Курсовая с практикой на тему Лечебная физкультура, реабилитации пациентов с заболеваниями органов дыхательной системы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Теоретические аспекты изучения здоровья и ЛФК в системе
медицинской реабилитации.. 7
1.1 Сущность
и определение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». 7
1.2 Сущность и определение лечебной физкультуры.. 12
1.3 Роль и
место лечебной физкультуры в системе медицинской реабилитации. 14
2 Основы методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания 23
2.1 Анализ заболеваний дыхательной системы и их предупреждение. 23
2.2 Лечебная
физкультура при заболеваниях органов дыхательной системы.. 27
Заключение. 30
Список используемой литературы.. 33
Введение:
Актуальность работы. Дыхательная
система человека состоит из путей, которые проводят воздух, сюда входят
полость, гортань, трахея и бронхи и легкие. Процессы дыхания регулируются
центральной нервной системой. Парный дыхательный центр состоит из центра вдоха
и центра выдоха.
ЛФК
может помочь в нормализации дыхательной функции при хронических заболеваниях
дыхательной системы.
Лечебная физическая культура – это лечебная физкультура, в
основе которой комплексные упражнения для восстановления, поддержания и
профилактики травм и заболеваний.
Физическая реабилитация – это система использования
физических упражнений и природных факторов в комплексном процессе
восстановления здоровья, физического состояния, трудоспособности больных,
инвалидов, а также других категорий населения.
Задачи реабилитации существенно меняются в зависимости от
состояния больного человека. Одним из них показана медицинская, в том числе и
физическая реабилитация, а другим в совокупности с медицинской и физической
реабилитацией необходима профессионально – социальная реабилитация.
Лечебная
физическая культура ставит перед собой следующие задачи:
1)
улучшение дыхательной функции;
2)
укрепление дыхательной мускулатуры;
3)
увеличение экскурсии грудной клетки и диафрагмы
Существуют
противопоказания к назначению лечебной гимнастики, поэтому перед началом
занятия необходимо получить разрешение у лечащего врача:
1)
острая стадия болезни;
2)
новообразования легких;
3)
острые воспаления;
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что дыхание – это
жизненно важная функция человеческого организма.
Дыхание — это процесс в результате, которого организм
поглощает кислород, так необходимый для жизнедеятельности и выделяет углекислый
газ. Функцию дыхания в организме выполняет дыхательная система.
Дыхательная система – это совокупность органов в организме
человека, которые выполняют дыхательную функцию
Заболевания дыхательной системы делятся на заболевания
верхних и нижних дыхательных путей. К заболеваниям нижних относятся ринит,
фарингит, синусит, аденоидит, тонзиллит, ларингит. Вызывают их чаще всего
вирусы или бактерии.
Специальные
упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной
клетки и диафрагмы, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких,
совершенствуют механизм дыхания и. координации дыхания и движений.
Например,
толчкообразный выдох и дренажные исходные положения способствуют выведению из
дыхательных путей скопившейся мокроты и гноя.
При
снижении эластичности легочной ткани для улучшения легочной вентиляции
применяются упражнения с удлиненным выдохом и способствующие увеличению
подвижности грудной клетки и диафрагмы.
Физические
упражнения могут способствовать нормализации нарушенной дыхательной функции.
Путем
произвольного управления всеми доступными компонентами дыхательного акта
достигаются полное равно — мерное дыхание, должное соотношение вдоха и выдоха и
акцент на выдохе, необходимая глубина дыхания, полноценное расправление и
равномерная вентиляция легких.
Постепенно
формируется произвольно управляемый полноценный дыхательный акт, закрепляющийся
в процессе систематической тренировки по механизму образования условных
рефлексов. Нормализация газообмена при этом происходит в результате воздействия
не только на внешнее, но и на тканевое.
При
заболевании легких страдает не только дыхательная система, но и сердечно-сосудистая.
Занимаясь лечебной физической культурой, можно привести в норму кровообращение.
Подобные
упражнения положительно действуют на динамику нервных процессов в коре больших
полушарий головного мозга, а также на адаптацию организма к физическим
нагрузкам.
Больше
других применяются упражнения в произвольном замедлении частоты дыхания, что
уменьшает скорость движения воздуха и снижает сопротивление его прохождению
через дыхательные пути.
Учащение
дыхания увеличивает скорость движения воздуха, но при этом увеличивается
сопротивление и напряжение дыхательных мышц.
При
показаниях к усилению вдоха или выдоха следует во время выполнения дыхательных
упражнений произвольно изменять соотношение по времени между вдохом и выдохом
(так, при усилении выдоха — увеличивать его продолжительность).
При
лечебном применении дыхательных упражнений важно учитывать ряд закономерностей.
Обычный выдох осуществляется при расслаблении мышц, производящих вдох, под
действием силы тяжести грудной клетки.
Замедленный
выдох происходит при динамической уступающей работе данных мышц. Выведение
воздуха из легких в этих случаях обеспечивается обычно за счет эластических сил
легочной ткани.
Форсированный
выдох осуществляется при сокращении мышц, которые производят выдох. Усиление
выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук,
сгибанием туловища, подъемом ног вперед и т. д. При помощи дыхательных
упражнений можно произвольно изменять частоту дыхания.
Обычно
применяют упражнения в произвольном замедлении частоты дыхания, они уменьшают
скорость движения воздуха и снижают сопротивление его прохождению через
дыхательные пути.
Учащение
дыхания увеличивает скорость движения воздуха, однако, при этом увеличивается
сопротивление и напряжение дыхательных мышц. При показаниях к усилению вдоха
либо выдоха необходимо во время выполнения дыхательных упражнений произвольно
изменять соотношение по времени между вдохом и выдохом (при усилении выдоха —
увеличивать его продолжительность).
Лечебная
физическая культура противопоказана в острой стадии большинства заболеваний,
при тяжелом течении хронических заболеваний, при злокачественных опухолях.
Лечебная физическая
культура противопоказана в острой стадии большинства заболеваний, при тяжелом
течении хронических за
Фрагмент текста работы:
1
Теоретические аспекты изучения здоровья и ЛФК в системе медицинской
реабилитации
1.1 Сущность
и определение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» Многие
современные ученые определяют термин «здоровье» как способность человека к
оптимальному физиологическому, социальному и психологическому функционированию.
Встречаются определения, в которых подчеркивается роль сознания человека,
энергетических показателей выносливости и силы, параметров информационного
потока.
Анализируя работы таких ученых, как Амосов Н. М., Дубовский
В. И., Казначеев В. П., Сухомлинский В. А. и пр. можно говорить о том, что
здоровье является важнейшим составляющим человеческого организма. Сухомлинский
В. А. утверждал, что детское здоровье является важнейшим трудом воспитателя. От
бодрости и жизнерадостности ребенка зависят его духовная жизнь, умственное
развитие, мировоззрение, уверенность в себе, прочность знаний.
По
определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье является
состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней либо физических дефектов»[1].
Брехман
И. И. полагает, что здоровье является «способностью человека сохранять
соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений качественных
и количественных параметров триединого потока сенсорной, структурной и
вербальной информации»[2].
Чернявская
Е. А. полагает, что здоровье является «динамическим состоянием физического,
социального и духовного благополучия, которое обеспечивает полноценное
выполнение человеком трудовых, биологических и психических функций при
максимальной продолжительности жизни»[3].
Казначеев В. П. подчеркивал, что здоровье является процессом
(динамическим состоянием) развития и сохранения биологических, психических и
физиологических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при
максимальной активности жизни[4].
Профессоры Давиденко Д. Н. и Петленко В. П. утверждают, что
сегодня известно порядка ста определений понятия «здоровье». Обобщив их,
исследователи пришли к выводу, что человеческое здоровье является качеством
приспособления организма к условиям внешней среды и итогом процесса
взаимодействия человека со средой обитания.
В настоящий период времени выделяют несколько основных
составляющих здоровья: соматическое здоровье – состояние органов и систем
органов человеческого организма в настоящее время; физическое здоровье –
уровень развития функциональных возможностей всех органов и систем организма.
Основа физического здоровья заключается в функциональных и
морфологических резервах тканей, клеток, органов и систем органов, которые
обеспечивают приспособление организма к воздействию разнообразных внутренних и
внешних факторов; психическое здоровье является состоянием психической сферы
человека.
Основа психического здоровья заключается в состоянии общего
душевного комфорта, обеспечивающего адекватную регуляцию его поведения;
нравственное здоровье является совокупностью характеристик
потребностно-информационной и мотивационной основы жизнедеятельности.
Основа нравственного здоровья каждого человека заключается в
системе ценностей, мотивов и установок поведения в социальной среде[5].
Важно подчеркнуть, что в каждой трактовке анализируемого
определения отмечается отношение к здоровью, как к динамическому процессу и
существование возможности целенаправленно управлять данным процессом[6].
Следующее
важное понятие нашего исследования – понятие образа жизни. Образ жизни
является биосоциальной категорией, которая интегрирует представления об
определенном типе жизнедеятельности человека и характеризуется его бытом,
трудовым процессом, правилами общественного и индивидуального поведения, формой
удовлетворения духовных и материальных потребностей. То есть образ жизни
является «лицом» индивида, которое отражает в то же время уровень общественного
прогресса[7].
Термин «здоровый образ жизни» появился и стал применяться в
1989 г. Автором этого термина считают профессора-фармаколога Израиля Берхмана
И. И. Он первым среди медиков выдвинул концепцию здорового образа жизни.
Доклады, с которыми он выступал по данному вопросу на разнообразных
конференциях, у слушателей пользовались большим успехом. В настоящий период
времени идеи Брехмана о полноценном сне, сбалансированном и рациональном
питании, пользе движения и свежего воздуха известны каждому[8].
Термин
«здоровый образ жизни» используется все чаще, однако по-прежнему является
спорным. Самое простое определение здорового образа жизни звучит так: «Это все,
что в деятельности и поведении человека благотворно влияет на его здоровье».
Однако,
сюда необходимо включить все позитивные для здоровья стороны, то есть аспекты,
виды социальной, трудовой, образовательной, интеллектуальной, медицинской и
физической активностях, которые действуют на благо общественного и
индивидуального здоровья.
Так как определение «деятельность»
довольно обширно и каждый вид деятельности может воздействовать на здоровье [1] Всемирная
организация здоровья: [Электрон. ресурс]: – Режим доступа URL: http://www.who.int/publications/ru
(дата обращения 31.03.2021). — С. 2. [2] Попов С. В.
Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников): учебник / С.
В. Сычев. – СПб: Союз, 2016. – 253 с. – С. 7. [3] Чернявская Е. А.
Проблемы здоровья школьников и пути их решения в условиях современной школы /
Е.А. Чернявская // Гуманитарные и социально- экономические науки. – 2014. – №5
– С.13. [4] Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии:
школьник и компьютер:1-4 классы. – МВАКО, 2013. – 304 с. – С. 59. [5] Основы здорового образа жизни человека: [Электронный
ресурс]: – Режим доступа URL:
http://www.ns-sport.ru/osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-cheloveka-page-1.html (дата обращения 31.03.2021).
— С. 3-4. [6] Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии:
школьник и компьютер:1-4 классы. – МВАКО, 2013. – 304 с. – С. 59-60. [7] Попов С. В.
Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников): учебник / С.
В. Сычев. – СПб: Союз, 2016. – 253 с. – С. 10. [8] Здоровый образ жизни: откуда что берется: [Электронный
ресурс]: – Режим доступа URL:
http://medportal.ru/budzdorova/final/1509/.
(дата
обращения 31.03.2021). – С.3.