Курсовая с практикой Педагогика/Психология Физическая культура

Курсовая с практикой на тему « Личностно-ореентированный подход и его реализация в образовательном процессе.»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ. 6

1.1 Обзор исследований по проблеме
личностно-ориентированного взаимодействия в образовательном процессе. 6

1.2 Сущностные характеристики личностно-ориентированного
взаимодействия взрослых и детей в образовательной организации. 11

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ.. 18

2.1 Общий план экспериментального исследования и
диагностика исходного уровня личностно-ориентированного взаимодействия взрослых
и детей в образовательной среде. 18

2.2 Оценка эффективности качества организации и
эффективности личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей
в образовательной организации  24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

В условиях современной реальности успех
любой организации напрямую зависит от эффективности системы взаимодействия на
основе личностно-ориентированного подхода. Именно поэтому руководство образовательной
организации уделяет все больше и больше внимания целостной системе
взаимодействия взрослых и детей в современной образовательной среде.

         В общем аспекте анализа личностно-ориентированный
подход представляет собой такой формат субъект-субъектных отношений, когда данные
субъекты объединяются совместной деятельностью, которая, в свою очередь, выражается
в способности к активности, способности к преобразованию окружающей
действительности и себя.

         Особый интерес на сегодняшний день
вызывает проблема личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей в
современной образовательной среде. Проблемы образования являются очень важными
на сегодняшний день. Особенности развития современного российского общества
усиливают значимость и необходимость преобразования разных сфер в жизни и
деятельности людей, включая также сферу образования. Современное образование
характеризует наличие изменений, обусловленных необходимостью совершенствования
образовательной системы, а также оптимизации ее качества в контексте личностно-ориентированного
взаимодействия. В общем аспекте анализа личностно-ориентированный подход характеризуется
со следующих основных позиций:

         1) актуальной и совместной работой партнеров
подобного сотрудничества;

         2) взаимной направленностью векторов их
активности и форматом совместной деятельности;

         3) сложностью системы, ориентированной
на развитие отношений между субъектами;

         4) формированием условий для
организации совместной деятельности и коммуникации субъектов, в ходе которых осуществляется
развитие;

         5) принятием партнерами самого факта
существования друг друга и построение отношений.

Разработанность
данной темы в настоящее время еще недостаточно проработана, и рассматривается
многими экспертами в области взаимодействия в современной образовательной среде
при анализе системы управления в целом, а более глубокое исследование
особенностей управления в современных образовательных организациях не
проводится.

Таким образом, вышесказанные положения
определяют актуальность и практическую значимость проблематики данной работы.

Объект данного
исследования –
личностно-ориентированный
подход
при взаимодействии
взрослых и детей. Предмет исследования – особенности
личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей в условиях
образовательной организации.

Цель исследованияразработать, обосновать и апробировать модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей
в образовательной организации.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:

         1. Определить
сущностные характеристики
личностно-ориентированного
подхода
в образовательной организации.

         2. Разработать и обосновать модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей в образовательной
организации.

         3. Определить условия внедрения модели личностно-ориентированного подхода взрослых и детей в практику работы образовательной
организации.

         Теоретико-методологическая
основа работы состоит в том, что существенное значение профессиональной работы
воспитателя в формировании и оптимальном развитии личности ребенка дошкольного
возраста в личностно-ориентированном взаимодействии подчеркивают в своих
работах такие исследователи как Н.А. Ветлугина, В.А. Горянина, В.С. Мухина,
Г.Н. Пантелеев и др.

Данная работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.

Теоретическая значимость заключается в анализе
особенностей
личностно-ориентированного
взаимодействия
в условиях гуманизации системы образования.         Практическая
значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения
эффективной и оптимальной практической программы эффективного управления
системой
личностно-ориентированного
взаимодействия взрослых и детей.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современная образовательная
организация представляет собой прежде всего то место, где ребенок имеет полную
возможность получить опыт системного практического взаимодействия со взрослыми
и своими сверстниками в наиболее важных для его социально-личностного развития
сферах жизни. Дети, которые посещают образовательные учреждения, основную часть
своего времени проводят в нем. По этой причине вполне закономерно, что
формирование и развитие такого ребенка во многом зависит от оптимальной и
эффективной организации профессиональной деятельности педагога в рамках личностно-ориентированного
подхода.

Формирование и
всестороннее личностное развитие ребенка возраста во многом зависит от того,
как его воспитывают, как организован процесс его воспитания, где, в каком
именно окружении он растет и развивается.
Вся педагогическая
работа в рамках
личностно-ориентированного
взаимодействия в образовательной организации имеет выраженный
системный характер, который непосредственно проявляется в единстве целей и
мотивов, действий и результатов по воспитанию и развитию подрастающего
поколения. Ведущая, исторически сформировавшаяся, цель педагогической профессии
и деятельности – это воспитание. Педагог, реализуя свою профессиональную
деятельность, должен в полной мере стремиться к формированию личности подрастающего
человека, способной к успешной жизнедеятельности в современном социуме, при
необходимом учете возможностей самореализации.

         Основными объектами
педагогического воздействия представляются воспитательная среда, деятельность
воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные характеристики детей.
Среди главных целей современного педагога выделяют формирование воспитательной
среды, организацию жизнедеятельности воспитанников, развитие индивидуальности
личности.

         Проведенное
исследование обнаружило, что все свойства педагогической деятельности в рамках личностно-ориентированного
взаимодействия выражаются через педагогическое действие, которое, в свою
очередь, представляется совокупным единством. Первичная задача, в которой
проявляется педагогическое действие, — познавательная, которая переходит
в задачу проектирования и преобразования.

         Таким образом,
в личностно-ориентированном подходе весь процесс педагогической деятельности
сводится к решению множества целей различных уровней сложности, классов и
видов, причем психолого-педагогические задачи в основном не поддаются регламентации,
алгоритмизации, и по этой причине зачастую требуют от современного педагога нестандартного
эвристического решения. Подобные решения возникают в ходе напряженной работы,
включающей исследование, анализ, прогнозирование, эксперимент, контроль и
вывод. В рамках такого сотрудничества каждый новый шаг педагога является для
него источником новый информации, преобразующийся в накопленный профессионально-личностный
опыт.

         Успешность
решения задач воспитания детерминируется наличием положительных изменений в
сознании воспитанников, проявляющихся в поведении, эмоциях и повседневной
деятельности. Воспитательная деятельность отличается отсутствием формализации
конкретных действий педагога: он может лишьпрогнозировать
свои действия и направлять воспитанников. В каждом конкретном случае выбор
средств и методов воспитания зависит от индивидуальных особенностей
воспитанника либо атмосферы и состава коллектива воспитанников.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ

 

 

1.1
Обзор исследований по проблеме личностно-ориентированного взаимодействия в
образовательном процессе

 

Уже с 18
столетия в русле психолого-педагогической мысли в относительно латентной форме развивались
с системных позиций различные идеи личностно-ориентированного подхода как
взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе. Но лишь примерно
с середины восьмидесятых годов прошлого столетия в педагогической и психологической
науке стали системно изучаться основные проблемы субъекта. Здесь уместно
отметить имена таких исследователей как А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, В.А. Кан-Калик,
В.А. Сластенин В.А. и др., которыми были разработаны и внедрены основные положения
о необходимости развития личностного потенциала каждого ученика [21, с. 116].

Заслуживает
внимания тот факт, что в условиях современности уже довольно четкой и
структурированной для понимания и реализации стала являться сфера именно
личностного развития личности педагога и воспитателя. Профессиональная
компетентность сегодняшнего педагога на системном уровне обнаруживает его
прикладную возможность быть вполне полноценным субъектом всей педагогической деятельности.
Это, в свою очередь, предоставляет комплексную возможность развивать и
совершенствовать субъектный потенциал всех воспитанников как полноценно развивающихся
личностей [2, с. 17].

Если
обратиться к зарубежной психолого-педагогической науке, то можно заключить, что
идеи личностно-ориентированного подхода связаны с категорией системного
сотрудничества и непрерывного регулярного взаимодействия субъектов как
участников процесса. В основном проблемами субъектного становления и развития педагога
и всей системы личностно-ориентированного подхода в образовательно-воспитательной
системе занимались представители гуманистического стечения в психологии (А. Маслоу,
К. Роджерс) [8, с. 211].

Не
подлежит сомнению тот факт, что ведущие вопросы личностно-ориентированного
подхода в настоящее время занимают одно из главных положений в
теоретико-прикладных компонентах психологических и педагогических дисциплин и являются
одним из основных векторов в практическом изучении аспектов развития и самостоятельного
становления субъектов всей образовательно-воспитательной системы.

Как обнаруживает
практика многочисленных сегодняшних исследований, субъект, при его
непосредственном включении в личностно-ориентированное сотрудничество, воспринимает
регулярно весь общественно важный опыт социально-культурного взаимодействия на морально-нравственном
уровне. Этот уровень восприятия имеет тесную взаимосвязь с оценкой жизненных
ориентаций, которые, в свою очередь, базируются на основных морально-нравственных
ценностях, а кроме этого, на полном признании уникальности другого человека.

Необходимо
обратить внимание на тот факт, что сам объемный процесс личностно-ориентированного
подхода как результат формирования у развивающейся личности общих
морально-нравственных ценностей и императивов, на качественно новом уровне осознания
корректирует и формируем по-новому смысл психолого-педагогического
взаимодействия как целостной структуры коммуницирования. Таким образом, вполне
реальной на прикладном уровне становится выраженная парадигма сотрудничества, которая
и обеспечивает совместное конструктивное «жизнетворчество» [4, с.102].

Ценностно-смысловое
межличностное взаимодействие всех участников современного образовательного
процесса предоставляет возможность для их одновременного развития, а также самосовершенствования
и самореализации, что неоднократно показано в практических исследованиях Ш.
Амонашвили, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова. Данные исследователи
определили, что при этом предоставляется практическая полная возможность
каждому развиваться со своей собственной скоростью и тратить на это времени именно
в том объеме, сколько ему и требуется [24, с. 19].

В связи
со сказанным выше, в настоящее время как никогда весьма актуален
гуманистический тип современного педагога образовательной организации, и самой
образовательной организации нужен педагог, владеющий творческим потенциалом
субъекта педагогической деятельности как целостной взаимосвязанной структуры.

Для практического
регулярного использования и повсеместного применения технологий диалогового
взаимодействия, каждый современный педагог образовательной организации должен
быть не только информирован в области инновационных преобразований в
образовательной системе, но и являться стабильным носителем возможностей таких,
инновационных по своей сути, преобразований, а также активным участником
данного процесса.

Итак, на
основе сказанного выше можно заключить, что личностно-ориентированный подход в
настоящее время характеризуется выраженной системной опорой на
субъект-субъектные отношения в ситуациях формирования и развития связей с
другими полисубъектами. Такие отношения определяют в свою очередь специфические
качественные характеристики на самом высоком уровне субъект-субъектного
взаимодействия, на котором и обнаруживается особенная духовная близость между
субъектами в ходе активного сотрудничества.

В связи
с этом можно обратить внимание на то, что в некоторых исследованиях принято
считать вполне возможным достижение наивысшего уровня личностно-ориентированного
взаимодействия; при этом такие достижения в основном следует характеризовать как
определенные несистемные прорывы, не являющиеся стабильными и устойчивыми для их
проявления в дальнейшем использовании на практике взаимодействия в рамках
организации.

Следует
отметить, что личностно-ориентированный подход в организации
учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации требует
системного переосмысления многих позиций: а именно — в целях, содержании,
формах, методах и средствах развития и воспитания детей, в переосмыслении основной
позиции личности современного педагога, основных требований к его уровню профессиональных
и морально-личностных компетенций и навыков [7, с. 179].

Далее в
настоящем исследовании обратим внимание на результаты, которые являются прикладными
возможностями для личностно-ориентированного подхода и взаимодействия в
современной образовательной среде [4, с. 180]:

1. Развитие
и воспитание учащихся как общественно активных, творческих членов современного
социума, которые в полной мере овладели всей системой общечеловеческих и
национальных ценностей и идеалов. При этом они стабильно способны к непрерывному
развитию и самосовершенствованию, обладают чувством гражданской ответственности
за собственную жизнь и жизнь близких людей, за результаты своей работы, за
сохранение природы, за судьбы страны и мира в целом в общемировом пространстве.

2. Формирование
и совершенствование необходимых условий для развития современного воспитанника как
социального субъекта саморазвития, научное обоснование концептуальных положений
инновационного подхода и разработка конкретных образовательных методик и
программ, которые на прикладном уровне способны решить данную организационную проблему
в области использования на основе регулярного подхода.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы