Обучение и организация различных видов деятельности и общения де Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Лепка как средство развития практических умений детей младшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕПКОЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7

1.1 Лепка как творческий вид деятельности: задачи и содержание 7

1.2. Технические приемы и виды лепки, способствующие развитию практических умений 12

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕПКИ В РАЗВИТИИ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18

2.1. Организация и методы исследования 18

2.2. Результаты исследования 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 35

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В условиях реализации ФГОС ДОО особую значимость приобретает развитие практических умений детей через творчество. Это связано с тем, что в дошкольном детстве закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень практических умений зависит от развитости моторики ребенка, от его воображения и фантазии, его

По мнению психологов Л.А. Венгера, B.C.Мухиной, А.В.Запорожца, С.Г.Якобсон, лепка развивает у детей сенсомоторику, наблюдательность, воображение, творческие способности, вырабатывает более полные представления, укрепляет зрительную память, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивают пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях, значительно обогащают жизненный опыт ребенка.

Лепка по праву занимает место одного из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Даже ребенок раннего дошкольного возраста создает реальный или вымышленный образ, к которому можно прикоснуться, а не только представить или увидеть.

Возможности лепки широко используются для развития детей. С ее помощью ребенок способен:

— разнообразить свой сенсорный опыт, получая представление о материале, его структуре, пластичности, форме и цвете;

— создавать объемные изделия;

— развивать мелкую моторику и одновременно координировать работу обеих рук;

— получать эстетическое воспитание.

Это тот случай, когда важен не только процесс, но и результат. Малышу интересно наблюдать, как бесформенный клубок приобретает очертания знакомого предмета. Он трансформируется бесчисленное количество раз, пока не появится удовольствие от результата. Именно поэтому, лепка служит эффективным средством развития практических умений младших дошкольников.

Цель исследования: теоретически выявить и экспериментально проверить возможности лепки в развитии практических умений детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: практические умения детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие практических умений младших дошкольников посредством лепки.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что лепка может стать эффективным средством в развитии практических умений детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. изучить особенности организации лепкой в младшем дошкольном возрасте,

2. определить влияние лепки на развитие практических навыков младших школьников,

3. провести исследование влияния занятий лепкой на развитие практических навыков детей младшего дошкольного возраста.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

— теоретические — анализ и обобщения педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования;

— эмпирические — педагогическая работа, включенное наблюдение, индивидуальные беседы с детьми, тестирование;

— статические — качественный и количественный анализ результатов исследования.

Теоретико-методологической основой работы является труды в области психологии таких психологов, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, В.И. Киреенко, Ю.А. Полуянов и в области развития детской изобразительной деятельности Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева.

Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» с. Уборка Чугуевского района Приморского края.

Практическая значимость исследования. В работе представлена практическая работа по развитию практических навыков младших дошкольников в процессе занятий лепкой. Данная работа может быть использована и воспитателями и родителями в процессе занятий с младшими дошкольниками.

Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Лепка в дошкольном возрасте является тем видом изобразительной деятельности, в котором ребенок с помощью мягких изобразительных материалов (глины, пластилина, пластика, легомассы, теста и др.) создает объемные образы полной или частичной трехмерности, которые имеют высоту, ширину, толщину. Задачи лепки в дошкольном возрасте: развитие эмоционального восприятия предметов, познания свойств и изобразительных возможностей материалов для лепки, стимулирования интереса, стимулирование проявлений игровой и моральной мотивации лепки. Для создания выразительных образов в лепке используются различные приемы: скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, разрезание, соединение.

Игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, позволяют представить неинтересную учебную задачу для детей в занимательной форме, дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения. А также играют важную роль мотива для качественного выполнения задания. Следовательно, игровые приемы в обучении лепке у младшего дошкольника в работе педагога играют ведущую роль.

Занятия лепкой не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Нами было проведено исследование среди детей по использованию лекпки как средства развития практических умений детей младшего школьного возраста.

На основании практических умений в лепке были составлены уровни владения ими и проведена первичная диагностика. На основании первичной диагностики было выявлено, что практические умения в лепке детей находятся на низком уровне.

Именно поэтому, при организации формирующего этапа исследования мы составили конспекты занятий таким образом, чтобы происходило закрепление не только конкретного умения лепки, но и обязательное включение в каждое занятие игрового приема.

На контрольном этапе исследования нами была повторно проведена диагностика тех же практических умений в лепке. Было выявлено, что 40% детей получили высокие показатели по лепке из пластилина и 60 % средние.

Именно поэтому, можно утверждать, что лепка может стать эффективным средством в развитии практических умений детей младшего дошкольного возраста. Следовательно, мы полностью подтвердили гипотезу нашего исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

Лепка как творческий вид деятельности: задачи и содержание

Изобразительная деятельность в ДОУ обязательно включает традиционные техники и виды: аппликацию, рисование, лепку и конструирование.

Лепка — один из видов изобразительной деятельности, в котором дошкольники изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру. Под технологией лепки глиной мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу. Технология формируется приемами обследования предметов (игрушек) и техническими навыками лепки. Обследование образа позволяет детям самостоятельно находить нужные приемы лепки. Технология лепки, которому предшествует обследование и изучение конструктивного строения образов, что слепятся, формируется как система двигательных умений, основанных на усвоении ряда навыков обследования натуры [12].

На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего сочетать группами по 5-6 человек. Воспитатель садится за стол рядом с детьми и медленно, размеренно показывает необходимые действия с глиной, в увлекательной форме объясняет, что делает. Занятия лепкой должны стать для ребенка интересным делом. Заставлять заниматься детей лепкой, если они не хотят, нельзя. И все-таки воспитатель может попробовать эмоционально воздействовать на ребенка: слепил при нем какую-нибудь игрушку, дать потрогать глину, помять ее, показать, как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их. Начальные занятия проводятся в течение 5-8 минут с каждой подгруппой[10].

По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой. Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.

Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет: «Положу шарик на ладонь и накрою его другой ладонью, а потом стисну его между ними — получилась лепешка.- И еще раз повторяет: — когда расплющиваем шарик между ладонями, то получается лепешка» [1].

Подобные пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности. Кроме занятия по заданию, воспитатель предлагает детям лепку по замыслу, где они могут закрепить приобретенные знания, комбинировать полученные формы по собственному желанию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы