Курсовая с практикой на тему Личностные черты как предикторы академических достижений студентов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ КАК ПРЕДИКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ 6
1.1. «Большая пятёрка» как универсальная модель личности 6
1.2. Академическая успеваемость 14
1.3. Психологические предикторы академической успеваемости 15
1.4. Некогнитивные факторы успеваемости 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 17
2.1. Цель настоящего исследования и выборка 17
2.2. Методики и анализируемые переменные, методы обработки данных 17
2.3. Результаты исследования 19
2.4. Результаты анализа 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Актуальной проблемой современной психологии является поиск методологических подходов к выявлению личностных качеств, наиболее тесно связанных с особенностями процесса и результатов обучения. В зарубежной психологии такие исследования традиционно проводятся на основе факторных теорий личности, в частности, Пятифакторной модели личности «Большая пятерка».
В отечественной психологии в последние годы активно ведутся исследования личностных факторов научения на основе системно-функционального подхода А.И. Крупнова, в рамках которой, помимо прочего, описываются индивидуально-типические различия в реализации отдельных черт личности, а также разрабатываются программы их гармонизации.
Результаты комплексного сравнительного изучения волевых и познавательных качеств личности как предикторов учебной успешности учащихся позволят разработать «целевые» практические рекомендации, позволяющие реализовать индивидуальный подход к обучению, пользующийся особой популярностью на практике. Степень научной разработанности проблемы исследования.
Проблема выявления психологических факторов, так или иначе связанных с учебной успешностью, давно привлекала внимание педагогов (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.) и психологов (У. Джеймс, А. Бине, Ф. Гальтон). , Дж. Кеттел и др.). Таким образом, первые настоящие психологические теории и методы диагностики интеллекта разрабатывались именно в контексте образования (А. Бине, Дж. Кеттелл). В современной психологии в качестве предикторов успеваемости и успешности в первую очередь рассматриваются интеллект (Ф.Б. Березин, В.Г. Леонтьев, К. Маккензи, Р. Швейцер и др.), умения (Д.Б. Богоявленская, О.П. Кричевер, Н.С. Лейтес, Юркевич, Р.Ю. Штернберг и др.), мотивация (Т.О. Гордеева, В.А. Якунин, А.Е. Блэк, Э.Л. Дечи и др.), тогда как личностные свойства и черты в этом контексте изучены в меньшей степени.
До настоящего времени не проводилось исследований, сравнивающих черты личности, анализируемые на основе системно-функциональной модели, с факторами Пятифакторной модели личности. При этом характерные для личности характеристики настойчивости и любознательности не анализировались ни в связи с выраженностью факторов «большой пятерки», ни в связи с успеваемостью студентов-лингвистов по разным группам дисциплин.
Объектом исследования являются настойчивость и любознательность как системно-функциональные черты личности и факторы модели «большой пятерки» (нейротизм, экстраверсия, открытость новому опыту, согласие, добросовестность).
Предметом исследования является соотношение волевых и познавательных свойств и черт личности с их индивидуально-типическими чертами в целостной структуре индивидуальности, а также их связь с учебными достижениями студентов-лингвистов.
Цель исследования — сравнить интенсивность и особенности индивидуальной настойчивости и любознательности по отношению к факторам Пятифакторной модели личности и успеваемости учащихся.
Основные гипотезы исследования.
1. Черты личности, относящиеся к волевой сфере личности, в большинстве случаев являются более значимыми предикторами успеваемости студентов, чем черты, относящиеся к познавательной сфере личности.
2. Между настойчивостью и любознательностью как системно-функциональными чертами личности и факторами Пятифакторной модели личности существуют корреляции: при этом настойчивость как волевое свойство больше связано с добросовестностью, а любознательность — с открытостью новому опыту.
3. Психологическая специфика типичных индивидуальных свойств настойчивости и любознательности, выявленных с помощью системно-функциональной модели, существенно интегрирована и уточнена в отношении выраженности факторов пятифакторной модели личности и учебной успешности студента.
4. Учебные результаты студентов-лингвистов по предметам специализации более тесно связаны с волевыми и познавательными характеристиками личности, чем с учебными результатами, как на основе системно-функционального подхода, так и модели результатов «Большой пятерки», рассматриваемой в предметы общего образования.
Задачи исследования:
1) обобщить и систематизировать исследования волевых и познавательных качеств личности как факторов учебной успешности обучающихся с целью выявления качеств личности, наиболее тесно связанных с учебной успешностью;
2) сравнить количественные характеристики выраженности переменных любознательности и настойчивости как системно-функциональных черт личности и факторов «большой пятерки», а также характер их взаимоотношений в структуре индивидуальности;
3) выявить и сравнить взаимосвязь волевых и познавательных качеств личности с учебной успеваемостью студентов-лингвистов по разным группам предметов;
4) выявить типичные индивидуальные сочетания в реализации любознательности и настойчивости и дать им содержательную психологическую характеристику в сопоставлении с факторами и показателями «большой пятерки» успеваемости учащихся;
5) на основе полученных результатов разработать практические рекомендации по гармонизации волевой и познавательной сфер личности (таких как усидчивость и любознательность) с целью повышения учебной успешности студентов-языковедов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы с точки зрения изучаемой проблемы, тесты, анализ документов, статистические методы (критерий Шеффе, t-критерий Стьюдента, дисперсионный (ANOVA), корреляционный, факторный и кластерный анализы) с помощью «Статистика». для пакета Windows 8.0″.
2. Для диагностики любознательности и настойчивости используются методики (блановые тесты), разработанные А.И.Крупновым, для диагностики факторов модели «Большой пятерки» Пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» (Р.Т.Коста, Р.Р.Маккрей) в модификации С.Д. Бирюков и М.В.Бодунов.
3. Для диагностики показателей успеваемости студентов использовался анализ учебной документации; успеваемость рассчитывалась как среднее итоговых семестровых оценок по пяти предметным группам (английский язык, второй иностранный язык, специальные предметы, общеобразовательные предметы, психолого-педагогические предметы).
Заключение:
По результатам корреляционного анализа Нейротизм и в некоторой степени Согласие и Открытость опыту оказались значимыми предикторами успеваемости в выборке российских студентов. Согласие (на русский язык этот фактор также переводится как Симпатия) проявляется в альтруизме, в желании оказать поддержку, позаботиться о других.
Значимыми для нашего исследования являются такие проявления этого качества, как стремление избегать конфликтов, доброжелательность, стремление не отстаивать свою точку зрения, а соглашаться с кем-либо. Противоположный конец шкалы связан с высоким уровнем критического мышления, скептицизма и конфликтности. Безусловно, в случае учебной деятельности, где важным компонентом являются социальные взаимодействия (общение с преподавателями, учащимися, администрацией), присущие шкале согласия качества помогают проводить ее более успешно.
Возможно, что эти качества уже не будут играть столь значительной роли в будущей профессиональной жизни студентов. Однако социальное взаимодействие является одной из необходимых частей образовательного процесса, вероятно, поэтому эта черта личности ассоциируется с высокой успеваемостью.
Нейротизм проявляется в преобладании отрицательных эмоций, вины, неуверенности, чувствительности, восприимчивости, высоком уровне тревожности. Эти качества помогают вашему оператору быстрее реагировать на сроки, придавать значение сбоям и стремиться их избегать. Безусловно, эти качества позволяют ему лучше приспособиться к среде, в которой важную роль играют формальные сроки.
Представляется, что роль этого качества возрастает с повышением уровня избирательности вуза и процента отчислений. К этим чертам регрессионный анализ добавил интроверсию, проявляющуюся в закрытости к другим, ограниченности социальных контактов и замкнутости.
Хотя этот фактор не является значимым предиктором академической успеваемости в метааналитических исследованиях, вклад интроверсии в академическую успеваемость был продемонстрирован в нескольких подобных частных исследованиях, так что этот результат не является неожиданным.
Как показывают упомянутые выше исследования, определенная импульсивность и поверхностность в контактах отрицательно связаны с успеваемостью в школе на всех ступенях образования.
Эти исследования также указывают на связь между экстраверсией и внешней мотивацией, которая, в свою очередь, также отрицательно связана с успеваемостью. Различия результатов корреляционного и регрессионного анализов можно объяснить нелинейностью рассматриваемых зависимостей. Мы использовали наиболее распространенный в психологических исследованиях вариант регрессионного анализа (простая линейная регрессия), но использование более сложных методов анализа позволяет получить более точную картину взаимодействия рассматриваемых переменных.
Результаты настоящего исследования существенно отличаются от результатов мета-анализов по этой теме, приведенных выше. Однако можно выявить совпадения с конкретными исследованиями, показывающими вклад личностных переменных в успеваемость в конкретных выборках учащихся.
Поэтому стоит попытаться выявить причины выявленных различий в личностных чертах, важных для академических успехов учащихся. Причина различий, вероятно, связана с различной образовательной средой в разных странах. Это требует более тщательного изучения стратегий обучения, предлагаемых в системах высшего образования разных стран.
Не исключено, что такие параметры, как соотношение лекций и семинаров, аудиторной и самостоятельной работы студентов, количество заданий, предназначенных для аналитической работы и требующих воспроизведения полученных знаний и алгоритмов действий, а также направлений изучения значительный. Ведь направление подготовки так или иначе отражает будущую профессиональную деятельность студента, а также предъявляет разные требования к специалистам разных областей.
Наоборот, в американских университетах процесс получения высшего образования устроен несколько иначе. Студенты не следуют жесткой образовательной траектории, заданной программой, а самостоятельно выбирают курсы, которые будут осваивать. В данном случае выбор определяется не параметром «обязательный курс — курс по выбору — факультативный», который существует в изучаемом нами вузе, а обязательными условиями каждого курса: «для прохождения этого курса необходимо освоить курс такой-то».
Этот принцип позволяет учащимся делать свой собственный выбор, а не следовать заданной траектории. Конечно, такая ситуация скорее будет стимулировать проявления Сознательности (включающей в себя более частные качества, такие как ответственность, порядочность, добросовестность, пунктуальность и Открытость (в том числе самостоятельность мышления, любознательность, оригинальность суждений), в силу того, что выбор делается самим учеником и на основе рациональных аргументов.
Одной из особенностей российской системы высшего образования является то, что российские студенты гораздо более разнообразны по результатам ЕГЭ, чем студенты, например, университетов США. Это означает, что абитуриенты, поступающие в престижные вузы, как правило, имеют достаточно высокие баллы ЕГЭ, а значит, находятся на вершине лестницы. Таким образом, положительная оценка для нашей выборки составила 222 и 223 балла для наборов 2009 и 2010 годов на экономическом факультете и 218 и 215 баллов для соответствующих наборов на экономическом факультете.
Для сравнения проходной балл на аналогичные специальности Нижегородского государственного университета. В 2009 г. у Н. И. Лобачевского было 192 (экономика) и 201 (прикладная вычислительная техника). Результаты могут несколько отличаться, если объектом рассмотрения являются менее престижные вузы, принимающие студентов с более низкими баллами ЕГЭ.
Вполне вероятно, что студенты вузов, предлагающих разноплановое образование, различаются по своим психологическим характеристикам, а также по своим образовательным, социальным и демографическим характеристикам. Однако эта гипотеза требует дополнительной проверки с включением в исследование студентов учебных заведений разного уровня рейтинга вузов.
Таким образом, мы предполагаем, что различия между результатами нашего исследования и многих аналогичных исследований, проведенных в университетах Европы и США, в основном обусловлены различиями в образовательной среде в разных странах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ КАК ПРЕДИКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ
1.1. «Большая пятёрка» как универсальная модель личности
Проблема выявления предикторов успеха в науке всегда была важна для психологии. Первоначально внимание исследователей было сосредоточено на изучении интеллекта и способностей, но результаты исследования неизбежно указывали на участие других переменных.
В последнее время в научной литературе появляется все больше публикаций, в которых личностные факторы являются предикторами академической успешности. Помимо интеллекта, успеваемость связана с самооценкой интеллекта (Корноилв С. А. Самооценка интеллекта и успешность обучения: миниметаанализ / С. А. Корнилов // Вестник Московского университета. Психология. – 2011 – Сер. 14 – №. 3 – С. 56–66); (Корнилова Т. В., Новикова М. А. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успеваемостью / Т. В. Корнилова, М. А. Новикова // Психологические исследования. – 2012 – Т. 5 – № 23 – С. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n23/686- novikova23.html (29.04.2020)), тревожностью (Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий: учеб. пособие длявузов / Е. П. Ильин. – Издательский дом «Питер», 2011 – 701 с.), мотивацией (Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. – 1987 – Т. 5 – С. 129–138) и многими другими личностными характеристиками.
В зарубежных исследованиях эта проблема подробно изучалась в так называемых факторных теориях личности. В рамках таких теорий работали Г. Олпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттель, Э. Тюпс, Р. Кристал, П. Коста, Р. Маккрей и другие авторы. Многие исследователи отмечают, что понимание того, какие черты личности и как предсказать академическую успеваемость, может помочь раскрыть потенциал каждого учащегося (Rosander P. The importance of personality, IQ and learning approaches: Predicting academic performance / P. Rosander // Lund University, 2013 – 94 p., c.16).
Огромную роль в развитии теорий черт личности, а также разработке тестов сыграло применение процедуры факторного анализа (Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2001 – 688 с, с 488). Одной из первых была иерархическая модель личностных черт предложенная Г. Айзенком (Айзенк Г. Проверьте свои способности / Г. Айзенк. – М.: 1972 – 121 с.). Главным результатом его работы стали три сверхпризнаки: экстраверсия — интроверсия, невротизм — эмоциональная устойчивость, психотизм — сила Сверх-Эго. Автор определил черту как относительно постоянное свойство личности, образующееся из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Высший уровень организации поведения — это уровень типов, или суперфакторов — нескольких взаимосвязанных черт.
Р. Кеттелл на основе факторного анализа разработал собственную модель личности, состоящую из 16 факторов (Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности / П. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008 – 607 с., с. 309). В дальнейшем автором был предложен опросник, известный как 16PF, который широко используется и по сей день (Воробьева А. А. Волевые и познавательные черты личности как факторы учебных достижений студентов: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / А. А. Воробьева; Российский ун-т дружбы народов. – Москва, 2015 – 246 с., с. 32). В результате последующих исследований путем факторного анализа 16 факторов (факторов первого порядка) были выявлены пять глобальных факторов (факторов второго порядка).
Одной из последних моделей черт является модель «Большой пятерки», которая включает такие факторы, как невротизм, экстраверсия, открытость новому опыту, уступчивость и добросовестность. Эта модель считается одним из наиболее разработанных и подкрепленных данными эмпирических исследований в истории психологии личности (Лаак Я., Бругман Г. Big 5: Как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания / Я. Лаак, Г. Бругман // – М.: Книжный дом «Университет». – 2003 – 112 с.). Наиболее распространённым вариантом модели «Большая пятерка» является модель, разработанная Р. МакРейем и П. Костой в 1992 году (Harms P. An evaluation of the consequences of using short measures of the Big Five personality traits / P. Harms // Journal of Personality and Social Psychology. – 2012 – №. 102 – P. 874–888).
Авторы выделяют следующие факторы:
1) Экстраверсия (Э) и ее противоположность — интроверсия. Впервые описанная К. Юнгом, она является одной из центральных характеристик большинства моделей личности. Это качество проявляется в желании общаться с людьми, энергичности и активности. Для интровертов характерно большее стремление к уединению и, наоборот, меньшая активность (Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. – М.: Университетская книга; АСТ, 1997 – 716 с.).
2) Нейротизм (Н) и эмоциональная устойчивость в противоположность. Лица с высоким уровнем невротизма чаще испытывают раздражительность, тревожность, нервное напряжение, склонность к переживаниям и трудности с регулированием своего эмоционального состояния. Люди с низким уровнем невротизма обычно более спокойны и уравновешены.
3) Деловая репутация или согласие (приемлемость, A). Под благожелательностью понимается дружелюбие, уступчивость, альтруизм, расположение человека к сочувствию и сотрудничеству. Люди с низким уровнем одобрения недоверчивы, более эгоистичны, чаще ставят свои интересы выше других, враждебны;
4) Добросовестность или, ближе к английскому переводу, сознательность (Conscientiousness, C) проявляется в организованности, развитом чувстве долга, надежности, солидности. Этот фактор также показывает способность человека контролировать свои импульсивные импульсы. Низкие баллы по фактору указывают на неорганизованность, расслабленность и склонность к спонтанному поведению;
5) Открытость новому опыту (О). Эта черта проявляется в любознательности, творчестве, интеллекте. Люди с высокой открытостью опыту любят получать новые ощущения, эмоции, знания. Противоположный полюс — узость интересов, посредственность, консерватизм, ограниченность.
Основная критика модели «большой пятерки» заключается в том, что она основана на эмпирических данных, изначально не подкрепленных какими-либо теоретическими положениями. Тем не менее это не означает, что изучаемых ею факторов вообще не существует, но вопрос о природе факторов остается открытым.