Курсовая с практикой Гуманитарные науки Современный русский язык

Курсовая с практикой на тему Лексические средства выражения оценки в тексте Дм. Соколова — Митрича «моя психотравма»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЫРАЖЕНИЕ ОЦЕНКИ НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ 5
1.1. Оценочные функции слова 5
1.2. Функциональная оценочность. Аксиологические понятия «хорошо — плохо» 6
1.3. Синонимы аксиологических операторов хороший — плохой 7
1.4. Переносные оценочные значения прилагательных 8
1.5. Оценочные имена существительные 9
1.6. Глаголы с оценочным значением 10
Выводы по главе 1 11
ГЛАВА 2. ВЫРАЖЕНИЕ ОЦЕНКИ НА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ 12
2.1. Фразеологизмы положительной оценочной зоны 12
2.2. Фразеологизмы отрицательной оценочной зоны 12
Выводы по главе 2 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 17

  

Введение:

 

Предметом исследования данной работы являются средства лексико-фразеологического, словообразовательного и морфологического уровней языка, а также текстовые средства выражения оценки в идиостиле Д. Соколова-Митрича, принципы их отбора, специфика организации, их функционирование в художественной речи.
Объектом исследования является семантика оценки в художественном тексте Д. Соколова-Митрича: реализуемое языковыми средствами положительное или отрицательное отношение человека к окружающей действительности.
Цель исследования состоит в том, чтобы представить системное описание языковых средств выражения оценочных значений в творчестве Д. Соколова-Митрича на всех уровнях языка и выявить индивидуально-авторские особенности передачи ценностного отношения.
Объект исследования: способы выражения оценки в творчестве Д. Соколова-Митрича.
Предмет исследования: оценка как лингвистическая категория.
Цель исследования: изучение способов выражения оценки в творчестве Д. Соколова-Митрича.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Систематизировать языковые средства выражения оценки в идиостиле писателя;
2. Описать авторские предпочтения в употреблении средств выражения оценочных значений на лексико-фразеологическом и морфологическом уровне;
3. Показать типы оценочности, представленные в поэтическом языке Д. Соколова-Митрича;
4. Определить общий аксиологический тон прозаических произведений Д. Соколова-Митрича, выявить соотношение положительных и отрицательных оттенков оценочных значений;
Оценка реализуется в прозе Д. Соколова-Митрича средствами лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического уровней языка и в их взаимодействии, в тексте; положительное оценивание преобладает на всех языковых уровнях, что составляет характерную черту идиостиля поэта.
Материалом исследования являются текст Д. Соколова-Митрича «Моя психотравма».
Оценка всегда принадлежит какому-то лицу, субъекту, индивидуальному или коллективному. Субъект оценки может обнаруживаться во вводных компонентах (на мой взгляд, по-твоему) и другими способами, может быть, не названными, но ясными из языковой ситуации. Даже когда говорящий оценивает своё действие, он судит о действии с точки зрения общественного мнения. Таким образом категория оценки зависит от говорящего субъекта, который оценивает окружающие предметы и явления с позиции своего возраста, социального статуса, интеллектуального развития, эмоционального состояния. В круг объектов оценки входит всё, что включено в сферу человеческой жизнедеятельности (предметы, события, явления), в том числе и сам человек. Объект входит в оценочное поле, если он может быть включён в класс сравнения [2, с.158].
Обращение к творчеству Д. Соколова-Митрича и изучение его сквозь призму оценки продиктовано, с одной стороны, интересом к его оценке человеческих характеров, с другой стороны, интересом к личности Д. Соколова-Митрича.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Оценочные средства являются важнейшей составляющей языка и стиля художественной литературы, являются отражением в художественном мышлении и поэтическом языке, в своеобразной поэтической «картине мира».
В ходе исследования в тексте Д. Соколова-Митрича «Моя психотравма» на лексическом и морфологическом уровнях языка выявлены индивидуально-авторские особенности передачи ценностного отношения.
В текстах Д. Соколова-Митрича оценка содержится в семантической структуре слова.
В результате исследования нами было установлено, что в языке прозы Д. Соколова-Митрича положительная оценка преобладают в количественном отношении над отрицательной на всех языковых уровнях.
В исследовании выявлены продуктивные для текста Д. Соколова-Митрича средства языка, выполняющие аксиологическую функцию на каждом языковом уровне.
В произведениях Д. Соколова-Митрича преобладает признаковая и глагольная оценочная лексика.
Д. Соколов-Митрич активно употребляет в произведениях оценочные фразеологизмы.
Нейтральные с точки зрения оценки слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, переходят в разряд оценочных слов.
Префиксальное оценочное словообразование осуществляется посредством приставок не-, без- (бес-), раз-, (рас-). С помощью приставки не — осуществляется движение слова по оценочной шкале по направлению «от положительного к отрицательному».
Такой способ оценочного словообразования в поэзии Д. Соколова-Митрича является продуктивным. Вопреки такому вектору, направленному к отрицательному оценочному полюсу, сохраняется общий позитивный тон в тексту
Среди синтетических средств выражения оценки на морфологическом уровне оценочные компаративы представляют наиболее продуктивную группу. В группе аналитических форм предпочтение автора отдано оценочнымсуперлативам.
Взаимодействие разноуровневых оценочных средств осуществляется в сложном синтаксическом целом, тем самым открывает аксиологические возможности средств языка в речевой реализации.
Безоценочные высказывания, употреблённые в определённом контексте, помогают говорящему выразить положительное или отрицательное отношение к конкретной ситуации. Более того, в контексте со словом происходят оценочные трансформации.
В контексте ярко проявляется ирония как характерный оценочный приём для идиостиля Д. Соколова-Митрича.
Часто экспрессию и оценочность в художественных произведениях создают окказионализмы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ВЫРАЖЕНИЕ ОЦЕНКИ НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

1.1. Оценочные функции слова

Семантика оценки включает средства разных уровней, которые реализуются в предложении и в тексте. Оценочные средства других уровней функционируют с опорой на лексические значения слов.
Язык представляет собой сложную многоуровневую систему элементов: звуковой и смысловой стороны языка, слов, морфем, сочетаний слов и предложений. Минимальной самостоятельной единицей, имеющей собственное значение, является слово. Аспекты исследования слов взаимосвязаны, но при анализе всегда приходится отвлекаться от некоторых сторон изучаемого объекта, сосредоточивая внимание на его определённых свойствах [3, с. 264].
В основе работы лежит принцип уровневой организации средств выражения оценки. Однако системная организация языка определяет сложность чёткого разграничения языковых средств по уровням.
За основную единицу лексико-фразеологического уровня мы принимаем слово и фразеологизм в их начальной (словарной) форме, не останавливаясь на их синтаксических функциях.
Лексика в системе языковых уровней поэтического текста занимает особое место, так как единицы лексического уровня — это основное средство и текстостроения, и смыслообразования, и смысловыражения. Слово формирует на основе той или иной части картины мира особый, сложнейший мир эмоций, мыслей и духовных ценностей человека.
Для русской поэзии более характерны «лексические тексты» [3, с. 264] — тексты с нормально развитым и основательно организованным языковым пространством, в строении которого единицы лексического уровня занимают одну из центральных позиций как в смыслообразовании, так и в смысловыражении. В произведениях Д. Соколова-Митрича слова с оценочными семами употребляются и в номинативной функции: Очередное злодеяние действует по законам ядерного взрыва: основные жертвы и разрушения – не в точке удара; испытывал преступное чувство радости; Дьявольский замысел.
Слова в художественном произведении, кроме номинативной и оценочной функций, реализуют эстетическую функцию, то есть, вступая в сочетание с иными словами, они не только воздействуют друг на друга, но ещё и рождают образность — качество, не всегда обязательное для нашей повседневной речи [4, с. 67].
Различают функциональную, коннотативную и прагматическую оценочность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы