Курсовая с практикой на тему Личность и государство
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы взаимодействия
личности и государства. 5
1.1. Права человека в контексте взаимодействия
личности и государства. 5
1.2. Роль и система взаимодействия личности и
государства. 8
1.3. Взаимная ответственность личности и
государства. 12
Глава 2. Особенности взаимодействия личности и
государства. 17
2.1. Практика обеспечения баланса интересов
личности и государства. 17
2.2. Проблемы реализации прав личности в РФ и пути
их решения. 21
Заключение. 25
Список использованной литературы.. 27
Введение:
Актуальность темы курсовой
работы определяется тем, что в современной концепции основных прав и свобод
человека и гражданина, воплотившейся в ныне действующей Конституции Российской
Федерации, определяющее место принадлежит правовому государству, юридически
гарантируется государственная, прежде всего судебная, защита прав и свобод
человека и гражданина, подчёркивается признание и гарантия прав и свобод
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также
положение о том, что непосредственно действующие права и свободы человека и
гражданина определяют как смысл, содержание и применение законов, так и
деятельность органов законодательной, исполнительной власти и органов местного
самоуправления.
Вместе с тем,
взаимоотношения государства с личностью, их взаимообусловливающие отношения и
зависимости остаются не в полной мере исследованными. Более того,
распространены суждения, исходящие из представления о несовместимости основных
прав и свобод с государством как таковым.
Объектом исследования в
курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия личности и государства.
Предметом
исследования в курсовой работе является законодательство, регулирующее процесс
взаимодействия личности и государства.
Целью
курсовой работы является комплексное изучение проблем деятельности государства
в сфере реализации основных прав и свобод личности на современном этапе
развития российского общества в условиях обновления правовой системы Российской
Федерации и ее подсистем.
Указанная цель
достигается через ряд последовательных задач курсовой работы:
—
изучить права человека в контексте взаимодействия личности и государства;
—
раскрыть роль и система взаимодействия личности и государства;
—
рассмотреть взаимную ответственность личности и государства;
—
охарактеризовать практику обеспечения баланса интересов личности и государства;
—
выявить проблемы реализации прав личности в РФ и определить пути их решения.
Теоретическую
основу курсовой работы составляют научные положения,
содержащиеся в трудах правоведов по проблемам взаимодействия
личности и государства.
Методология и методы
курсовой работы. При исследовании взаимодействия личности и
государства использовалась
совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия,
сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный,
сравнительный) методов познания.
Нормативно-правовую базу курсовой
работы составили: Конституция Российской Федерации[1], а
также другие нормативно-правовые акты.
Теоретическая и
практическая значимость курсовой работы заключается в том, что содержащиеся в
ней выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшего изучения взаимодействия
личности и государства.
Структура
курсовой работы. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. [1] Конституция Российской Федерации: (принята
всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. — N 237.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и
выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы
и предложения в рамках представленной темы.
1. Поиск соответствующего
баланса, так называемой «золотой середины» между обеспечением прав человека и
свободой государственного волеизъявления будет продолжаться до тех пор, пока не
найдется оптимальная модель взаимоотношений «личность государство». Такая модель
должна существовать во имя общего блага и выступать компромиссом между правами
человека, возведенными в «абсолют», и нуждами государственного, общественного
регулирования в разных областях общественной жизнедеятельности.
2. Взаимодействие
личности и государства определены законодательными рамками, дополняемыми
общественными моральными и нравственными устоями. Любое отклонение от этих
рамок ведет за собой ответную реакцию общества и государства вне зависимости от
того, является ли оно положительным или отрицательным.
3. Охрана жизни, безопасности имущества личности, её свобода-это
важнейшая функция деятельности государства. Государство, проводя защиту,
которая не перечит законодательству в то же время свою создавая свою политику,
в сфере свобод личности в это время образует защиту исходя из общечеловеческих
представлений о правах и свободах. А это значит, что возможные противоречия при
всем этом обязаны решаться между государством и его гражданами на основе
легитимного закона, а так же соответствующими беспристрастными судебными
органами.
4. Категории частного и
публичного интереса находятся в тесной взаимосвязи, однако при этом исключается
их равенство. Речь идет об их оптимальном сочетании, которое бы гарантировало
соблюдение прав граждан и одновременно нормальное и устойчивое функционирование
общества. Важное внимание обеспечению баланса интересов личности и государства,
а также определению пределов реализации частных и публичных интересов уделяет
Конституционный Суд Российской Федерации. Однако позволим заметить, что
сформированные правовые позиции не обладают необходимым уровнем конкретизации,
оставляя большой простор для толкования правоприменителем. В связи с этим,
представляется важным разработать единое системное учение, нацеленное на
формулирование необходимого понятийно-категориального аппарата, установление
основных начал соотношения частных и публичных интересов, закрепление данного
принципа в законодательстве. Кроме того, наличие четко сформулированных
принципов соотношения частного и публичного интересов позволило бы избежать трудностей
и ошибок при разрешении споров, в которых сталкиваются охраняемые правом
интересы.
5. Только в том случае, когда само государство будет
стоять на страже интересов своих граждан, защищать и оберегать их права и
свободы, только тогда мы сможем утверждать тот факт, что мы живем в правовом
государстве. Конституционные суды РФ, общие и мировые суды помогают населению в
отстаивании своих прав, так как их главная задача — это защита граждан и
правопорядка. При возникновении сложных ситуаций гражданам необходимо проявлять
гражданскую и правовую активность, привлекать средства массовой информации к
решению проблем, а так же незамедлительно обращаться к региональному
представителю Уполномоченного по правам человека в РФ, а так в органы
прокурорского надзора.
Таким образом, всё взаимодействие государства и
личности происходит при помощи права, а именно определяет юридическое состояние
личности, обязанности, ответственности, признания прав и свободы личности.
Связь в соотношении государства и личности является выражением правового
статуса личности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы
взаимодействия личности и государства
1.1. Права человека в контексте
взаимодействия личности и государства Проблема взаимодействия
личности и государства остается одной из самых насущных и значимых в социуме.
Характер этого взаимодействия выступает главным индикатором состояния общества,
а также предопределяет цели и перспективы его дальнейшего развития.
На современном этапе
огромную роль в диаде «личность — государство» играют права человека,
выступающие своеобразным ориентиром для решения, как государственных задач, так
и обеспечения потребностей и интересов членов нашего общества и задающие вектор
прогрессивного развития всех сфер общественной жизни.
Российская Федерация,
выбрав для себя движение по пути становления правового демократического
государства, признала приоритет прав человека, закрепив их на конституционном
уровне. Сложившаяся ситуация дает нам возможность рассматривать это правовое
явление в качестве отправного начала при детерминации места и роли каждого
человека в системе отношений «личность — государство».
Необходимо отметить, что
понимание сущности и содержания прав человека обусловлено объективными и
субъективными факторами, существующими на конкретном этапе исторического
развития общества. К примеру, отношение к правам человека в советский период
принципиально отличается от ситуации, которая складывается в российском
обществе в XXI в. Благодаря правам человека мир кардинально изменился в
гуманистическую сторону.
Современный социум уже не
мыслится без признания прав человека и их позитивизации государством. Такая
тенденция приводит к постепенному восприятию этого правового явления членами
нашего общества не как правового императива, а в качестве юридического инструмента
повседневности. В этой связи мы можем говорить о так называемом проявлении
«власти» личности, которая выступает ограничивающей силой по отношению к
властным полномочиям государства. По мнению М.Л. Энтина, права человека во
многом превратились в инструмент регулирования отношений между человеком и
государством, государством и обществом, в орудие ограничения самоуправства и
вседозволенности государственной власти[1].
Однако стоить отметить,
что чрезмерная связанность государства правами человека может нести в себе негативные
последствия для общества. Подобная ситуация происходит, когда государственное
«невмешательство» идет вразрез общественным интересам, и такие тенденции,
вероятнее всего, повлекут анархию и беспорядок[2].
К слову, в нашей стране и
во всем мире в условиях пандемии, связанной с распространением коронавирусной
инфекции, люди столкнулись с беспрецедентными карантинными мерами, принятыми
государством, которые предусматривают некоторые ограничения прав человека
(например, прекращение авиаперелетов, закрытие границ между странами). Понятно,
что принимаемые государством меры должны быть соразмерными и не носить
дискриминационной окраски, так или иначе данная государственная стратегия
выбрана в целях сокращения количества жертв пандемии, а значит, ради
обеспечения общего блага.
Таким образом, права
человека могут быть ограничены государством, однако эти ограничения, как
правило, обусловлены общественными интересами, аспектами национальной безопасности,
сохранением стандартов морали и нравственности в обществе, признанием и
уважением прав других людей[3].
Применительно к
обозначенной проблеме следует привести высказывание Б.Н. Чичерина: «Свобода не
состоит в одном приобретении и расширении прав. Человек только потому имеет
права, что он несет на себе обязанность, и, наоборот, от него можно требовать
исполнения обязанностей единственно потому, что он имеет права. Это два начала
неразрывные»[4].
Предел государственного
вмешательства должен определяться тем, ради чего существует само государство,
поскольку его способность управлять общественными процессами и есть гарантия
декларируемых в конституционных положениях прав человека.
В свою очередь права
человека нельзя ставить в противовес государству. По справедливому замечанию
Б.А. Кистяковского, идеалом социального устройства видится «конечное слияние
личности и общества в одно гармоничное целое, при котором каждый из них, являясь
самоцелью, взаимно друг друга дополняли бы, а не подавляли или упраздняли»[5].
Таким образом, поиск
соответствующего баланса, так называемой «золотой середины» между обеспечением
прав человека и свободой государственного волеизъявления будет продолжаться до
тех пор, пока не найдется оптимальная модель взаимоотношений «личность
государство». Такая модель должна существовать во имя общего блага и выступать
компромиссом между правами человека, возведенными в «абсолют», и нуждами
государственного, общественного регулирования в разных областях общественной
жизнедеятельности. [1] Энтин М.Л.,
Энтина Е.Г. Влияние права прав человека на прогрессивное развитие современного
международного права. Часть I // Московский журнал международного права. — 2017.
— № 2 (106). — С. 29-44. [2] Вырлеева-Балаева
О.С., Малько А.В. Правовые ограничения государственной власти: понятие и
система // Конституционное и муниципальное право. — 2010. — № 10. — С. 17-20. [3]
Никулина А.В. Права человека в контексте взаимоотношений "личность —
государство" // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными
правонарушениями. — 2021. — № 21-2. — С. 189-190. [4]
Доценко А.Д. Б.Н. Чичерин: государство и свобода личности // Эволюция
российского права. Уральский государственный юридический университет. —
2020. — С. 225-226. [5] Кистяковский
Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей
теории права. М., 2010. Ч. 1. – С.105.