Филология ( языкознание) Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Курсовая по русскому языку. Лексические средства с семантикой цвета в художественных текстах типа «описание» ( на материале прозаических произведений И. Бунина)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Функционирование колоративов в художественном тексте 4

1.1. Основные понятия и термины цветообозначений 4

1.2. Колоративы как ментальные единицы языкового сознания 5

1.3. Цветопись как художественный прием 10

Глава 2. Роль цветописи в рассказах И. А. Бунина 15

2.1 Цветопись в описаниях пейзажа в произведениях И. А. Бунина 17

2.2 Цветопись в описании портрета в бунинских произведениях 21

Заключение 25

Список использованной литературы 27

  

Введение:

 


До относительно недавнего времени исследователи уделяли мало внимания словам, описывающим цвет. Последние два десятилетия в русском языкознании наблюдается явный интерес к словарю названий цветов. Мир изначально воспринимается всеми органами чувств. Он отображается в цвете, а не в черно-белом. Цвет — это одна из характеристик предметов, которую человек воспринимает как сознательное зрительное ощущение. Во время зрительного восприятия человек придает предмету определенный цвет. «Кажется, что проще?» Цвет в голове человека — свойство объекта. Мы знаем, что снег белый, лист летом зеленый, а спелый лимон желтый».

Л.Г.Аскарадзе в своей работе «И белый, черный, золотой – печальнейшее из созвучий…» отмечает, что «…цветовые характеристики благодаря своей смысловой и эмоциональной насыщенности являются одним из средств воплощения эстетических идеалов автора, выражают его оценки и отношение к описываемому, служат раскрытию идей, представлений и взглядов поэта, т.е. особенностью его мировосприятия» [1].

В данной курсовой работе освещается вопрос, какую роль играют номинации цвета в художественном произведении. Для чего нужны цветообозначения в рассказе: для красочности пейзажа, для описания портрета героя?

Актуальность исследования состоит в том, что именно у И. А. Бунина каждое слово участвует в выражении общего смысла произведения. Большинство слов вызывают целый комплекс ассоциаций, углубляющих смысловую структуру произведения. На мой взгляд, цветовая лексика не исключение, тем более что цветовые обозначения позволяют более наглядно описывать приметы, качества предметов окружающего мира и создавать желаемые образы.

Проблема исследования: каков характер цветообозначений в произведениях И. А. Бунина?

Цель работы – проследить, какую роль играет цветовая лексика в текстах типа «описание» в произведениях И. А. Бунина. В соответствии с целью возникают следующие задачи:

1.Рассмотреть основные понятия и термины цветообозначений.

2.Рассмотреть колоративы как ментальные единицы языкового сознания.

3. Рассмотреть цветопись как художественный прием.

4.Проанализировать роль цветописи в рассказах И. А. Бунина.

Объектом исследования выбраны произведения И.А.Бунина «Новый год», «В Альпах», «Птицы небесные», «На чужой стороне» и «В августе».

Предмет исследования: цветовая лексика в произведениях И. А. Бунина.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русского языкознания на уроках.

Методы исследования:

— Теоретический;

— Сопоставительный.

Структура курсовой работы представлена введением, отражающим актуальность работы, ее цель, предмет, объект, задачи исследования; в двух главах содержится решение основных задач исследования; в заключении изложены выводы по проделанной работе и дан список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Именно у Бунина большинство слов вызывают целый комплекс ассоциаций, углубляющих смысловую структуру произведения. На мой взгляд, цветовая лексика не исключение, тем более что цветовые обозначения позволяют более наглядно описывать приметы, качества предметов окружающего мира и создавать желаемые образы.

Целью работы стало: проследить, какую роль играет цветовая лексика в текстах типа «описание» в произведениях И. А. Бунина.

Объектом исследования выбраны произведения И.А.Бунина «Новый год», «В Альпах», «Птицы небесные», «На чужой стороне» и «В августе».

Предметом исследования: цветовая лексика в произведениях Бунина.

В процессе выполнения курсовой работы, мы убедились, что творчество Бунина характеризует богатая цветовая палитра. Но самый излюбленный цвет — золотой. Для Бунина цветообозначение обязательно наполняется определенным значением, несет четкую смысловую наполненность. Не случайно и пристрастие писателя к эпитету «золотой». Он использует данное цветообозначение почти вор всех рассказах, для обозначения тех реалий действительности, которые характеризуются положительной оценкой автора.

Также очень характерно для стиля Бунина при общем отсутствии цветообозначений внезапное их употребление. Таким образом, автор привлекает все внимание читателя к определенному предмету, явлению или же портретной детали, являющейся важной и значимой.

Чаще всего писатель использует цветовую лексику для создания пейзажа. Природа отражает внутренний мир героев рассказа, создает атмосферу в повествовании, необходимую автору.

Также цветообозначения встречаются в создании портрета. Бунин зачастую не берется досконально, кропотливо описывать внешность того или иного героя своего рассказа. Одной цветовой детали бывает достаточно для того, чтобы в полной мере представить изображаемый образ человека и даже его внутреннее состояние («пепельные губы»).

Еще важно то, что Бунин в своем повествовании противопоставляет цвета друг другу, создавая свой ряд антонимов, значения которых можно понять, только исходя из контекста произведения. Так, в рассказе «Новый год» серый цвет, символизирующий городскую жизнь, противопоставляется золотому, который, в свою очередь, олицетворяет деревню и детство героев рассказа.

В заключение следует отметить, что цветовая лексика имеет важное значение в творчестве И.А.Бунина. Цветовые характеристики выполняют в малой прозе писателя разные функции: участвует в создании пейзажа, портрета, интерьера, помогает раскрыть особенности его мировоззрения, своеобразие его поэтики.

Цель описания — дать представление о наиболее существенных сторонах описываемого объекта.

У И.А. Бунина в описаниях пейзажа и в описаниях портрета используется именно описание, а не повествование, поскольку в них используются специальные языковые средства описания как типа речи (несовершенный вид глаголов, глаголы статичные по семантике, обстоятельства места, выраженные наречиями и т.д.).

Таким образом, можно утверждать, что были выполнены все поставленные в курсовой работе задачи:

1.Рассмотрены основные понятия и термины цветообозначений.

2.Рассмотрены колоративы как ментальные единицы языкового сознания.

3. Рассмотрена цветопись как художественный прием.

4.Проанализирована роль цветописи в рассказах И. А. Бунина.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Функционирование колоративов в художественном тексте

1. 1 Основные понятия и термины цветообозначений

Недавние исследования в области цвета показывают, что существует 10 пигментных генов, ответственных за цвет у людей, которые образуют набор — у каждого свой собственный, поэтому два человека могут смотреть на один и тот же объект, но воспринимать его цвет по-разному. Наблюдения за людьми со стойким повреждением мозга показали, что цветовые концепции, слова, которые выражают эти концепции, и отношения между концепциями и словами зависят от различных систем (мозга) мозга. Это объясняет, почему существуют различия в реакции на цвет в разных культурах (например, «зеленый» в Соединенных Штатах — это безопасность, а во Франции — преступление; белый для китайцев — это символ траура и печали, а у европейцев черный цвет олицетворяет зло, смерть) [11, c.426].

Поэтому не случайно в 20-е годы ХХ века зародилось научное направление сравнительной лингвистики, такое как лингвистика цвета, которое активно развивалось только в 60-е годы прошлого века. Исследование проводили В.Г. Кульпина, Р. Фрумкина, Купер М., Мэтьюз А. и др.

М. Купер и А. Мэтьюз отмечают, что главные задачи лингвистики текста — это рассмотрение, с одной стороны, истории развития цветовых обозначений, а с другой — проблема реконструкции основных обозначений цвета в протоязыке и, с их помощью, на реконструкции мира древнего человека. В то же время он изучает цветовую лексику как древнейшее традиционное направление лингвистических исследований цвета, раскрывая системный характер и архаичное происхождение основных цветовых обозначений; изучить жизнь цветовых обозначений на оси времени — установить хронологические рамки их появления в языке и перехода их в пассивное наличие или исчезновение, увеличение количества цветовых обозначений в процессе развития сфера артефакта, эволюция

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы