Курсовая с практикой на тему Личность школьника как объект и субъект воспитания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Ученик как объект научного исследования и субъект воспитания 5
1.1 Ученик как объект научного исследования 5
1.2 Ученик как субъект обучения и воспитания 6
1.3 Ребенок как объект и субъект образовательного процесса 8
Глава 2. Практическая работа по диагностике уровня воспитанности учащихся на примере младшего звена 13
2.1 Описание процедур эмпирического исследования: цели, задачи, методы, условия проведения исследований 13
2.2 Результаты эмпирического исследования определения уровня воспитанности школьников первого класса и их обсуждение 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение:
Актуальность. Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества, в оказание помощи воспитаннику в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности.
Несмотря на изменяющуюся атмосферу общественной жизни, ее демократизацию и гуманизацию, воспитательная работа в массовой школьной практике по-прежнему осуществляется «сверху» и представляет собой набор стандартных методов и форм педагогической деятельности, предписывающих воспитуемым роль объектов воздействия, а не субъектов социальной жизни, саморазвития и собственного жизнетворчества.
Ученик, будучи объектом педагогической деятельности учителя, становится субъектом учебно-познавательно деятельности, которую организует учитель. Но ученик выступает не как самостоятельный субъект познавательной деятельности, а как субъект, воспроизводящий в своей учебно-познавательно деятельности структуру и содержание педагогической деятельности учителя. Полноценным субъектом познавательной деятельности человек может стать только тогда, когда осваивает формы, способы, методы, принципы и средства познавательной деятельности.
Таким образом, ученик выступает и как объект изучения, и как субъект воспитания. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы настоящего исследования: «Ученик как объект научного исследования и субъект воспитания».
Объект исследования: личность учащихся.
Предмет исследования: ученик как объект и субъект воспитания.
Цель исследования – раскрыть и теоретически обосновать особенности научного исследования ученика как объекта и особенности воспитания ученика как субъекта деятельности.
Гипотеза исследования – процесс воспитания и развития учащихся в общеобразовательной школе будет эффективным, если в учебно-воспитательном процесс строить с учётом возрастных особенностей учащихся.
В соответствии с темой и целью работы выделены задачи исследования:
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ литературы и статей по данной теме, эмпирические – беседа, диагностика.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Становление человека как социального существа, человека с сознанием, сознательно воспринимающим и воздействующим на окружающий мир, связано исключительно с развитием в онтогенезе, причем в условиях общественного существования. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развиваться как личность. Это изредка подтверждается случаями развития детей, по каким-либо причинам в раннем возрасте попавших в стадо животных и оставшихся в живых. Это подтверждают и случаи воспитания слепоглухих детей, которые в силу недостаточности развитых органов чувств, обеспечивающих основную сферу восприятия внешних воздействий — зрение, лишают их возможности естественным образом вступать в отношения с другими людьми. и слух. Развитие этих детей фактически всецело определяется степенью компенсации этого дефицита воспитателями. Без этой компенсации слепоглухие дети фактически не развиваются как социальные существа.
Таким образом, сущность подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражается в тезисе о его деятельности как полноценного субъекта, а не объекта воспитательного процесса. Собственная активность ребенка является необходимым условием образовательного процесса, но сама эта деятельность, формы ее проявления и, главное, уровень реализации, определяющий ее эффективность, должны быть спроектированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся закономерностей, но не их слепое воспроизведение, а творческое использование. Поэтому важно построить педагогический процесс таким образом, чтобы воспитатель направлял деятельность ребенка, организовывал его активное самовоспитание путем выполнения самостоятельных и ответственных действий. Педагог-воспитатель может и обязан помочь подрастающему человеку пройти этот — всегда единственный и самостоятельный — путь нравственного и социального развития.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что диагностика позволяет учителю выстроить индивидуальные установки на воспитание ребенка, наметить возможности развития личностных качеств. Участие самого ребенка в диагностическом процессе позволяет сопоставить его самооценку с самооценкой взрослого (возможна несогласованность).
Привлечение родителей к данной диагностике помогает ему стать активным участником системы образования, а процесс заполнения диагностической карты может быть использован опытным педагогом на индивидуальных встречах с родителями для обсуждения проблем и возможностей развития. ребенок.
При вертикальном анализе диагностической карты педагог сможет выявить проблемы в воспитании детского коллектива и спланировать целенаправленную работу по устранению проблем образовательного процесса.
Таким образом, диагностика образовательного процесса является самым сложным компонентом образовательной системы. Но без этой работы невозможно организовать разумный и эффективный процесс развития личности ребенка
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Ученик как объект научного исследования и субъект воспитания
1.1 Ученик как объект научного исследования
Учащийся, являющийся субъектом педагогической деятельности учителя, становится субъектом учебно-познавательной деятельности, организуемой учителем. Но ученик выступает не как самостоятельный субъект познавательной деятельности, а как субъект, воспроизводящий в своей учебно-познавательной деятельности структуру и содержание педагогической деятельности учителя. Человек может стать полноправным субъектом познавательной деятельности только тогда, когда он овладеет формами, методами, приемами, принципами и средствами познавательной деятельности.
С такого подхода и началась история образования. Он по-прежнему отлично работает в консервативном обществе со строгой иерархией. Традиционная педагогика отводит ученику роль субъекта, которому старшее поколение передает жизненный опыт.
Признаки этой модели: ученик слушает учителя, знания из одной головы «передаются» в другую. Субъект в этой классификации — учитель, обладает всеми силами, знаниями, педагогической целью, воспитывает объект. Объектом является ученик, тот, на кого направлена педагогическая и воспитательная деятельность субъекта.
Звучит очень устаревше, хотя такой подход породил полезные для своих задач формы обучения — наставничество, лекционный формат, брифинги и тому подобное. Конечно, использовать только такой подход в обучении, особенно онлайн, малоэффективно.
Взрослый ученик предпочитает равноправное общение в обучении, а современный ребенок может быстро устать. Такой директивный подход к обучению помогает, когда опыт нужно передать в неизменном виде, научить