Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Лексика как раздел языкознания 5
1.2. Механизмы лексической работы и ее влияние на формирование грамотности учащихся на уроках русского языка в начальной школе 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 17
2.1. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы по программам «Школа России» и «Школа 21 века» 17
2.2. Система упражнений для лексической работы на уроках русского языка в начальной школе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Согласно требованиям ФГОС НОО, изучение русского языка в начальной школе предусматривает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе, а также формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты. Как видим, одним из важнейших заданий, поставленных ФГОС НОО, является формирование первоначальных представлений о лексике, которые необходимо реализовать в практической деятельности учащихся. Реализация указанных заданий сопряжена с реализацией метапредметных УУД, среди которых – умение работать со словарем, грамотно оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Совокупность указанных требований определяет актуальность исследования.
Лексическая работа в начальной школе при изучении русского языка состоит из различных направлений практической деятельности над словом. Она проводится как количественное обогащение словарного запаса детей, как работа, связанная с значением слова, оттенками значений, активизацией словаря и пр. Но результаты практических наблюдений свидетельствуют о том, что приемы работы, связанные с языковым материалом, не способны ориентировать детей младшего школьного возраста на систематизацию лексических знаний. Все лексические понятия, которые они рассматривают – это набор фактов, изолированных друг от друга, а также разрозненных сведений. Как утверждал К.Д. Ушинский, «только разумная система может руководить нашими знаниями». При этом большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, поскольку семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организовываются благодаря тому, что дети младших классов изучают грамматику и обучаются правописанию. В результате у детей младшего школьного возраста не полностью формируются лексические учебно-языковые умения, которые являются основой приобретения лексического богатства родного языка. Поэтому возникает вопрос, который касается совершенствования методов работы над словом на уроках русского языка. Считается, что самым эффективным приемом лексико-семантической работы является анализ системных отношений слов.
В современной методике преподавания русского языка есть работы, которые связанные с проблемой изучения лексики в школе. Авторами данных работ являются такие ученые, как Г. В. Бобровская, Н. М. Лаврова, О. В. Левушкина и другие исследователи. Особое внимание уделяется процессу, связанному с созданием системы работы по лексике и обогащением словарного запаса.
Такие ученые, как П.И. Колосов, Л.А. Введенская, В.П. Озерская Н.К. Никитина, И.Н. Зайдман, П.С. Пустовалов, Ж.Я. Ермола, H. A. Ипполитова, Ю.П. Плотникова и пр., занимались изучением определенных разделов лексической системы: антонимов, эмоционально-экспрессивной лексики, синонимов, многозначности слов. Поскольку в начальных классах происходит развитие речи, актуальным предстает вопрос о лексической работе, изучением которого занимались такие ученые, как И.Е. Синица, H.A. Купина, Т.М. Фалина, В.Е. Мамушин, В.Я.Булохов, К.П. Щепина, Н.А.Моралева и др. В методике словарной работы имеется много материала, касающегося изучения различных лексико-тематических и лексико-семантических групп. Данный раздел методики раскрыт такими учеными, как В.М. Богуславский, В.А. Добромыслов, О.П. Мистратова, М.Т. Баранов и др. Над вопросом, связанным с обогащением словарного запаса при обучении синтаксису, работали следующие ученые: Г.И. Сниткина, Т.М. Пахнова, Ю.П. Плотникова и пр. Всю лексическую работу и работу со словарем нельзя проводить, не учитывая при этом лингвистические словари. На методы работы в школе в различными лингвистическими словарями обратили внимание Н.И. Дорошенко, М.В. Ушаков, P.E. Нохрина, Е.А. Баринова, А.Н. Тихонов, М.Т. Баранов, Ф.И. Вирченко и др. [13].
Цель работы – изучить возможности лексической работы как условия повышения орфографической грамотности младших школьников.
Объектом исследования является образовательный процесс на уроках русского языка.
Предметом исследования является лексическая работа на уроках русского языка.
Задачи исследования:
— на основе анализа лингвистической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;
— раскрыть особенности лексической работы на уроках русского языка;
— проанализировать учебники для начальной школы;
— подобрать комплекс упражнений для лексической работы на уроке во втором классе.
Методологию исследования составили описательный, культурно-исторический, сравнительный методы научного анализа.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования ее материалов в дальнейших исследованиях, посвященных актуальным вопросам формирования лексической и орфографической компетентности учащихся начальных классов, месту словарных диктантов в кругу средств совершенствования правописательных навыков и умений младших школьников.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, анализ литературных источников позволил сделать следующие выводы:
1. Лексика (от греч. Lexicos — словарный) является совокупностью слов языка, его словарным составом. Лексикология – это раздел языкознания, который занимается изучением лексики. Существуют: историческая лексикология, которая изучает формирование словарного состава в период его развития, описательная, которая занимается изучением вопросов значения слова, семантики, объема, структуры словарного запаса и т.д., то есть, рассматривает различные типы взаимоотношений слов в единой лексико-семантической системе. В ней слова могут связываться благодаря сходству или противоположности значений (синонимы и антонимы), общности выполняемых функций (группы слов разговорных и книжных), сходству происхождения или близости стилистических свойств, а также принадлежности к одной части речи и т.д. Такие отношения слов в разных группах, которые объединяются общими признаками, называются парадигматическими. Они являются основными в процессе определения свойств системы.
2. Чтобы обогатить и активизировать словарь учащихся, на каждом уроке необходимо уделять время на работу над 5-7 словами, а также их значением, над многозначностью и оттенками значений слов их эмоциональной окраской, особенностями в употреблении. Необходимым является то, чтобы ученики усваивали новые слова не стихийно, а под четким руководством учителя, который обеспечивал бы правильность, а также полноту изучаемых слов.
Самой сложной областью в преподавании русского языка является развитие речи учащихся. Даже учитывая то, что на данный момент существует множество научных исследований, которые раскрывают психологические, методические, лингвистические основы развития речи учащихся, большое количество педагогов испытывает затруднения в организации данного процесса. В основном можно наблюдать то, что речь современных учащихся остается бедной, невыразительной, однообразной, засоренной нелитературными словами. О том, что лексический запас речи школьников очень беден говорят их творческие работы, у учащихся слабо сформированы умения владеть словами, противоположными и близкими по их значению, воспринимать, а также понимать переносное значение слова или словосочетания.
В практике школы используются разные приемы, связанные с ознакомлением с новыми словами и их значением. Они заключаются в том, чтобы: определить значение, используя показ картинки или макета; уточнить значение, используя толковый словарь; использовать синонимы и антонимы (думать, мыслить, размышлять; правда — ложь), словообразовательный анализ (бесстрашный → страшный → страх), этимологический анализ (лукавый — от лука -«изгиб», «кривизна», лукавый «криводушный»); включать новое слово в сочетание слов или предложение; переводить слова (интернациональный — международный).
3. Анализ учебников авторов С. В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.
Недостатками обоих учебно-методических комплектов программ является не неравномерное распределение материала по различным темам, что не позволяет систематически проводить лексическую работу. Но, важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно и систематично. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.
4. Представленный комплекс упражнений дополняет проводимую на уроках работу над лексическим значением слова, способствует развитию творческого потенциала детей, самостоятельности их мышления, формированию познавательного интереса младших школьников.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Лексика как раздел языкознания
Слово является основной единицей речи, и именно от мобильности и богатства словаря зависит качество речи ребенка, а также успешность его общения.
Лексика (от греч. Lexicos — словарный) является совокупностью слов языка, его словарным составом. Лексикология – это раздел языкознания, который занимается изучением лексики. Существуют:
— историческая лексикология, которая изучает формирование словарного состава в период его развития,
— описательная, которая занимается изучением вопросов значения слова, семантики, объема, структуры словарного запаса и т.д., то есть, рассматривает различные типы взаимоотношений слов в единой лексико-семантической системе. В ней слова могут связываться благодаря сходству или противоположности значений (синонимы и антонимы), общности выполняемых функций (группы слов разговорных и книжных), сходству происхождения или близости стилистических свойств, а также принадлежности к одной части речи и т.д. Такие отношения слов в разных группах, которые объединяются общими признаками, называются парадигматическими. Они являются основными в процессе определения свойств системы [3, с. 11].
Лексикология занимается изучением словарного состава языка в современном состоянии, а также вопросов, связанных с изменением словарного состава языка, изменением значения слова, основных тенденций развития словарной системы языка. Этимология, как специальный раздел лексикологии, является наукой, которая изучает происхождение слов.
Следовательно, предмет лексикологии – это словарный состав языка, являющийся совокупностью лексических единиц, организованных внутри и связанных друг с другом определенными, устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по законам, свойственным русскому языку. Словарный состав – это единая лексико-семантическая система языка, которая принадлежит общеязыковой системе русского языка [6, с. 8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы