Курсовая с практикой на тему Легитимность и легальность государственной власти.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика государственной власти 5
1.1. Государственная власть: понятие и признаки 5
1.2. Понятие и виды легитимности государственной власти 9
Глава 2 Особенности легальности и легитимности государственной власти 17
2.1. Законность и официальность государственно-властной деятельности 17
2.2. Легитимность власти президента РФ – как главы государственной власти 19
Заключение 26
Список использованных источников 29
Введение:
Легитимность и легальность государственной власти – близкие по значению термины, которые, тем не менее, имеют различный смысл. Легитимность – это одобрение государственной власти, легальность – это соответствие государственной власти законам.
Термин «легитимность» относится, скорее, к социологии, психологии и некоторым другим общественным наукам; «легальность» — это, прежде всего, юридический термин.
Если о легитимности можно рассуждать и приводить те или иные точки зрения, то легальность имеет чёткие границы: соответствует / не соответствует.
Понятие «легитимность» рассматривается, чаще всего, в связи с государственной властью, поскольку это залог успешного управления государством. Легальность может быть соотнесена и с другими видами власти, а также и не только с властью.
При этом: — легитимная государственная власть может быть нелегальной (национально-освободительные движения в колониальных странах); — легальная государственная власть может быть нелегитимной (это состояние предшествует всем революциям); — государственная власть может совмещать легальность и легитимность (состояние, соответствующее устойчивым общественным отношениям). Процессы обеспечения легитимности и легальности различны.
Придание государственной власти легитимности называется легитимацией и происходит, прежде всего, в области идей, пропаганды, информации. Легальность обеспечивается принятием соответствующих законов и их исполнением. Потеря легитимности и легальности также происходит по-разному. Делегитимация (кризис легитимности) вызывается разочарованием населения в государственной власти и может повлечь за собой смену верховного руководства и даже государственного устройства. И последствия такой смены (для верховного руководства) зачастую невозможно устранить.
Потеря легальности – более редкий случай, чаще всего, является следствием потери легитимности. Можно устранить, не меняя государственного строя, хотя внесение поправок в законодательство может привести к «революции сверху».
Целью данного исследования является: анализ и оценка имеющихся видов власти, определение и уточнение содержания отличительных признаков государственной власти, легальность и легитимность государственной власти.
Задачи, поставленные, для решения обозначенной цели:
• Исследовать понятие и признаки государственной власти;
• Рассмотрение понятия и видов легитимности государственной власти;
• Проанализировать законность и официальность государственно-властной деятельности ;
• Рассмотрение легитимности власти президента РФ – как главы государственной власти.
Предметом изучения данной работы служат общественные отношения, возникающие в сфере государственной власти по легальности и легитимности.
Объектом исследования являются нормы, регулирующие общественные отношения в данной области, то есть непосредственно нормативно – правовые акты, кодексы, акты высших государственных органов.
Для написания данной работы использованы работы Алексеева С.С., Нерсисянца В.С., Чиркина В.С., и других авторов, в том числе публикации в периодических изданиях.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
В широком смысле легитимность — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.
Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.
Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.
Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.
Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация — насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т.е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».
Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная — на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.
В результате рассмотрения различных подходов к понятиям легальности и легитимности публичной политической власти автор приходит к выводу о необходимости учета конкретного политического и правового контекста при выдвижении суждений о легальности и легитимности публичной политической власти, реализуемой в государстве на определенном этапе его развития.
При этом, если в случае с характеристикой легальности публичной политической власти возможности для принятия иных критериев, кроме соответствия такой власти позитивному порядку в рамках конкретно-определенной правовой системы, не усматривается, то при рассмотрении легитимности публичной политической власти существует дискреция в выборе критериев (порядка легитимации), соответствие которым позволяет утверждать легитимный характер публичной политической власти — такими критериями, по мнению автора, могут являться признание легитимируемого объекта населением или компетентными органами; соответствие легитимируемого порядка позитивному закону; соответствие легитимируемого порядка порядку более высокого уровня.
Понятия легальности и легитимности все чаще используются при определении качеств институтов публичной политической власти в непосредственной связи с указанием на персональные характеристики лиц, замещающих соответствующие должности. При этом в литературе зачастую приводятся совершенно необоснованные позиции относительно легальности и легитимности того или иного публично-властного института. В отсутствие каких-либо разъяснений, содержащих критерии, используемые для выводов о наличии легальной и легитимной характеристики у публичной политической власти соответствующего государства, допускается не только приведение немотивированных суждений, но также и подмена понятий, что абсолютно не способствует всестороннему и корректному рассмотрению политической и правовой проблематики функционирования публично-властных институтов.
В то же время устоявшиеся подходы к определению содержания понятий легальности и легитимности различны как в общественных науках — юриспруденции и социологии, так и рамках отдельных концепций приведенных научных сфер, что также свидетельствует о необходимости сопровождения соответствующих выводов максимально подробными пояснениями и комментариями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Общая характеристика государственной власти
1.1. Государственная власть: понятие и признаки
Содержание концепции государственной власти напрямую зависит от методологической логической основы, ее анализа и, прежде всего, от сущности феномена власти. Поэтому понятие власти как социального явления ученые считают причиной в рассмотрении любых государственно-правовых явлений» [2, с.88].
Вообще, понятие власти — неоднозначное и является объектом рассмотрения и изучения учеными разных отраслей, как юридической науки, так и в сферах философии, социологии, политологии. В социологии речь идет об общественной власти, философии — «о власти над объективными законами общества», в юриспруденции — прежде всего о государственной власти. Так, в самом общем виде «власть — это способность и возможность регулировать деятельность людей, оказывая влияние на их интересы». В зависимости от объекта регулирования власть можно разделить на:
— политическую, экономическую, идеологическую;
— в зависимости от субъекта реализации власти — на государственную власть и самоуправления;
— в зависимости от механизма реализации и организации — демократического и диктатуру;
— по сфере применения — на экономическую, государственную и т.д. [4, с.31].
Государственная власть — это «организация и осуществление политической власти в РФ государством, его органами и должностными лицами в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией и законами РФ».
В. Аверьянов отмечает, что государственная власть является способностью «государства принимать обязательные решения и добиваться их выполнения». С целью изучения феномена власти и определения авторской дефиниции государственной власти целесообразно ознакомиться с мнениями ведущих ученых в области государственного управления относительно признаков государственной власти [6, с.142].
Сущностными признаками, присущими государственной власти, по мнению В.Аверьянова являются:
1) властно-волевой характер;
2) набор средств, с помощью которых осуществляется влияние на поведение людей и социальные группы;
3) наличие государственного механизма (аппарат управления и аппарат принуждения);
4) легитимность (признание государственной власти правомерной решать и управлять общественными делами, как со стороны населения государства, так и со стороны международного сообщества);
5) легальность («законность и официальность государственно-властной деятельности»);
6) управленческие функции [1, с.865].
Д.Н. Бахрах отмечает, что государственная власть является разновидностью социальной власти, которая имеет следующие характерные признаки: является средством социального управления; представляет собой отношения между людьми, их организациями; эти отношения обеспечивают проявления и доминирование властной воли; осуществляется с помощью определенных видов, средств и методов воздействия [5, с.42].
Итак, можно сделать вывод, что государственная власть понимается учеными как «волевые отношения», «государственно-властные полномочия», «определенная организация, которая обеспечивает жизнедеятельность общества». Конечно, каждый из подходов к определению государственной власти имеет право на свое существование, и объясняется это, прежде всего фактом, что феномен государственной власти — достаточно сложное и нестабильное явление, которое требует постоянного исследования и совершенствования.
Верховная власть — это главенствующая власть в государстве, которая принадлежит высшим его органам и является основой их полномочий. Власть государства становится верховной, т. е. суверенной в отношении всех лиц и организаций внутри страны, а также в отношении к другим государствам становится автономной и независимой. Данная власть является высшей, самой главной и господствующей, которая разделяет народ на правительство и подчиненных.
Верховная власть в государстве — единая. Это понятие исходит из понятия о государстве как едином целом. При наличии двух волеизъявлений, противоречащих друг другу, каждое будет принадлежать не единому государству, а только его части, а это значит, что каждая часть будет определять отдельное государство.
Подобное случается в сложных государственных строях, когда верховная власть распределяется между отдельными областями и единым союзом. В случае, если отличные, но зависящие друг от друга воли объединяются соглашением, то последнее и будет являться верховной волей. В таком случае совокупность органов обладает верховной властью.
Государственная власть, организованная должным образом, для реализации своих функций всегда обладает объединенными задачами, целями и направлениями работы, которые полагаются на задачи и цели, имеющиеся перед державой и живущем в ней населением.
Также единство государственной власти выражается еще и наличием единого источника в качестве главенствующей группы общества, интересы и волю которых она в первую очередь выражает. Для достижения данных задач и целей требуется единство и согласованность всех органов и звеньев системы государственной власти и их координации.