Синтаксис Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Лексико-синтаксические средства создания описания-характеристике в рассказе А. И. Куприна «Тапёр»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения средств создания описания-характеристики в художественном тексте 5

1.1. Описание-характеристика в художественном тексте 5

1.2. Языковые особенности создания описания-характеристики в художественном произведении 13

Глава 2. Анализ лексико-синтаксических средств создания описания-характеристики на материале рассказа А.И. Куприна «Тапёр» 23

2.1. Характеристика рассказа А.И. Куприна «Тапёр» 23

2.2. Анализ лексико-синтаксических средств создания описаний-характеристик в рассказе А.И. Куприна «Тапёр» 25

Заключение 31

Список использованной литературы 33


  

Введение:

 


Настоящее исследование посвящено изучению особенностей лексико-синтаксических средств создания описания-характеристике в рассказе А.И. Куприна «Тапёр».

Внешность человека всегда интересовала исследователей не только в области психологии, социологии, физиогномики, но и лингвистики. Для филологов данная область исследования интересна с точки зрения языкового отражения внешнего вида человека и его характера. Известно, что времена меняются, вместе с ними меняются представления человека о красивом и некрасивом. Язык же, будучи зеркалом быта и культуры любого народа, отражает в себе все эти перемены в виде появления новых словарных единиц. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена не только нескончаемым интересом ученых к теме характеристики персонажей и средств ее создания.

Портретное описание – изображение внешности человека (персонажа произведения) с помощью вербальных средств является важной составляющей структуры художественного текста. Важность портретного описания в развертывании художественного повествования неоднократно отмечалась лингвистами (работы А.С. Горшеневой, Т.В. Насалевич, И.Р. Семенчука, А.Ю. Скачкова). Портретное описание является одним из средств характеристики персонажа, а, следовательно, и важным звеном прагматического воздействия автора на читателя. Портрет персонажа рассматривается с литературоведческих (B.C. Барахова, Б.Е. Галанов, В. Стайнер, Х. Уайтмейер) и языковедческих позиций. Исследователи изучают структурно-композиционный (Е.А. Гончарова, А.Н. Беспалов, И.В. Родионова), лингвостилистический (И.А. Быкова, А.С. Горшенева, К.Я. Куско), лингвокогнитивный (Л.И. Белехова, С.Ю. Селезнева) аспекты портрета. Несмотря на многоаспектность подходов к изучению портрета, некоторые вопросы функционирования (роль портретного описания) портретного описания в художественном тексте, средства создания описаний-характеристик требуют дальнейшего освещения, что также обусловливает актуальность данного исследования.

Объектом исследования являются описания-характеристики в художественных произведениях.

Предметом исследования являются лексико-синтаксические средства создания описания-характеристике в рассказе А.И. Куприна «Тапёр».

Целью данной работы является анализ и обобщение особенностей лексико-синтаксические средства создания описания-характеристике в рассказе А.И. Куприна «Тапёр».

Задачи исследования:

1. Рассмотреть описание-характеристику в художественном тексте.

2. Рассмотреть языковые особенности создания описания-характеристики в художественном произведении.

3. Проанализировать лексико-синтаксические средства создания описания-характеристики на материале рассказа А.И. Куприна «Тапёр».

Методы исследования: анализ литературы исследования; синтез и обобщение; описательный метод.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами обобщен и систематизирован теоретический материал о специфике описания характеристики и средствах ее создания авторами художественных произведений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Проведенный в данной работе анализ показал, что описание-характеристика в художественном тексте – это словесное описание внешности, характерных черт персонажа, затрагивающих не только внешние черты, но и его внутренний мир. Описание-характеристика существенно отличается от портрета, который только описывает внешность. Описание-характеристика передает внешние черты, описание одежды и пр. через призму внутреннего мира персонажа, показывает его характер, эмоции, переживания и пр.

Выбор средств создания описаний-характеристик, в частности, лексико-синтаксических, всегда является значимым, поскольку внешность, одежда и манеры могут многое рассказать о человеке и его характере; выбранные писателем языковые средства позволяют читателю верно интерпретировать и понимать образ персонажей произведения.

Проведенный анализ рассказа А.И. Куприна «Тапёр» показал, что автор пользуется множеством различных средств создания описаний-характеристик, среди которых особенно выделяются лексико-синтаксические средства: лексические: эпитеты, метафоры, сравнения; синтаксические: простые предложения; сложносочиненные предложения с противопоставительными союзами; сложноподчиненные предложения с придаточными времени, причины, условия, определительными и присоединительными.

Использование этих средств позволяет автору передать важные детали, присутствующие во внешности, характере и внутреннем мире персонажей.

Отметим также, что, характеризуя персонажей рассказа, автор основных персонажей описывает и характеризует постепенно по всему тексту предложения. Сначала, при первой встрече с героем дается его основная характеристика и описание внешности, затем характеристика дополняется. Второстепенных персонажей автор характеризует один раз при первой встрече.

Итак, цель исследования была достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения средств создания описания-характеристики в художественном тексте

1.1. Описание-характеристика в художественном тексте

Художественное произведение – это синтетический художественный образ объективной действительности. В процессе создания литературного текста компилируются как художественное обобщение, проникновение в эстетическую сущность и индивидуализация, так и восприятие мира творческой личностью в его конкретно-чувственной целостности [Неверова 2015; Рыбальченко 2012].

Основной задачей художественной литературы является изображение человеческих сущностей разного сорта и разных уровней, иначе говоря, создание описаний-характеристик героев произведения. Бесспорно, восприятие любого сообщения всегда будет субъективным, так как мы не задумываясь, сравниваем то, что слышим, или о чем читаем со своими интересами и потребностями [Прохорова 2015; Суярова 2020]. Каким же образом автору удается так умело создать описания-характеристики своих персонажей? Рассмотрим такой важный аспект художественного текста, как изображение автором персонажей.

Персонажи, в большинстве, не одинаковы по степени внимания, которое им уделяется, и по той ролью, которую они играют в событиях, разворачивающихся в произведении. Как правило, в каждом произведении есть один или несколько основных персонажей, а рядом с ними второстепенные, играющие более или менее активную роль в развитии событий, но не стоят в центре внимания автора и читателей, и наконец герои третьего плана, то есть эпизодические персонажи, играющие в основном роль окружения. Понятно, что такое разделение не совсем совершенно и не может быть абсолютным, поскольку герои могут иногда меняться ролями (это очень часто наблюдается в больших романах).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы