Курсовая с практикой на тему Лепка как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
І. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА.. 6
ІІ. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА.. 10
ІІІ. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА.. 12
ІV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА.. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 36
Введение:
Актуальность. В настоящее время развитие
мелкой моторики детей является интересной и значимой темой. Это объясняется
тем, что основа этого процесса – формирование координации движений пальцев рук,
развитие речевой деятельности, а также постепенная подготовка ребенка
дошкольного возраста к школе [25].
Уровень развития мелкой моторики ребенка
отражает и интеллектуальное и речевое развитие. Ведь дошкольник, у которого
отлично развита мелкая моторика рук, логически правильно рассуждает, имеет
достаточно высокий уровень развития внимания, памяти, восприятия и других
психических процессов.
Развитие мелкой моторики детей имеет
большое значение и для дальнейшего обучения в школе. Ведь при поступлении в
школу у детей могут обнаружиться трудности в овладении письмом. Письмо
предполагает работу мелких мышц руки, и именно они должны быть подготовлены к
этому. В дошкольном возрасте так же эти навыки проявляется при овладении
карандашом и кистью [29].
Совершенствование мелкой моторики ребенка
способствует развитию у ребенка интереса к окружающему миру, познавательных
способностей, а также считается полезным и занимательным занятием, направленным
на выявление способностей и интересов ребенка.
Занятия и игры на развитие и
совершенствование мелкой моторики детей и координации движений рук стимулируют
развитие внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти, связной и других
видов речи.
По словам Сеченова И.М., развитие мелкой моторики ребенка, тонких
движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для развития психики ребёнка и расценивается как один
из показателей психоречевого развития ребенка [27] .
По его
мнению, мелкая моторика рук, и отдельные движения, в частности, не определены
наследственностью, а возникают, развиваются и совершенствуются в процессе
воспитания и обучения. И являются результатом образования ассоциативных связей
между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного
взаимодействия с окружающей средой.
Исследованиями
Н.М. Щелованова, Н.Л. Фигуриной, М.П.Денисова, М.Ю. Кистяковской было показано,
что развитие движений рук и, особенно мелкой моторики, находится в тесной связи
с развитием речи и мышлением ребенка [12,20,27,30].
Именно
поэтому в дошкольном возрасте следует уделять определенное внимание развитию
мелкой моторики рук, а так же совершенствованию работы мелких
мышц руки.
Заключение:
На основании проведенного исследования можно сделать следующее
заключение. Прежде всего, следует отметить, что развитие мелкой моторики рук
непосредственно связано с развитием таких психических функций как внимание,
мышление, моторная память, зрительно-пространственное восприятие, воображение,
наблюдательность и речь. Поэтому чем более разнообразны и координированы
движения пальцев кисти руки, тем лучше проявлены и развиты все
вышеперечисленные психические функции ребёнка, что крайне важно для его
развития в целом и нормальной адаптации
в социуме. Кроме всего жизнь ребёнка обязательно потребует приобретение таких
навыков как рисование, писания, выполнения различных бытовых и учебных
действий. Учёными в области физиологии
и психологии было доказано, что обязательным условием нормального физического и
нервно-психического развития ребёнка является развитие моторики его рук, и в
первую очередь мелкой моторики кисти. Так, М.М. Кольцова доказала, что чем
лучше развиты тонкие и точные движения пальцев рук и прочно выработаны условно
рефлекторные движения пальцев рук с непосредственным участием ладони, в
зависимости от размера и формы объекта, отражают не только совершенствование двигательной
функции руки, но также приводят к усложнению аналитико-синтетической
деятельности мозга ребёнка.
Развитие гибкости и точности движений пальцев рук, а также
поверхностной (кожно-тактильной) чувствительности является очень сильным
стимулом для развития у детей психических функций восприятия, концентрации внимания и психических процессов
памяти, мышления и речи.
Дети, у которых хорошо развиты мелкие движения
рук, имеют хорошо развитый мозг, и в первую очередь речевые центры (Брока и
Вернике). Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих
импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с
самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
Поскольку пальцы сильно обогащены
рецепторами, улавливающими различные воздействия со стороны окружающей среды и
трансформирующими эти воздействия в нервные импульсы, идущие непосредственно в
кору головного мозга, то следует уже с самого раннего детства развивать мелкую
моторику и осуществлять различного рода воздействия на рецепторы непосредственно кисти.
В
этой связи считаем, что эффективным средством развития мелкой моторики
выступает лепка и обучение её приёмам. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки
и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки и
непосредственно их кистевые части, следовательно, уровень умения зависит от
владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой
точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусную и наиболее
доступную для самостоятельного освоения.
В ходе нашего эксперимента детей опытной
группы на занятиях обучали использовать различные приёмы и техники лепки с
целью создания различных объектов ( животных, растений, посуды, мебели,
сказочных персонажей и т.д.). В ходе занятий по лепке отмечался стабильный
положительный эмоциональный фон у детей, который способствовал быстрому и
качественному освоению разнообразных приёмов и техник лепки и повышению
качества лепки в конечном итоге. В конечном итоге эффективность проведенных занятий по лепке выражалась в
значительном увеличении количества дошкольников старшего возраста с высоким
уровнем развития мелкой моторики и уменьшении её с низким уровнем, что
сопровождалось улучшением эмоционального состояния детей в целом.
Следовательно, при использовании различных
техник и приёмов обучения, то развитие мелкой моторики рук у дошкольников будет
проходить более успешно.
Фрагмент текста работы:
І.ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
Базой для проведения
экспериментального исследования по выявлению уровня развития детей старшего дошкольного возраста стал МБДОУ детский сад №22 «Родничок» комбинированного вида
города Искитима Новосибирской области.
В
исследовании приняли участие 24 ребёнка: 12 детей — экспериментальная — группа и 12 детей
— контрольная группа, имена и фамилии представлены в таблицах (см. приложение
1).
Экспериментальному
исследованию предшествовал детальный анализ теоретического материала, касающегося
проблемы развития моторики детей дошкольного возраста (преимущественно старшей
группы) посредством лепки.
Диагностическим
материалом послужил тщательно отобранный комплекс методик, в который входило
несколько блоков.
Блоки
с 1- го по 4-й использовали для определения качества сформированности умений
детей старшего дошкольного возраста выполнять определённые действия и операции
пальцами рук, а 5-й блок использовали для определения сформированности
графических умений мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Каждый
из блоков включал по нескольку заданий, оцениваемых определённым количеством
баллов. Каждый из детей суммарно выполнял по 16 заданий. Уровень развития
мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста оценивался по среднему
арифметическому показателю всех выполненных (16 — ти) заданий из пяти блоков.
Остановимся
более подробно на заданиях первых 4-х диагностических блоков.
Блок №1 — повторение фигур из пальцев. Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку необходимо
повторить эти фигуры:
«Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а
большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).
«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом
безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).
«Вилка» (вытянуть вверх три пальца: указательный, средний,
безымянный и расставить врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
«Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу,
начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).
«Солдатики» (поочерёдный показ пальцев).
«Кольцо» (поочерёдное соединение большого пальца с остальными
пальцами).
Блок 2 — упражнения на координацию движений.
1. «Ладонь, кулак, ребро».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости,
ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная).
Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребёнок запомнит
последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется
сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
2. «Катание шарика». Ребёнок по указанию педагога как бы катает
шарик в ладонях.
Блок № 3 — работа с
бумагой.
1.«Вырезание ножницами».
На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные
фигуры. Ребёнку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.
2.«Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в
работе). Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.
3.Обрывание листа бумаги.
Блок 4 — обследование щепоти. «Захват карандаша» Ребёнок по
указанию тремя пальцами берёт карандаш. «Посолим капусту». Суть упражнения
заключается в том, что ребёнок по указанию педагога как бы растирает комочек
соли.
Первые четыре блока оцениваются следующим образом.
1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи
взрослого или не справляется совсем;
2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после
дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;
3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза
без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.