Курсовая с практикой на тему Квотирование экспортных операций в России и зарубежных странах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа квотирования экспортных операций в России и зарубежных странах 5
1.1. Сущность понятия и формы экспортных операций 5
1.2. Методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 6
1.3. Квотирование экспортных операций: понятие, нормативно-правовая база и роль в развитии внешнеэкономической деятельности 11
2. Анализ квотирования экспортных операций в России и зарубежных странах 14
2.1. Практика и проблемы квотирования экспортных операций в России 14
2.2. Оценка эффективности зарубежного опыта квотирования экспортных операций 16
2.3. Направления и перспективы развития квотирования экспортных операций 19
Глава 3. Будущее развитие экспортных операций в Российской Федерации и зарубежных странах 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Нетарифное регулирование охватывает множество разных мер, кроме таможенных пошлин, действующих в направлении импорта и экспорта товаров. Одновременно представляет, как средства финансового, технического, административного, кредитно-денежного, экологического регулирования, а также элементы инструментария, применяемого в других направлениях государственной политики.
В наше время торгово-политическая роль и экономическое значение мер нетарифного регулирования существенно возросли, произошло это в результате действия многих причин. В их числе значительное увеличение объема международной торговли и коренные изменения в ее товарной структуре, существенное усиление экономической роли внешней торговли в народном хозяйстве.
Почти все крупные государства успели оценить плюсы нетарифного регулирования, активно применяя их в личной политической деятельности. По решению специалистов ЮНКТАД, по совокупному размеру применяемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят Соединенные Штаты, Япония, Европейский Союз. Раз такие экономически значимые страны понимают всю потребность применения инструментов нетарифного регулирования, тогда можно сказать о их значительной эффективности. Основная задача внешнеторговой политической деятельности любой страны – гарантировать условия для результативного бизнеса в области внешней торговли.
Актуальность темы, состоит в том, что нетарифные средства внешнеторговой деятельности играют значительную роль в общем объеме регулирующих международную торговлю инструментов практически во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков.
Одна из форм нетарифного регулирования – это квотирование экспортных операций. Квотирование (применение экспортных и импортных квот) — одна из самых широко применяемых мер нетарифного регулирования, которая представляет собой количественное ограничение экспортируемой или импортируемой продукции. Квотирование является эффективным инструментом регулирования не только хозяйственной деятельности внутри страны, но и нередко используется для регулирования отношений между двумя или несколькими государствами, являясь эффективным методом политического воздействия.
Цель работы: рассмотреть практику квотирования экспортных операций в России и за рубежом. Задачи исследования:
— рассмотреть сущность понятия и формы экспортных операций,
— охарактеризовать методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности,
— описать особенности квотирования экспортных операций,
— проанализировать практику и проблемы квотирования экспортных операций в России,
— провести оценку эффективности зарубежного опыта квотирования экспортных операций,
— рассмотреть направления и перспективы развития квотирования экспортных операций.
Объект исследования: квотирование экспортных операций как форма нетарифного регулирования. Предмет: особенности квотирования экспортных операций в России и за рубежом.
При написании работы были изучены научные труды по теории внешнеэкономических отношений и экономической теории в целом, выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов, таких как Т.И. Алибегов, А.Н. Красавина, С.Р. Моисеев, Е.Е. Павлова и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В современных условиях, когда отдельные страны применяют экономические санкции против российской экономики, актуальным вопросом становится эффективность внешнеэкономической деятельности предприятий. Научно обоснованная оценка экспортного потенциала предприятий, регионов и страны в целом актуальна также в связи с формированием инновационной экономики, которая предполагает стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
Оценка экспортного потенциала позволяет оценить перспективы роста экспорта, возможность использования экспортных навыков для выхода на новые рынки, изучить тенденции расширения ассортимента продукции и номенклатуры экспорта. Для промышленных компаний, планирующих начать экспорт продукции на внешние рынки, оценка экспортного потенциала дает возможность изучить, достаточно ли у нее финансовых, производственных, трудовых и других видов ресурсов для начала продвижения своей продукции.
Экспортный потенциал региона это способность региональной экономической системы экспортировать имеющиеся или произведенные ресурсы и продукцию, конкурентоспособные на мировых рынках. По своей экономической сути экспортный потенциал российских регионов призван стать инструментом активизации существующих и потенциальных конкурентных преимуществ российской экономики в международном разделении труда, стать средством содействия стабильному и быстрому качественному экономическому росту нашей страны.
Важность и роль экспортного потенциала заключается в том, что он является ключевым показателем конкурентоспособности и подтверждает реальные конкурентные преимущества, а также является инструментом продвижения национальных интересов в рамках глобальной экономики. Современная специализация России в международном разделении труда базируется на поставках топливно-сырьевых ресурсов.
С одной стороны, это объективно отражает наличие и использование конкурентных преимуществ российской экономики и ее природно-ресурсной базы. С другой стороны, такая ситуация приводит к замедлению роста обрабатывающих отраслей и отставанию высокотехнологичных секторов национальной экономики, что является следствием так называемой «голландской болезни».
Российская экономика сегодня занимает шестое место в мире по номинальному ВВП с учетом ППС, обладая при этом самой большой территорией и самым большим в мире разнообразием минеральных ресурсов. Это свидетельствует о ресурсном потенциале российской экономики, который, к сожалению, используется в основном в виде экспорта сырой нефти и природного газа.
Ресурсная направленность российского экспорта не позволяет говорить о высокой эффективности российской внешней торговли, хотя следует признать, что природные ресурсы страны являются ее конкурентным преимуществом. Основной международной организацией, регулирующей международную торговлю, является Всемирная торговая организация. Предшественником Всемирной торговой организации, или ВТО, было Генеральное соглашение по тарифам и торговле, или ГАТТ. В своей деятельности ГАТТ руководствовалось следующими принципами: 1. Ведение торговли без дискриминации (правило наиболее благоприятствуемой нации — МПН).
Это правило подразумевает, что страны-члены устанавливают на взаимно поставляемые товары те же пошлины, что и на товары, поставляемые в любую третью страну. Данное положение допускает исключение в случае особых экономических (интеграционных) групп. На момент подписания ГАТТ в число исключений входили колонии, связанные с метрополией специальными соглашениями. Но затем мир изменился — теперь исключениями из РНБ являются интеграционные группировки (Европейский Союз и др.) и связанные с ними страны.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты анализа квотирования экспортных операций в России и зарубежных странах
1.1. Сущность понятия и формы экспортных операций
В мировой торговле экспорт — это процесс, посредством которого компании из одной страны продают свои товары и услуги компаниям или потребителям в другой стране. Обычный экспорт, которым обмениваются из одной страны в другую, включает энергию и природные ресурсы, сырье, такое как продукты питания или текстиль, и готовые потребительские товары, такие как электроника [13].
Производители и розничные торговцы, которые продают свою продукцию покупателям на зарубежных рынках, экспортируют ее. Экспорт — это один из способов, с помощью которого компании могут быстро расширить свой потенциальный рынок, увеличить доход и расширить свой бизнес.
Экспорт регулируется различными экспортными правилами, которые регулируют перемещение товаров, и вы можете столкнуться с существенными штрафами за нарушение этих правил.
Люди иногда удивляются тому, насколько широко применяется этот термин.
Экспорт – это любое перемещение товаров за пределы страны. Сюда входят предметы, отправленные обычной почтой или доставленные в самолете; документы, переданные по факсу; программное обеспечение или спецификации, загруженные из Интернета; и технологии, передаваемые по электронной почте или в телефонном разговоре [5].
Товар также считается экспортным, если он временно вывозится из страны или возвращается в другую страну. Наконец, передача технологии или данных иностранному гражданину, находящемуся в стране, также «считается» экспортом.
Как видите, можно быть экспортером самых разных товаров — физических, электронных или даже просто информации.
Экспортные операции это вид операций во внешнеэкономической деятельности, когда за пределы таможенной территории государства перемещаются товары, готовая продукция, или оказываются услуги иностранному заказчику [5].
1.2. Методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
В настоящее время многие страны накопили большой опыт в защите внутренних товарных рынков и национальных производителей от недобросовестной иностранной конкуренции, а также в содействии доступу на внешние рынки. Однако в связи с либерализацией международной торговли в соответствии с правилами ВТО произошел переход от применения таможенного тарифа к преимущественно нетарифному регулированию. Так, если в конце Второй мировой войны средний уровень тарифов составлял около 50%, то сейчас в развитых странах он составляет около 4%, а в развивающихся — всего 13%. На глобальном уровне более половины мирового импорта осуществляется беспошлинно. Товары и услуги, импортируемые Гонконгом (Китай), Макао (Китай) и Сингапуром, облагаются таможенными пошлинами по нулевой ставке.
Значительное снижение тарифных ставок и тарифной привязки привело к появлению более эффективной и гибкой защиты в глобальной торговой системе, то есть основанной на нетарифных методах регулирования торговли, которые постоянно модифицируются и усложняются.
В последние годы нетарифные меры стали широко использоваться в международной практике в развитых и развивающихся странах, и в настоящее время именно эти инструменты, а не тарифы, создают серьезную угрозу нынешней глобальной торговой системе, сложившейся в последнее десятилетие.
Причем спектр инструментов нетарифного регулирования международной торговли постоянно расширяется. Использование нетарифных мер требует экономической оценки их влияния на экономическое развитие и международную торговлю и прогнозирования возможных последствий для вовлеченных в этот процесс стран.
Поэтому проблема нетарифного протекционизма является актуальной в настоящее время, так как данная политика может вызвать торговую войну, что негативно скажется на мировой торговле в целом и может помешать дальнейшему восстановлению мировой экономики. Проблемы и перспективы практики нетарифного регулирования международной торговли лежат в сфере интересов как отечественных, так и зарубежных исследований.
В настоящее время одним из важных направлений регулирования внешней торговли являются нетарифные методы, роль которых в общем объеме инструментов регулирования постоянно возрастает.
Нетарифные меры (НТМ) — это меры политики, отличные от обычных таможенных тарифов, которые потенциально могут оказывать экономический эффект на международную торговлю товарами, изменяя объемы торговли, или цены, или и то и другое .
Учитывая большое количество и разнообразие видов нетарифного регулирования, международные организации и отдельные исследователи разработали различные системы их классификации.
Предлагаемая классификация нетарифных мер, разработанная в 2009 году исследователями и экспертами ЮНКТАД, ВТО, ОЭСР и других организаций, включает следующие меры: импортные меры (технические меры: санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, предотгрузочная инспекция и другие формальности; нетехнические меры: условные меры защиты торговли, неавтоматическое лицензирование, квоты, запреты и меры контроля количества, кроме как по причинам СФС или ТБТ, меры контроля цен, включая дополнительные налоги и сборы, финансовые меры, меры, влияющие на конкуренцию, инвестиционные меры, связанные с торговлей, ограничения на распределение, ограничения на послепродажные услуги, субсидии (за исключением субсидий на экспорт), ограничения государственных закупок, интеллектуальная собственность, правила происхождения) и экспортные меры (экспортные лицензии, квоты, субсидии и другие). Кроме того, исследования выделяют ряд процедурных препятствий, которые распространяются и на нетарифные меры: работа государственных служащих, несоответствие местных и национальных процедур и законодательства, чрезмерные требования к документации, административные задержки, неполная информация о процедурах и требованиях, практика неформальных платежей и др.