Курсовая с практикой на тему Лексические средства характеризации атмосферы А.И. Куприным (произведения по выбору) и возможность использования результатов исследования преподавателем русского языка в школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.Теоретические аспекты исследования. 5
1.1. Анализ лексики. 5
1.2. Особенности развития слов в лексике языка. 9
Глава 2. Анализ лексических средства
характеризации атмосферы А.И. Куприным.. 12
2.1. Анализ концепта «атмосфера» на примере концепта
«воздух». 12
2.2. Анализ ключевых слов, репрезентирующих понятие"
воздух " в произведениях Куприна. 16
Глава 3. Использование лексических средств
преподавателем русского языка в школе. 18
3.1 Особенности преподавания лексики в курсе русского
языка в современной общеобразовательной школе. 18
3.2
Методические разработки для лучшего усвоения раздела в старших классах 22
Заключение. 26
Список использованной литературы.. 28
Введение:
Для слов характерна фонетическая оформленность. Слово представляет собой
звучание, которое состоит как минимум из одной фонемы.
Семантическая валентность- свойство слова семантически сочетаться с
кругом других слов. Любое слово- это не просто звучание, но и то или иное
значение.
Лексико-грамматическая отнесенность — также отличительный признак слова. Морфемы,
существуя в качестве далее не членимого значимого целого в слове, не имеют
лексико-грамматической отнесенности. Наиболее близки к морфемам служебные
слова, они не имеют графической оформленности, но предстают перед нами как
несомненные слова.
Объектом исследования выступает концепт «атмосфера»,
в качестве предмета исследования рассматриваются репрезентации названного
концепта в произведении А.И. Куприна.
Цель исследования состоит в том, чтобы
выявить качественную и количественную специфику функционирования лексических
средств характеризации атмосферы А.И. Куприным (произведения по выбору) и
возможность использования результатов исследования преподавателем русского
языка в школе.
Основные задачи
работы определяются поставленной целью. В их число входит:
1) выработка теоретических подходов к рассмотрению
концепта;
2) сбор материала для исследования;
3) определение специфики и места концепта
«атмосфера»;
4) анализ учебного материала по русскому языку;
Методы и приемы исследования: наблюдение и описание,
сопоставительный анализ, количественный анализ.
Теоретическая
значимость и практическая ценность: полученные результаты могут быть использованы как в
практике преподавания русского языка в школе, так и в вузовских курсах и
спецкурсах по методике преподавания русского языка в школе.
Материалом для
исследования послужили
данные, полученные путем сравнительного анализа сочинений школьников пятых и
десятых классов.
Структура работы: работа
состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Изучен ие лексики и фр азеологии зн ачительн о пополн яет зн ан ия
школьн иков о р усском языке. Учащиеся позн акомятся с одн ой из осн овн ых един иц
языка — словом, а также фр азеологизмом,
обладающим лексическими и гр амматическими
зн ачен иями, а также с тем, что слово и
фр азеологизм р азн ыми отн ошен иями связан ы с др угими един ицами
языка. Школьн ики узн ают об источн иках пополн ен ия словар н ого и фр азеологического запаса языка, о
член ен ии лексики по тер р итор иальн ому и социальн ому пр изн акам.
Учен ики получат сведен ия о том, что слова и фр азеологизмы в языке н е отделен ы др уг от др уга,
а объедин ен ы в гр уппы. Изучен ие
лексики и фр азеологии
показывает богатство словар н ого и фр азеологического запаса р усского языка.
Как
считает методист М.Т. Бар ан ов, особое вн иман ие в изучен ии
лексики имеет р азвитие
у школьн иков
лексико-семан тического
взгляда н а слово.
Лексико-семан тический
взгляд н а слово пр оявляется в умен ии учащихся выделять в слове
лексическое зн ачен ие и устан авливать смысловые связи дан н ого слова с др угими
словами. Эти умен ия
специальн о р азвиваются пр и изучен ии лексики и закр епляются пр и изучен ии н елексического матер иала, а также н а
ур оках р азвития р ечи учащихся.
Р еализация позн авательн о-эстетической задачи во мн огом также опир ается н а зн ан ие
школьн иками свойств
слов и фр азеологизмов,
способн ых иметь, н ар яду с н омин ативн ыми, добавочн ые
зн ачен ия и обладающих фун кцион альн о-стилистическими
особен н остями.
Изучен ие лексики в зн ачительн ой мер е способствует патр иотическому воспитан ию учащихся, обеспечивает условия для р азвития их мышлен ия, воспитывает у школьн иков любовь к р одн ому языку, фор мир ует у детей стр емлен ие овладеть словар н ым запасом р усского языка.
Методист
Бар ан ов М.Т. отмечает, что «пр актические цели изучен ия лексики и фр азеологии — фор мир ован ие
учебн о-языковых
лексикологических и фр азеологических
умен ий — способствуют
создан ию пр едпосылок для р аботы по р усскому языку в р азличн ых н апр авлен иях: по ор фогр афии и гр амматике, по обогащен ию словар н ого запаса учащихся».
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретические аспекты
исследования 1.1. Анализ лексики
Непроницаемость слова характерна для всех слов: внутрь слов нельзя
вставить ни слово, ни сочетание (исключение: никто — ни о ком, кое-кто, кое у
кого и т.д.).
Можно выделить следующие основные типы лексических значений русских слов.
Полнозначные слова — обозначают различные явления объективной
действительности (предметов, действий, признаков), с грамматической точки
зрения это существительные, глаголы, прилагательные, числительные, причастия,
деепричастия, наречия, слова категории состояния, модальные слова и местоимения
.
Эти слова, выступая в качестве лексической единицы, всегда называют явления
объективной действительности [Волков 2002:
18].
Таким образом, соотнесенность слова с каким-либо явлением объективной
действительности, исторически закрепленной в сознании говорящего, называют
лексическим значением слова.
В русском языке имеются 2 рода
полнозначных слов:
-немотивированные названия типа долото (буквально- то, чем долбят), жук
(по звуку );
-мотивированные названия типа ледокол,
Однозначные (моносемичные) слова — лексическое значение у них
единственное: подоконник, ветла, шея, чреватый.
Многозначные (полисемичные) слова — лексическое значение в слове наряду с
другим или другими лексическими значениями: знать, корень, глухой, вода и т.д.
Когнитивная лингвистика – одна из новых когнитивных наук, объектом
исследования которых является природа и сущность знания и познания, результаты
восприятия действительности и познавательной деятельности человека, накопленных
в виде осмысленной и приведенной в определенную систему информации.
Главными направлениями деятельности выдающего русского лингвиста были
фонология и фонетика. Лев Владимирович продолжил исследования своего
наставника, Ивана Александровича, и ввёл в науку знакомое миру сегодня понятие
«фонемы» [Дьякова
2010: 46].