Курсовая с практикой на тему Личность как субъект социального воспитания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ.. 7
1.1 Анализ понятия личности и
«социального воспитания». 7
1.2 Социальные факторы, влияющие на формирование личности. 12
ГЛАВА 2.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 18
2.1 Критерии, показатели и
уровни оценки социальной воспитанности. 18
2.2 Диагностика социальной
воспитанности. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
Актуальность. Социально-экономические
изменения, происходящие в современном обществе в последние время, предъявляют
высокие требования к уровню социализации личности. Постоянная изменчивость
современного общества вызывает необходимость активных изменений, преобразований
личности.
На
современном этапе развития образования в РФ главной целью, определенной
нормативными документами, является в первую очередь становление и развитие
личности ребенка. проблемы личности и ее воспитания исследовали многие
поколения философов, педагогов, психологов, но они по-прежнему остаются
актуальными, так как меняется общественный строй, социально-экономическая
ситуация, а, соответственно, и социальный заказ школе.
Одной из главных целей обучения в школе
является социализация ребенка, а одним из показателей социализации ребёнка является
уровень его социальной активности, адаптированности, умение приспособиться к
постоянно меняющемуся обществу. Из этого следует, что вопрос формирования
социальной позиции у школьников требует все больше внимания у педагогов. Одной из главных целей в образовании
становится воспитание ответственного гражданина, который без проблем может
адаптироваться в современном мире, становится максимально полезным в постоянно
меняющемся обществе.
Личностные результаты, представленные в
федеральном государственном образовательном стандарте, еще раз подтверждают
важность социализации школьника [1]:
1) формирование основ российской
гражданской идентичности;
2) формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
3) овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения.
В данный момент перед школами стоит
задача в воспитание социально активного поколения, которое легко адаптируется к
современным преобразованиям. Именно в школьном возрасте происходит закладка
фундамента личности ребенка. В школе происходят первые ступени формирования
социально активной, инициативной, граждански ответственной личности.
Вышесказанное определяет актуальность
данного исследования.
Анализ справочной литературы показал, что понятие «социальное воспитание»
не разработано. Подтверждением этому являются многочисленные словари,
энциклопедические словари, справочники, энциклопедии по педагогике, социологии,
философии, где понятие «социальное воспитание» чаще всего отсутствует. Данная проблема находит свое отражение
во множестве трудов отечественных учёных: А.А. Смирновой, И.М. Андромонова,
А.А. Богачев, Х.Д. Дамаданова, А.В. Кострикин, А.В. Мудрик, В.Г. Маралов, А.П.
Петров, Е.М. Харланова, К.М. Кантеева и др. Различные теоретические аспекты
проблемы рассматривали зарубежные ученые: У. Томас, Э. Тоффлер, А.Знанецкий, Г.
Селье, X. Хартман, Л. Филипс и др.
Анализ научной литературы позволяет заключить,
что отечественными учеными разработаны компоненты системы социальной активности
личности. Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы и исследований
показал, что структура социальной активности остается мало разработанной,
основное внимание уделяется развитию социальной активности подростков и старших
школьников, и не затрагиваются вопросы формирования социальной активности в
младшем школьном возрасте, как начальном этапе вхождения детей в новую систему
отношений с действительностью.
Проблема. Как отражается социальное воспитание на формировании личности
обучающегося.
Исходя из указанной выше проблемы, была выбрана тема исследования:
«личность как субъект социального воспитания».
Объект
исследования. Личность школьника в процессе социального
воспитания.
Предмет
исследования. Социальное воспитание как процесс
социализации личности.
Цель
исследования
В
соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
— провести
теоретический анализ понятий личности и «социального воспитания»;
— выделить
социальные факторы, влияющие на формирование личности;
— проанализировать
критерии, показатели и уровни оценки социальной воспитанности;
— провести
исследование уровня социальной воспитанности школьников.
Методами
исследования выступают следующие:
1. Теоретические методы – изучение и обобщение психолого-педагогической
литературы по теме исследования, анализ.
2. Эмпирические метод – проведение эмпирического исследования,
тестирование.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Для решения поставленной цели и задач использовались следующие методы:
теоретические – анализ литературы; практические – методы тестирования с
использованием методик – карта наблюдений А.И. Ивановой; опрос «Мои права и обязанности»
(разработка – Мухиной О. А.); игра «Монополия» (разработка – Мухиной О. А.); методика
«Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Лущихина И.М.);
опросник Керна-Йерасика.
Практическая
значимость заключается в возможности дальнейшего
исследования влияния окружающего ребенка социума на формирование его личности,
на формирование его социальной позиции. На основе дальнейшего исследования
могут быть сформулированы методические рекомендации для педагогов для успешной
социализации школьников.
Структура
курсовой работы состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Актуальность
исследования проблемы воспитания личности обусловлена качественными изменениями
потребностей общества. Пущенные на самотек процессы формирования качеств
личности приводят к снижению истинных духовных, культурных, национальных
ценностей, эмоциональной, волевой и духовной незрелости молодежи. Именно
поэтому определение возможностей воспитания личности в процессе модернизации
системы образования – одна из главных задач сегодняшнего дня.
В
данной работе рассмотрены понятия личности и социального воспитания, а также
процесс воспитания, формирования и развития личности в трудах отечественных
ученых педагогов и психологов, выявлены основные факторы, влияющие на её
развитие.
Анализ
изученного показал, что основными факторами, формирующими качества личности,
являются наследственность, социальная среда и их взаимодействие. Если
биологические качества даны каждому человеку от рождения, то социальные
формируются в определенных условиях, которые, по сути, и являются предметом
воспитания и самовоспитания. Усваивая общественный опыт, личность поднимается
на новый уровень развития – переходит к режиму конструирования различных
социальных миров.
В
исследовательской работе были рассмотрено понятие социальное воспитание, раскрыто
его содержание, формы и методы организации социального воспитания школьников в
образовательной организации.
Итогом
исследования можно сделать следующие выводы:
— социальное
воспитание — это целенаправленный процесс по усвоению общественно значимых
ценностей, взглядов, представлений, способов поведения и общения, развитию социально
значимых качеств;
— в
результате социального воспитания происходит осознание индивидом и коррекция
значимых для него ценностей, мотивов, потребностей, норм, привычек поведения и
в психологическом плане представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и
воспитуемого.
— школьный
возраст наиболее благоприятен для осуществления социального воспитания. В этом
возрасте социальная ситуация ребенка меняется, и он приобретает новый социальный
статус – школьник. Вместе с тем он приобретает новые знания, умения и навыки, а
также появляется новый социальный опыт, контакты методы социального воспитания
– это способы накопления развивающейся личностью позитивного социального опыта,
содействующие ее самосовершенствованию, самовоспитанию и самоорганизации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Анализ
понятия личности и «социального воспитания» Понятие
«личность» используется в различных науках. В настоящее время нет однозначного
определения этому понятию и связано это со сложностью самого феномена личности.
Человек
не рождается личностью, тем не менее, процесс его физического развития с первых
минут жизни непосредственно связан с формированием качеств и свойств
социального (общественного) характера.
«Ребенок
не готовое существо, но развивающийся организм, и, следовательно, его поведение
складывается не только под исключительным влиянием систематического воздействия
среды, но еще в зависимости от некоторых циклов или периодов в развитии самого
детского организма, определяющих в свою очередь отношение человека к среде» —
так считает выдающийся ученый Л.С. Выготский [12, с.201].
Личность
– это понятие в европейских языках обозначается словами, происходящими от
латинского persona: person (англ.), die Person (нем.), personne (франц.),
persona (итал.). В классической латыни это слово обозначало прежде всего
«маску» (ср. рус. «личина») – слепок с лица предка, ритуальную маску и
театральную. Понятие «персона» усложняется у стоиков: Сенека различает четыре
«личины», которые носит человек: он обладает признаками человеческого рода,
относится к определенному типу характера, живет в конкретной среде в
определенных обстоятельствах и избирает некую профессию или же образ жизни.
Ношению личины Сенека противопоставляет стремление к «собственной природе».
Другой представитель поздней Стои, Марк Аврелий, призывает каждого создать свою
собственную персону [26].
Большой
энциклопедический словарь дает следующее определение личности: человек как
субъект отношений и сознательной деятельности.
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей личности как субъекта социального воспитания 4
1.1. Понятие личности, ее структура и особенности 4
1.2. Сущность социального воспитания личности 7
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития личности как субъекта социального воспитания 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования 22
Заключение 32
Список литературы 34
Введение:
Актуальность исследования. Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Проблема личности является значимой и сложной в сфере психологии и занимает важное место в теориях и практиках отечественных и зарубежных психологов.
К пониманию развития личности существуют три подхода. Так, первый говорит о том, что личность является социальной сущностью формируется и развивается только под влиянием общества (социализация), второй предполагает, что личность объединяет психические процессы индивида, его самосознание, внутренний мир, третий – личность является активным участником деятельности. Другими словами, в психологии можно выделить три сферы, в которых происходит становление и развитие личности: деятельность (по Леонтьеву), социализация и самосознание.
Социализация личности представляет собой процесс вхождения индивида в систему общественных отношений, в процессе которых усваиваются социально-культурные ценности и создаются новые. Социализация личности происходит постоянно, и формируется в процессе его общественных отношений.
Степень разработанности исследования. Изучением процесса развития личности, ее социального воспитания, на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них Ж.Пиаже, Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Кон И.С., Торохтий B.C., Сластенин В.А., Реан А.А., Петровский А.В., Петриченко Н.Г., Андреева Г.М. и др.
Это определило тему исследования — Личность как субъект социального воспитания.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей развития личности как объекта социального воспитания.
Объект исследования: процесс развития личности в психологии социального воспитания.
Предмет исследования: особенности развития личности подростков как объектов социального воспитания.
Цель исследования заключается в изучении особенностей личности как объекта социального воспитания.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Определить понятие личности, ее структуры и особенностей развития.
2. Изучить сущность социального воспитания личности.
3. Организовать исследования по изучению уровня социального воспитания личности.
4. Проанализировать результаты исследования социального воспитания личности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирический (анкетирование и тестирование)
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные в ходе эмпирического анализа особенностей развития личности подростков могут быть использованы психологами для работы с выявленными проблемами, а также студентами и учеными, занимающимися изучением данного вопроса.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Определяя понятие личности необходимо сказать, что она является относительно устойчивой системой поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Определяя структуру личности, следует отнести все ее особенности и черты, которые образуют четыре основные стороны личности, а именно социально обусловленные особенности (моральные качества), личный опыт (знания, умения и навыки), индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память) и биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты).
Отечественные и зарубежные психологи сходятся на том, что на развитие личности каждого человека большое значение оказывают физиологические особенности пребывания в обществе, образ жизни, воспитание, социализация, деятельность и самосознание. При этом развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Известно, что человек является социальным существом, который включен в разного рода социальные взаимодействия.
Определяя процессы развития личности в ее социализации, деятельности и самосознании, можно сказать, что первый социальный опыт приобретается в собственной семье, в последующем постоянно приобретает новый опыт, который и становится частью его личности. Такой процесс называется социализацией, которая в свою очередь неразрывно связана с общением и деятельностью человека.
Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.
Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития личности
В процессе социализации человек обретает свою индивидуальность, то есть становится личностью.
Еще одним важным термином в развитии личности является самосознание и самоактуализация. Если обычные потребности могут быть удовлетворены, то особенность самоактуализации состоит в том, что с возрастом она обычно только усиливается. Самоактуализирующиеся люди – это люди с высокой потребностью в мотивации достижения. Они постоянно ставят перед собой новые цели, всеми силами стремятся к достижению этих целей, предпочитают личную ответственность и испытывают настоящее счастье, когда им удается достичь очередной цели.
Большое значение для развития личности имеет ядро характера человека – набор основополагающих жизненных суждений, которые на протяжении жизни меняются мало. Часто бывает так, что невозможно понять динамику развития конкретной личности, если не известны эти самые основополагающие суждения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей личности как субъекта социального воспитания
1.1. Понятие личности, ее структура и особенности
Понятие «личность» является многоплановым и представляется объектом для изучения различных наук, среди которых – философия, социология, эстетика и психология.
Множество исследователей, которые рассматривают вопросы развития современной науки, говорят о том, что на данный момент прослеживается возрастание интереса к проблеме человека. Так, по мнению Б.Г. Ананьева, одной из особенностей этого интереса является то, что проблема человека превращается в общую проблему всей науки в целом. Другой исследователь, Б.Ф. Ломов, подчеркивает, что возрастание роли проблемы человека и его развития стало общей тенденцией для развития науки. Известным фактом является то, что понять развитие общества становится возможным только в случае понимания отдельного человека, то становится ясным, что именно человек стал основой и центральной проблемой научного знания. Дифференциация научных дисциплин, которые занимаются изучения человека, по мнению Б.Г. Ананьева, являются ответом научного знания на разнообразие связей человека с миром, обществом и природой. Во всей системе этих отношений, человек изучается как особь со своей программой формирования, как субъект и объект исторического развития – личность, как производительная сила общества, одновременно со своей индивидуальностью [3; 42-44].
Существует несколько различных взглядов, которые занимаются исследованием личности. Одни говорят о том, что личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, когда социальное окружение имеет незначительное влияние. Другие отвергают врожденные внутренние качества, а настаивают на том, что личность является продуктом, который формируется в ходе социального опыта.