Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Лексическая репрезентация образа «Артек» в песенных текстах.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Средства репрезентации образа в песенных текстах 5
1.1 Понятие «образ» и средства создания образа 5
1.2 Особенности песенных текстов 7
Глава 2. Репрезентация образа «Артек» в песенных текстах 12
2.1 Эпитеты и прилагательные 12
2.2 Образные средства создания образа 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

 

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы работы определяется тем, что в современном русском языке значительное внимание уделяется вопросу выразительных средств в песенных текстах. Так как русский язык богат и многогранен, то знающий этот язык человек при помощи содержащихся в нем выразительных средств может найти выражение самым разным чувствам и дать оценку самым разным явлениям. С помощью средств русского языка также можно создать художественный образ. Это может быть образ человека, но может быть и образ неодушевленного объекта.
Лагерь «Артек» открыли в 1925 году у подножья горы Аю-Даг. Место под лагерь было выбрано как нельзя удачно. 80 первых артековцев жили у самого моря, в четырех брезентовых палатках. В первый год «Артек» за четыре летних смены принял 320 детей. 24 июля 1927 года в «Артеке» введена штатная должность отрядного вожатого.
Первые годы работы лагеря показали: надо было подумать о постоянных зданиях вместо палаток, которые совсем не оправдали себя. Днем жарко, ночью холодно. Особенно это стало ясно, когда однажды ночью разразилась буря с сильной грозой, разрушила палатки и перепугала детей.
С июня 1991 года «Артек» становится Международным детским центром, удачным опытом стала программа обменов со школами США. Эта программа стала для «Артека» первым опытом преодоления границ в образовании. В 1998 году по итогам Всероссийского конкурса лучших проектов в сфере международного сотрудничества в области образования конкурс в «Артеке» занял первое место и был признан ЮНЕСКО Проектом XXI века.
Интерес международного сообщества к «Артеку» растет с каждым годом – об этом говорят цифры последних лет: с 2014 по 2019 год российский «Артек» принял более 4000 иностранных детей из 80 стран, включая страны СНГ, Австрию, Аргентину, Бахрейн, Болгарию, Великобританию, Германию, Данию, Израиль, Испанию, Италию, Канаду, Катар, Китай, Латвию, Литву, Мексику, Монголию, Нидерланды, ОАЭ, Польшу, Сербию, Словению, Словакию, США, Турцию, Финляндию, Францию, Хорватию, Чехию, Швейцарию, Швецию, Эстонию, Южную Корею и т.д. [10].
В «Артеке» проводятся масштабные детские международные проекты: Международный конкурс молодых исполнителей «Детская новая волна», Национальный отборочный тур «Детское Евровидение», финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика», Международный конкурс «Я хочу в «Артек».
Цель исследования – провести анализ лексической репрезентации образа «Артек» в песенных текстах.
Объект исследования – выразительные средства языка.
Предмет исследования – выразительные средства создания образа лагеря «Артек».
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие «образ»;
2) выявить средства создания художественного образа;
3) изучить особенности песенных текстов;
4) провести анализ репрезентации образа «Артек» в песенных текстах.
Материал исследования: песни лагеря «Артек» в количестве 14 текстов. Всего известно песен: более 640 [8].
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

«Артек» был, есть и будет выражением детской мечты. Дети из разных стран всегда стремились в него попасть. Приоритет по межнациональному характеру лагеря остается, причем не только в силу традиции. Мир будущего – это мир без границ, точнее, поверх границ. «Артек» сознательно над этим работает. Дети должны жить в многонациональной, среде. В мире, отдельные части которого будут тесно соединены экономически и информационно. Такая позитивная идея привела к тому, что лагерь «Артек» стал настоящей легендой, ему посвящено сотни песен.
Песенные тексты должны быть яркими и поэтичными. Выразительные средства русского языка, такие, как эпитеты, метафоры, сравнения и многие другие, делают язык песни ярче, красочнее, порой убедительнее. В русском языке существует немало приемов усиления выразительности высказывания. Это фонетические средства, грамматические формы, морфологические формы, средства словообразования, лексические, фразеологические и синтаксические формы, которые функционируют в языке для эмоциональной интенсификации высказывания.
В песенных текстах об «Артеке» немало выразительных средств русского языка, создающих образ лагеря. Одно из самых распространенных лексических выразительных средств – это эпитет. Эпитет – это прямой способ показать отношение автора песни к тому, что он описывает, в то время как другие стилистические приемы, в том числе и образные, выявляют авторскую оценку лишь косвенно. Об эпитетах можно сказать то, что они все имеют положительную семантику, и подчеркивают как внешние преимущества «Артека», солнечную погоду, спокойное море, прекрасную природу, так и преимущества его дружеской атмосферы.
Часто используется и метафора. Она позволяет выразить отношение к лагерю «Артек». Если анализировать метафоры, то видно, что все они строятся на образах объектов, которые нравятся детям – это мечты, карнавал, праздник.
Высоко распространен прием олицетворения. Вся природа вокруг лагеря и сам лагерь «Артек» оживают в текстах песен.
В целом, можно прийти к заключению, что выразительные средства в песенных текстах выполняют эмоциональную, экспрессивно-усилительную, а иногда чисто изобразительную функцию. Выразительные средства делают язык песен более живым и образным, а поэтам (часто обычным вожатым) позволяют создать яркий образ лагеря «Артек».

 

Фрагмент текста работы:

 

Средства репрезентации образа в песенных текстах
1.1 Понятие «образ» и средства создания образа
Анализ словарных толкований слова «образ» показал, что у этого слова выделяется до девяти значений, но в рамках темы достаточно выделить у него значение «образ окружающего человека мира» [23].
Образ окружающего человека мира – совокупность субъективно окрашенных и ассоциативно связанных характеристик живых существ, а также неодушевленных предметов и явлений окружающего мира, формирующихся в сознании человека (группы лиц, поколения и т. д.) посредством восприятия, памяти и воображения и получающих отражение в языковых формах по аналогии с образом человека.
Слово образ как самостоятельная лексическая единица весьма редко используется в живой речи для номинации образа как целостного образования, поскольку «образ синтетичен, он создается комплексным восприятием действительности, в котором ведущими являются зрительные впечатления» [3, с. 32].
Слово образ употребляют в научных исследованиях по языкознанию, литературоведению, культурологии, эстетике, философии и т. д., где ему даются терминологические определения, отражающие специфику той или иной науки.
Определения понятия «художественный образ» противоречивы. Приведем в качестве примера рассуждения Е. Б. Борисовой, содержащиеся в ее докторской диссертации и относящиеся к разграничению представлений о художественном образе в литературоведении и лингвистике. При анализе содержания понятия «художественный образ» в литературоведении и лингвистике, по мнению Е. Б. Борисовой, становится очевидным, что «в фокусе внимания литературоведов находится, в основном, содержательная сторона художественного произведения, в то время как для лингвистов при рассмотрении этой категории наиболее важной оказывается система языковых средств, т. е. форма. Не существует методики анализа художественного образа, которая опиралась бы на определенную систему категорий и объединяла оба подхода… Однако объект лингвистического анализа несколько шире, чем объект литературоведческого анализа, так как он включает всякое произведение речи, а не только художественное, и изучает текст как комбинацию всех языковых элементов, из взаимодействия которых складывается этот текст. Таким образом, лингвистический анализ применим к текстам всех функциональных стилей, в то время как литературоведческий анализ может проводиться только на материале произведений словесно-художественного творчества» [7, с. 3].
В реальной действительности представления об образе человека и окружающего его мира складываются в сознании носителей языка постепенно, по мере познания отдельных черт образа. Эти черты откладываются в памяти, дорисовываются воображением, субъективно окрашиваются и на словесном уровне выступают как набор характеристик образа.
Признаки образа актуализируются в текстах в виде его частных характеристик, выступающих как результат восприятия, памяти и воображения.
Словесный художественный образ связан с понятием художественная литература как область искусства слова. Образность – это свойство слов, сочетаний слов, высказываний, текста характеризовать объект ярко, живо, вызывая представления, определенные ассоциации о тех или иных частных характеристиках какого-либо объекта. Образный текст, образная речь, образное высказывание – это речевые произведения, в которых это свойство языковых единиц реализовано [24].
Характеристика неодушевленных предметов может касаться их отдельных черт, обрисованных образно и художественно, а может быть развернута в целостный художественный образ.
Анализируя текст, можно, следовательно, делать акцент на имеющихся в нем чертах образности и художественности и языковых средствах их выражения, а можно поставить цель охарактеризовать целостный художественный образ или образы как совокупность характеристик объекта.
Художественный образ (в лингвистике) – это результат творческого отражения действительности и творческой деятельности в области словесного искусства. Художественный образ формируется в рамках художественного текста как объединяющего особенности различных стилевых разновидностей литературной формы общенародного языка и его нелитературных форм с опорой на изобразительно-выразительные ресурсы (тропы, перифразы, аллегория, стилистические фигуры, риторические единицы, различные приемы языковой игры и т. д.) всех уровней языка (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический, семантический). Эти ресурсы используются с целью украшения речи, придания ей эстетичности, выразительности, эмоциональности и других качеств, способствующих усилению функции образа.
Степень образности и художественности отдельных единиц текста или целостного образа зависит от степени владения человеком ресурсами родного языка, речевым мастерством, от знания им окружающего мира, человеческой природы, а также от развитости у него восприятия, памяти и воображения.

1.2 Особенности песенных текстов
Песня всегда играла огромную роль в жизни людей, сопровождая их с момента зарождения человечества и являясь одним из древнейших видов искусства. Значение песни в современном мире огромно. Она используется для пробуждения определенных эмоций, в терапевтических целях, а также в сочетании с другими формами искусства (например, танцем). Песня может быть психологическим стимулятором и средством эмоционально-оценочной коммуникации. Этот музыкальный жанр способен влиять на эмоциональную сферу человека, являясь фактически отражением чувств, которые возникли у автора песенного произведения по поводу тех или иных явлений и событий. Песня успешно устанавливает контакт с подсознательным, которое обладает для человека не меньшей значимостью, чем сфера интеллекта.
Песенный текст, как любой текст вообще, можно охарактеризовать как объединенную смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. Текст песни как поэтический текст отличается повышенными признаками упорядоченности, его элементы находятся в определенной иерархии. Песня — это органическое целое, где элементы языка вступают в сложную систему отношений и противопоставлений, где каждый элемент реализуется в отношении к другим элементам и к структурному целому всего текста [13, с. 386].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы