Курсовая с практикой на тему Квалификация преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХПУТЕМ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ 6
1.1. Понятие и виды преступлений, связанных с превышением должностных полномочий 6
1.2. Особенности юридического состава преступлений, связанных с превышением должностных полномочий 9
ГЛАВА 2. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ПУТЕМ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 16
2.1. Квалифицированные составы преступлений, связанные с превышением должностных полномочий 16
2.1. Разграничение превышения и злоупотребление должностными полномочиями 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Введение:
Актуальность данной темы заключается в том, что преступления, совершаемые путем превышения должностных полномочий, традиционно вызывают интерес в российской уголовно-правовой науке, что связано, во-первых, с тем, что основными функциями публичной власти обществе является:
— функция социального регулирования
— функция социального контроля.
Главной целью реализации данных функций должно стать обеспечение стабильности и порядка в обществе. Ситуация, когда лицо, занимающее должность в аппарате публичной власти, систематически, длительный промежуток времени, превышает свои полномочия, тем самым причиняя вред правам и законным интересам граждан, общества и государства, может привести к нарушению работы всей системы, снижению ее эффективности и, соответственно, снижению управляемости социальных процессов и объектов.
Кроме того, совершение должностными лицами преступлений дискредитируют государственную власть, снижают ее авторитет среди населения.
Втором фактором, обосновывающим интерес к рассматриваемой теме можно назвать морально-этическим, который состоит в том, что в случае систематического превышения полномочиями со стороны должностных лиц государственных и муниципальных органов власти может привести к восприятию таких противоправных действий как социальной нормы, как самими служащим, так и обществом в целом.
Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2021 году в суды общей юрисдикции поступило 4150 уголовных дел по признакам преступления против интересов службы в органах власти и местного самоуправления, а за первое полугодие – 1995дел, что составляет 48 % от количества дел за прошлый год, что в той или иной степени дает возможность говорить о стабильности совершения данного вида преступлений.
Изучению преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий посвящали свои труды разные авторы, однако, наиболее известные из них В. Аксюк, К. Греков, Н. Егорова, П. Кузнецов, П Курбанова., О Плехова., С. Пономаренко, М. Романенко, И. Сичинава, С. Смелова, Н. Сулайманова и др.
Объектом данной работы являются уголовно правовые отношения, возникшие в связи с нормальным порядком несения государственной и муниципальной службы, которые подвергаются посягательствам в случае совершения должностными лицами преступлении путем превышения полномочий.
Предметом исследования являются правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за превышение должностных полномочий.
Целью данной работы является изучение уголовно-правовой характеристики убийства.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– рассмотреть понятие и виды преступлений, связанных с превышением должностных полномочий
– изучить особенности юридического состава преступлений, связанных с превышением должностных полномочий
– охарактеризовать квалифицированные составы преступлений, связанные с превышением должностных полномочий
– отграничить преступления, совершаемых путем превышения должностных полномочий со смежными составами преступлений
Нормативно-правовой базой данной работы стали Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – УПК РФ), федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос проведения следственного осмотра.
Теоретической базой данной работы стали работы таких авторов как В.В. Пикалёва, М. Ю. Елизаров, В. Н. Романова, И.Г. Шевченко, Н.Д. Эриашвили, М.В. Чеснокова и др.
Методологическую базу исследования составили такие методы: специально–юридический, анализ законодательства и соответствующей литературы, сравнение, аналогия и метод толкования правовых норм.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность, цель и задачи.
Глава первая посвящена рассмотрению уголовно-правовой характеристике преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий.
Глава вторая раскрывает квалифицированные виды преступлений совершаемых путем превышения должностных полномочий.
В заключении сделаны выводы по материалам всей курсовой работы.
Использованная в работе специальная литература, нормативный и практический материал нашли отражение в библиографическом списке.
Заключение:
Основываясь на информации, изложенной в основной части данной курсовой работы можно сделать следующий вывод.
Превышение должностных полномочий как отдельный состав преступления относится к преступным деяниям, направленным против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Данный состав преступления имеет свои трудности при квалификации.
В первую очередь необходимо правильно определить субъект, то есть наличие у лица, совершившего преступление, соответствующих полномочий. Также особые сложности возникают при определении объективной стороны, поскольку превышение должностных полномочий имеет смежные составы преступления, отграничения которых производится именно по признакам объективной стороны.
Говоря о квалифицированных видах превышения должностных полномочий, стоит отметить, что в научной литературе уголовного права, многими авторами отмечается проблема квалификации по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, поскольку отсутствует законодательное определение тяжкие последствия, что создает дополнительные трудности в применении целого ряда статей УК РФ, в том числе п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, привносит излишний субъективизм в юридическую оценку деяния. Это представляется неприемлемым, поскольку в зависимости от содержания той или иной диспозиции тяжкие последствия включены в основной и даже особо квалифицированные составы преступления, влекущие наиболее строгое наказание. Превышение должностных полномочий оценивается по совокупности с другим преступлением в случае, когда характер и степень общественной опасности последнего выше, чем у преступления, предусмотренного ч. 3 ст.286 УК РФ. Это определяется сравнительным анализом максимальных сроков или размеров наиболее строгих основных видов наказаний, установленных в санкциях данных уголовно-правовых норм.
Следующим затруднительным вопросом в правоприменительной практике является разграничение превышения и злоупотребление должностными полномочиями.
Следует отметить, что превышение должностных полномочий от злоупотребления должностными полномочиями отличается тем, что в первом случае имеет место формальный выход виновного за пределы своих полномочий, тогда как во втором случае должностное лицо действует в пределах своей компетенции, определенной соответствующими нормативно-правовыми актами, но вопреки интересам службы.
Проведя анализ положений ст. 286 УК РФ, необходимо отметить, то законодателем предпринимаются меры по изменению и улучшению указанной правовой нормы путем внесения изменений и дополнений, однако, внося дополнения в статью, в некоторых случаях возникают дополнительные проблемы при квалификации, поскольку дополнение новыми признаками преступное деяние возникает необходимость анализа деяния виновного лица с иной стороны, что возможно эффективно и правильно осуществить только при наличии четких формулировок основных понятий, что не всегда можно увидеть в российском уголовном законодательстве, поэтому смело можно утверждать, что превышение должностных полномочий является нормой требующей активного внимания со стороны исследователей и законодателя.
В результате реализации задач исследования нами достигнута поставленная цель, а именно проведен всесторонний общетеоретический анализ превышения должностных полномочий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХПУТЕМ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
1.1. Понятие и виды преступлений, связанных с превышением должностных полномочий
Преступления, связанных с превышением должностных полномочий на сегодняшний день является одной из основных проблем российского общества и государства, поскольку совершение данного вида преступной деятельность, сегодня не воспринимается общество как огромная социальная опасность, которая может повлечь за собой возникновение противоречий между публичной властью и обществом, поскольку любое превышение полномочий должностным лицом влечет нарушение чьих-либо прав, что не допустимо в правовом государстве.
Глава 30 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее-УК РФ) предусматривает систему преступлений направленную против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Данная группа преступлений относится к общественно опасным деяниям, посягающим на нормальное функционирование аппарата публичной власти.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации» под единой системой публичной власти понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – РФ), иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие в конституционно установленных пределах на основе принципов согласованного функционирования и устанавливаемого на основании Конституции РФ и в соответствии с законодательством организационно-правового, функционального и финансово-бюджетного взаимодействия, в том числе по вопросам передачи полномочий между уровнями публичной власти, свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства .
В систему преступлений против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления входят две группы:
— преступления, которые совершаются должностными лицами (ст. 285-287, 289, 290, частично ст. 292 и 2921, ст. 293 УК РФ);
— преступления, совершаемые иными лицами (ст. 288, 291, 2911, частично ст. 292 и 2921 УК).
Статья 286 УК РФ непосредственно закрепляет состав преступления, предусматривающий ответственность за превышение лицом должностных полномочий.
Исходя из положений данной стать можно выделить:
— простое превышения должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ);
— квалифицированные виды превышений должностных полномочий (ч.2-5 ст. 286 УК РФ).
По мнению большинства авторов, с которым нельзя не согласится, является то, что общественная опасность преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий заключается в снижению авторитета органов власти и управления, независимо от уровня, а также доверия к ним со стороны населения России, а также других государств, в уничижении интересов государственной службы, а равно службы в органах местного самоуправления.
Основными целями установления уголовной ответственности должностных лиц является их стимулирование придерживаться служебной дисциплины, а также предупреждение небрежного отношения к выполнению служебных обязанностей, злоупотребления или превышения служебных полномочий.
В первую очередь необходимо определить, что подпадаете под понятие должностных полномочий. В литературе уголовного права под должностными полномочиями понимают определенную нормативно-правовыми актами совокупность прав и обязанностей в их неразрывном единстве, которыми наделено должностное лицо для осуществления функций представителя власти либо выполнения организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, реализация которых возможно только на основании и во исполнение законов .
В пунктах 3-5 Постановления Пленума Верховного суда «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее-Постановление) дается разъяснение, что необходимо понимать под:
1. исполнением функции представителя власти. К данной категории относият лиц, которые наделены правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
2. организационно-распорядительными функциями – это полномочия должностного лица, связанные с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. Также сюда же относят полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности и т.п.).
3. административно-хозяйственными функциями рассматривают полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий и т.д.).
Исходя из данных положений, необходимо отметить, что превышение должностных полномочий как состав отдельного преступления имеет определенные структурные особенности и трудности при квалификации.