Курсовая с практикой на тему Курсовая работа «Развитие креативного мышления у учащихся 6 (7,8) классов в процессе обучения на уроках технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение…………………………………….…………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 6 (7, 8) КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Анализ категориального аппарата исследования………………6
1.2. Креативные способности как социально-педагогическая проблема……………………………………..………………….13
Вывод к 1………………………………………………..…………..……..17
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 6 (7, 8) КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Уроки технологии как креативно-творческая среда развития личности…………………………………………………………19
2.2. Формы и методы развития креативного мышления учащихся 6 (7, 8 классов) на уроках технологии….……….………………26
Вывод к 2…………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы….……………………………………………………34
Приложение……………………………………………………………….38
Введение:
Актуальность исследования обусловлена концептуальными положениями возрождения и становления системы среднего образования, как одной из важных ступеней подготовки подрастающего поколения к социализации и самореализации в обществе. Немаловажную роль в данном аспекте играет формирование грамотной, интеллектуально-творческой, нравственно-духовной личности, как сознательного гражданина России. Реализация поставленных задач требует создание таких условий учебно-воспитательного процесса для школьников среднего звена, которые должны обеспечивать реализацию современного социального заказа – формирование творческой, социально значимой личности, способной к креативному мышлению в разных областях жизнедеятельности.
Образовательная проблема развития школьников актуализируется в условиях стремительного роста научно-технических достижений и инноваций. Однако современное общество развивается с опорой на две тенденции: возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий в развитии мирового пространства, что практически исключает творческое развитие личности, и необходимость внедрения педагогических технологий, направленных на формирование и развитие креативных способностей человека. В связи с этим особую актуальность приобретают формы и методы педагогического воздействия, направленные на развитие креативного мышления школьников. Тем не менее, в образовании до сих пор прослеживается склонность многих учителей работать «по старинке», используя традиционные формы и методы обучения и воспитания, что нивелирует эффективность современного развития личности как полноценного, разносторонне развитого члена общества.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что на данный момент существует ряд противоречий:
1. Между значительными требованиями современности к креативному развитию личности и образовательными технологиями;
2. Между потребностью развития креативного мышления школьников и педагогической практикой.
Таким образом, проблемой настоящего исследования являются особенности формирования креативного мышления школьников в процессе обучения на уроках технологии. Решение проблемы позволит выявить педагогические возможности обучения школьников 6 (7, 8) классов на уроках технологии в развитии их креативного мышления.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования – «Развитие креативного мышления у учащихся 6 (7, 8) классов в процессе обучения на уроках технологии».
Цель исследования – обосновать, разработать и экспериментально проверить возможность развития креативного мышления у учащихся 6 (7, 8) классов на уроках технологии с привлечением инновационных форм обучения.
Объект исследования – процесс обучения учащихся 6 (7, 8) классов на уроках технологии.
Предмет исследования – развивающие возможности уроков технологии как средства развития креативного мышления у учащихся 6 (7, 8) классов.
Гипотеза исследования. Эффективное развитие креативного мышления у учащихся 6 (7, 8) классов на уроках технологии осуществляется, если:
1) обеспечено внедрение соответствующей программы в образовательный процесс школы;
2) разработаны соответствующие формы и методы развития креативного мышления.
Задачи исследования:
1) выявить закономерности, факторы, условия развития креативного мышления у учащихся 6 (7, 8) классов средствами педагогических технологий;
2) сформулировать педагогические условия реализации потенциала уроков технологии и смоделировать на их основе процесс развития креативного мышления у учащихся 6 (7, 8) классов;
3) разработать урок технологии, направленный на развитие креативного мышления у учащихся 6 классов.
Методы исследования: изучение и анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы с проблемы исследования; обобщение результатов исследования развития креативных способностей личности; сравнительно-содержательный анализ форм и методов педагогического воздействия на развитие креативных способностей у учащихся 6 (7, 8) классов; определение базовых понятий исследования; моделирование урока по развитию креативных способностей у учащихся 6 (7, 8) классов в процессе обучения на уроках технологии.
Структура работы. Курсовая работа состоит из «Введения», двух глав, заключения, списка литературы, приложения, трех рисунков. Основной текст расположен на 29 стр.
Заключение:
1. Проанализировано и обосновано понятие «креативное мышление», которые мы трактуем как мотивированную продуктивную способность личности к неординарному мышлению, умение самостоятельно создавать культурный продукт, используя и трансформируя ценности прошлого в своей деятельности, не уничтожая их. Кроме того, креативное мышление является значимым фактором для самореализации и самоутверждения личности в обществе. Творческий продукт, созданный на базе креативного мышления, является эстетически значимым для социума и несущим особую ценность результатом деятельности личности для человечества.
2. Выяснено, что деятельность учителя технологии должна быть направлена на обучение умению собирать, классифицировать, распределять по рубрикам, ранжировать уже известную информацию с дальнейшим ее проектированием на инсайтно-креативный уровень, что в результате приводит к озарению и постижению нового в создании креативного продукта.
3. Раскрыто сущность и основные критерии использования педагогических технологий развития креативного мышления школьников на уроках технологии, которые состоят из использования межпредметных связей, интеграции на уроках разных образовательных дисциплин, принципа преемственности обучения, использования инновационных форм и методов обучения: проектная деятельность, программное обеспечение, информационно-технологические средства (компьютерная техника, телекоммуникационные системы и пр.).
4. Разработан интегрированный урок технологии «Руки мастериц, что в музыке звучат» и обоснована целесообразность его проведения на основе интеграции и межпредметных связей музыки, фольклора, технологии изготовления изделий народного промысла.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 6 (7, 8) КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Анализ категориального аппарата исследования
Развитию креативного мышления школьников значительное внимание уделяется в основных законодательных документах: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа развития образования на 2013-2020 гг., Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 гг., ФГОС. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации одной из главных целей указывается «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности» [26].
Техногенное развитие современного общества и утверждение приоритетов интерактивных технологий в образовательной системе являются причинно-наследственным фактором повышения требований к всестороннему развитию школьников. Данное положение требует от учащихся не только наличие глубоких интеллектуальных знаний, активной жизненной позиции, но и самостоятельности, способности к самореализации и преображению окружающего мира. Такие требования актуализируют необходимость педагогического поиска в решении проблемы развития креативного мышления школьников.
Одним из важных факторов творческой деятельности школьников является развитое креативное мышление, опираясь на которое они получают возможность успешно решать основные задачи образовательного процесса, связанные с подготовкой к активному взаимодействию с миром современных технологий. Благодаря сформированному креативному мышлению, учащийся становится способным заниматься продуктивной деятельностью, накапливать собственный опыт освоения окружающей жизни с учетом инновационных достижений в науке и технике.
Учитывая актуальность задачи школьного образования, которое связано с творческим развитием подрастающего поколения, в нашем исследовании выявлена попытка, прежде всего, исследовать теоретические основы указанной проблемы, определить сущность креативного мышления личности и его роль в системе образовательного пространства.
Креативное мышление школьника относится к сложным и многоаспектным свойствам личности, которые можно исследовать на основе использования важнейших теоретических подходов (рис. 1.1).
Рисунок 1. Теоретические подходы к раскрытию сущности креативного мышления личности.
Одним из важных теоретических подходов к изучению сущности такого явления, как креативное мышление личности, является философский аспект. Его возможности проявляются в том, что он позволяет изучать креативное мышление как объективное явление, которое возникает, реализуется и функционирует в структуре творческого развития и деятельности личности. Как подчеркнуто в философской литературе, мышление относится к индивидуальным особенностям личности и представляет собой субъективные условия успешного осуществления определенного рода творческой деятельности. Мышление нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам, которые есть у человека. Оно проявляется, прежде всего, в способности к скорости, глубине, прочности принятие определенных решений, способствует сознательному овладению способами и приемами деятельности, является внутренним психологическим регулятором, который обусловливает возможность нахождения решения и осмысления конкретных действий [30, с. 649].
Исходя из вышесказанного, мы рассматриваем креативное мышление, как аспект творческой деятельности личности, ее способности к творческому мышлению и преобразованию внешнего мира, создания продуктов творчества. Анализ философских источников показывает, что проблема творческого мышления человека была предметом внимания многих ученых (М. Бердяев, Д. Богоявленская, Л. Инфельд, Э. Кант, Ю. Тихонравов, А. Эйнштейн и др.). Некоторое время в научных исследованиях философов преобладало мнение о том, что творческое мышление является свойством мозговой деятельности, особыми креативными способностями, которые передаются по наследству и присущие индивиду с рождения. С таким взглядом не соглашались другие исследователи, в частности английский философ Дж. Локк, которые указывал на то, что креативное мышление человека полностью зависимо от внешних условий его жизни. Критически оценивая указанные выше научные взгляды, представители диалектико-материалистической философии утверждали, что врожденными являются лишь анатомо-физиологические особенности, которые выступают в качестве предпосылки возможного развития креативного мышления. В то же время, само креативное мышление формируется в процессе осуществления разнообразной деятельности во время сложной системы взаимодействия личности с другими людьми [30, с. 649].
Понимание креативного мышления личности, как сущностной характеристики творческой деятельности в ее основных проявлениях и формах имеет длительную традицию в мировой культуре. В философии способность к креативному мышлению в жизнедеятельности определяется как стимулирующий процесс, характеризующий стремление личности к самореализации, преподнести себя как объективность в объективном мире и состояться в нем.
Креативное мышление индивида определяет «уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах» [22, с. 18]. Как показательная составляющая творческой деятельности человека, креативное мышление является переходом личности на более высокий уровень интеллектуального развития, выделяя ее из популяции умением эффективно и неординарно решать определенные задачи, которые возникают в процессе деятельности на более высоком уровне за тот же временной период, что и другие. Креативно мыслящие люди относятся к характерной социальной группе, функциональное предназначение которой состоит в решении специфических интеллектуальных и духовных задач путем включения источников личностного потенциала: одаренность, оригинальность и фантазию мыслительных процессов, интуицию, воодушевление, техническую изобретательность, научно-исследовательские склонности и пр.
По мнению М. Кагана, человек является интегративным единством, системой взаимосвязанных основных видов деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная (общение) [10]. Творческое начало человеческой деятельности ученый осмысливает как «социокультурный механизм переработки и создания новых смыслов», который приводит к созданию более значимых духовно-ценностных предметов культуры [19]. Определяя творческую деятельность личности как культурную детерминацию, М. Каган указывает на сочетание двух тенденций: рутинную, как уже состоявшуюся на определенном уровне, репродуцирующуюся деятельность и развивающуюся. Последняя тенденция, по мнению М. Кагана, характеризуется «креативной, творческой, продуктивной способностью» к неординарному мышлению [19, с. 23]. Ученый, характеризуя субъективные стороны культурной личности, утверждает, что креативность, как свойство активной человеческой деятельности, является умением создавать «культурный продукт», не уничтожая великие ценности прошлого, но, напротив, используя их в своих действиях» [19, с. 83].