решается педагогическими, психологическими, социологическими и другими
смежными науками. Профессиональные
деформации, возникающие в процессе профессиональной деятельности
освещаются в работах С. Безносова, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеера, Л.Н. Корнеева,
А.К. Маркова, Е.В. Орла и др.
Но, несмотря на значительное количество научных
исследований посвященных личностной деформации стрессового типа, недостаточно
разработаны вопросы преодоления и предупреждения профессиональной деформации в
деятельности педагогов, что и послужило выбору темы курсовой работы:
«Личностные деформации стрессового типа на примере педагогов дошкольного
образования».
Объектом исследования являются личностные деформации
стрессового типа в психологической науке.
Предметом — педагогические условия профилактики профессиональной
деформации педагогов дошкольной образовательной организации На основании изложенного была определена цель данного
исследования — изучение личностных деформаций
стрессового типа на примере педагогов дошкольного образования.
Для достижения данной цели были поставлены следующие
задачи:
1)Рассмотреть понятие профессиональной деформации
личности;
2) Изучить личностные деформации стрессового типа в
деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций;
3) Провести эмпирическое исследование личностных
деформаций стрессового типа на примере педагогов дошкольных образовательных
организаций;
4) Проанализировать и интерпретировать результаты эмпирического
исследования личностных деформаций стрессового типа на примере педагогов
дошкольных образовательных организаций
5) Разработать рекомендации по профилактике личностных
деформаций стрессового типа педагогов дошкольных образовательных организаций.
В основу исследования положена гипотеза о том, что у педагогов дошкольных образовательных организаций могут
формироваться профессиональные деформации под влиянием специфики
профессиональной деятельности. Для решения поставленных задач были использованы
следующие методы: — метод теоретического анализа психологической литературы, интернет
ресурсов по данной тематике; эмпирические – тестирование; методы обработки
и интерпретации результатов: методы математической статистики (выявление
различий, оценка достоверности изменений).
В качестве методик исследования нами были выбраны
следующие:
1. Методика диагностики профессиональной деформации
личности учителя (С.П. Андреев, В.Е. Орел);
2. Тест «Удовлетворенность работой» В.А. Розановой;
3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
В.В. Бойко
Теоретическая значимость данного исследования заключается
в том, что в результате полученные данные, могут быть использованы для
дальнейшей работы в рамках изучения феномена профессиональной деформации
личности педагогов ДОУ.
Практическая значимость исследования состоит в
проектировании и апробации структурно-содержательной модели профилактики
профессиональной деформации педагогов дошкольной образовательной организации.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения,
двух разделов заключения и перечня использованных информационных ресурсов.
Заключение:
Личностная деформация
стрессового типа представляет собой изменение свойств личности (стереотипов
восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения),
происходящее под влиянием длительной профессиональной деятельности.
Личностная деформация
наиболее сильно влияет на личностные особенности представителей тех профессий,
работа которых связана с людьми. Крайняя форма личного уродства проявляется в
формальном, чисто функциональном отношении к людям. Деформация личности может
быть эпизодической или постоянной, поверхностной или глобальной, положительной
или отрицательной. Это проявляется в профессиональном жаргоне, в исполнении,
даже во внешнем виде. Частными случаями личностной деформации являются
административное удовольствие, управленческая эрозия и синдром выгорания.
В отличие от
профессиональной деформации, личностная деформация стрессового типа, несмотря
на сходные физиологические и эмоциональные проявления, имеет свои существенные
отличия. Они выражаются, прежде всего, в спектре проявлений и результатов не
только для человека, но и для общества.
Профессия может существенно
изменить характер человека, что приводит как к положительным, так и к
отрицательным последствиям. Сложность борьбы со стрессовой деформацией личности
заключается в том, что работник ее обычно не распознает, а другие люди выявляют
ее проявления.
При работе необходимо
знать и представлять себе возможные последствия этого явления; объективнее
относитесь к своим недостаткам и стремитесь их компенсировать; назначить новое
рабочее место с учетом прежнего профессионального опыта и личных качеств.
Гораздо легче
предотвратить возникновение и развитие такой личностной деформации, как стресс,
чем бороться с ее последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а растянутый
во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Следует
приложить усилия, чтобы избежать предвзятости. Для этого необходимо изучить
мотивы выбора этой профессии, а затем постоянно «мониторить» различные
проявления стресса, создать здоровую систему поддержки и стараться жить
счастливо и физически активно вне рабочей ситуации.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты проблем личностных
деформаций стрессового типа 1.1 Понятие профессиональной деформации
личности
Профессиональная
деформация – это, по сути, любое изменение личности и закрепление определенных
черт под влиянием профессиональной деятельности. Опасных последствий для
человека такая деформация не несет.
В связи с этим,
профессиональное искажение рассматривается как процесс и результат изменения
личности работника, основной причиной которого является воздействие на характер
и условия профессиональной деятельности, а результатом — снижение в личном и
профессиональном благополучии. эффективность, безопасность и другие
характеристики). [1]
В переводе с
латыни слово «deformatio» означает искажение, обезображивание, в русском языке
эти слова имеют отрицательную окраску.
Профессиональная
деформация – это теневая сторона становления и развития человека. Это честь,
которую платит работник за профессиональную специализацию, максимальную
требовательность и страсть к работе. [2]
Профессиональная
деформация имеет свою структуру; существуют также различные виды
профессиональной деформации. В структуре профессиональной деформации различают
скорость, ширину, глубину и степень.
Скорость
профессиональной деформации индивидуальна для каждого человека и зависит как от
личностных особенностей, так и от факторов внешней среды. Скорость деформации
несколько возрастает после двух лет и значительно увеличивается после пяти лет
службы, например, на должностях сотрудников оперативно-воспитательных отделов
исправительного института. Явные признаки деформации наблюдаются у
значительного числа рабочих, проработавших более десяти лет. Более глубокая
деформация происходит в следующий период эксплуатации — через десять лет
эксплуатации. Однако эти цифры можно считать условными, так как степень
деформации зависит от того, насколько человек склонен к их возникновению, а
предыдущая деятельность подготовила почву для негативных изменений. Исследования
показывают, что выпускники школ и вузов, готовящих специалистов для
пенитенциарной системы, поступают в практические органы с уже имеющимися
признаками деформации той или иной степени. [5]
Широта деформации
характеризуется наличием отдельных видов негативных изменений, а также
поражением сфер личности: интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой.
Глубина деформации
показывает, как могут быть скорректированы негативные изменения от начальной
стадии деформации до проявления комплексной социально-профессиональной
ненаказуемости работника и последующей его деградации, когда профилактические и
корректирующие меры оказываются неэффективными [3].
П. Сорокин впервые
ввёл термин «профессиональная деформация» для обозначения негативного
воздействия профессиональной деятельности на индивида. Профессиональная
деформация описывалась в трудах таких учёных, как А. К. Маркова, С. Г.
Геллерштейн и Э. Ф. Зеер. Доктор М. Боухал и профессор Р. Конечный (60-е гг. ХХ
века) полагали, что склонность человека к деформации встречается у определённых
профессий, «представители коих обладают трудно контролируемой и трудно
ограничиваемой властью». В исследовательских работах наряду с термином
«профессиональная деформация» используются в том же значении такие термины, как
«профессиональная деградация» и «профессиональная деструкция».
Под деградацией
понимают изменение в сторону ухудшения, утрату ранее накопленных
профессиональных свойств. Деструкция представляет собой разрушение сложившейся
структуры. Деформация есть изменение в результате воздействия внешних и
внутренних факторов. В нашем исследовании наиболее целесообразным считаем
использование термина «профессиональная деформация», так как речь идет об
изменении, нарушении целостности личности, снижении ее адаптивности и продуктивности
деятельности в целом под влиянием внешних и внутренних факторов. В советской
психологии труда профессиональная деформация определяется как всякое изменение,
вызванное профессией, наступающее в организме и носящий стойкий характер [4].
По Э.Ф. Зееру
профессиональные деформации определяются как накопившиеся изменения сложившейся
структуры деятельности и личности что, по его мнению, отрицательно сказывается
на взаимодействии с другими участниками данного процесса и эффективности труда,
а также отражается на развитии личности [9].
Э.Э. Сыманюк
считает, что профессиональная деформация — это разрушение, изменение
сложившейся психологической структуры личности в процессе выполнения
профессионального труда [5].
В.Е. Орёл
утверждает, что «…существуют какие-то оптимальные пределы профессионализации
человека, в которых осуществляется положительное влияние на его психические
особенности. За этими пределами влияние может носить отрицательный характер.
Данное явление мы называем профессиональной деформацией личности» [6].
Р.М. Грановская и
В.А. Хоминский считают, что профессиональные деформации проявляются в
стереотипных действиях. Изначально стереотипы ускоряют и повышают эффективность
работы, а затем, когда они начинают доминировать — восприятие ситуации
становиться упрощенным, появляется излишняя уверенность в непогрешимости
используемых методов, что снижает гибкость мышления [7].
Е.И. Рогов
предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения,
которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и
проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а
также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из
трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое
поведение адекватно меняющимся условиям.
Степень деформации
является комплексным показателем, включающим в себя названные характеристики.
В пространстве
профессиональной деятельности человек проявляет лишь свои сугубо субъектные
качества — специальные способности и знания. Личностные же свойства он волен
проявлять только в «околодеятельностной» области.
В каждой профессии
существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, имеющие как общую, так и
специфическую природу. Точное определение последних требует конкретных
эмпирических и экспериментальных обследований в целях их обнаружения для
формирования программы мероприятий по профилактике профессиональной деформации
личности.
Определение
сущности профессиональной деформации зависит от качественного содержания
используемых исследователем понятийно-мыслительных и концептуальных средств.
Наиболее общего понимания сущности и специфики профессиональной деформации, ее
динамики и психологических механизмов можно гарантированно достигнуть при
комплексном использовании следующих понятийно-мыслительных средств: аппаратов
теории нормативного описания деятельности, теории индивидуальности и теории
профессиональной этики и деонтологии.
Среди факторов
профессиональных деформаций надо выделять общие и частные. К общим факторам
относятся объективное разделение социального труда и принципиальная
ограниченность внутренних ресурсов отдельного человека-деятеля. Из-за влияния
общих факторов профдеформации каждый специалист способен в профессиональном
труде реализовывать лишь субъект-предметный подход к предмету своего труда.
Предметность подхода специалиста—это обязательный атрибут профессионализма.
Субъект является
носителем и хранителем особых — деятельностных — норм (цель, план, программа,
технология, проект, метод и методика, подход и принципы профессионального
труда), а личность — норм этики и деонтологии. Деятельностные нормы призваны
регулировать активность человека в подпространстве профессиональной
деятельности, а нормы этики — вне этой сферы. Нормы профессиональной этики и
деонтологии играют роль дополнительных оснований для конкретизации
деятельностных норм в ситуациях «усматривания».
Психологический
механизм профессиональной деформации может адекватно анализироваться с позиций
процессов согласования, борьбы или конфликта между субъектом и личностью как компонентами
единой структуры индивидуальности по поводу соотнесения этих норм применительно
к особенностям конкретной ситуации. Ошибочные действия этого механизма
проявляются в неадекватном переносе сугубо деятельностных норм как регуляторов
активности профессионала в подпространство «жизни его личности» — сферу
личностного общения, поведения, быта, делового общения с представителями других
профессиональных цехов и мировоззрений.
Технология
конкретного психологического исследования различных профессиональных деформаций
личности в определенной отрасли труда заключается в последовательном анализе
того специфического содержания всех компонентов структуры акта деятельности,
которые соответствуют особенностям данной профессии, и их влияния на личность
работника.
Любые понятия и
термины с их значениями и личностными смыслами, являясь формой фиксации
специфического группового опыта и раскрывая субъекту отдельные стороны
устройства мира, формируют личностное мировоззрение целостной индивидуальности
в строго определенном профессиональном направлении.
Впервые
предлагается сместить фокус дальнейших исследований проблемы «профессия и
личность» с сугубо биологической тематики («профессиональные заболевания») на
психологическую
—
«профессиональные деформации личности». Предложена единая технологическая
процедура конкретных исследований, пригодная для всех типов профессий и
специальностей. Осуществление исследовательских проектов по данной схеме
позволит сравнивать результаты, полученные в разных отраслях профессиональной деятельности.