Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Культурные потребности в зрелом возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения культурных потребностей в зрелом возрасте 5

1.1. Основная характеристика потребностей 5

1.2. Особенности культурных потребностей в зрелом возрасте 14

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей культурных потребностей в зрелом возрасте 26

2.1. Организация и методы исследования 26

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 33

Заключение 40

Список использованных источников и литературы 41

Приложение 1 43

Методика Нюттена «Метод мотивационной индукции» 43

Приложение 2 45

Шкала экзистенции Лэнгле (адаптация И.Н. Майниной). 45

Приложение 3 49

Тест личностной зрелости (В. А. Руженков и др.) 49

Приложение 4 52

Данные диагностики респондентов 52

  

Введение:

 

Потребности, способности и умения определяют необходимые и до-статочные механизмы порождения деятельности, раскрывают саму струк-туру механизма деятельности, которая является прерогативой человека, отличает его от животного мира и обеспечивает истинно человеческое су-ществование. Чем богаче круг потребностей, способностей и умений чело-века, тем более развита он как личность. То же самое можно сказать о культурных потребностях и культурной деятельности.

Чтобы сформировать и вызвать культурные потребности, приходит-ся прибегать к внешней активации. Если мотивы — это внутренние дви-жущие силы практической деятельности, то стимулы — внешние воздей-ствия, актуализирующие и пробуждающие наши потребности. К ним отно-сятся целенаправленное воздействие на сознание личности и особая орга-низация предметов и средств удовлетворения потребностей, побуждающая к деятельности.

В состав личностной зрелости входят три компонента: личностный, рефлексивный и функциональный. Зрелость включает в себя психологиче-скую способность человека разводить идеальные и реальные цели. Зрелый человек имеет активную жизненную позицию и способен к свободному вы-бору. Такой человек демонстрирует способность к самопознанию и чув-ство юмора, знает свои сильные и слабые стороны, имеет широкие грани-цы «Я», умеет смотреть на себя «со стороны», демонстрирует уверенность в себе и самопринятие, реалистическое восприятие, придерживается це-лостной жизненной философии и показывает гармоничные социальные от-ношения.

Цель — выявить связь психологической зрелости и выраженности культурных потребностей.

Возможная гипотеза — существует связь между выраженностью раз-личных культурных потребностей личности.

Задачи исследования:

1. Определить основную характеристику потребностей.

2. Обозначить особенности культурных потребностей в зрелом воз-расте.

3. Определить методы исследования особенностей культурных по-требностей в зрелом возрасте

4. Проанализировать исследование особенностей культурных по-требностей в зрелом возрасте.

Методы исследования: общенаучный (анализ литературы по теме ис-следования) и индуктивный (формирование выводов на основе анализа изученной литературы).


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современные перемены, происходящие в России, характеризуются не только сложной экономической и политической ситуацией, но и своеоб-разным крушением надежд, чаяний.

Нужда в каких-либо благах, требующая в человеческом сознании удовлетворения, называется потребностью. Понятием пользуются не толь-ко для человека. Потребность есть у любого живого существа, растения. Потребность – форма связи с внешним миром и окружением. Потребности человека необходимы для развития одного конкретного индивида, целой социальной группы.

Социальные потребности человека – это потребности взаимного об-щения, познания окружающего мира, обладания человеческой культурой, самореализации и самоутверждения. Социальные потребности – это одно-временно есть духовные (умственно-психические), этические (морально-идеологические) и эстетические (философско-художественные) запросы людей.

В активном (продуктивном) личностном росте у человека появляется план, формируется намерение. Он сознательно ставит перед собой цели, занимается самосовершенствованием или включается в занятия и тренинги, развивающие необходимые ему навыки и умения. Пассивная самоактуали-зация происходит в пассивном личностном росте, когда интеллект и пси-хологическая культура растут сами по себе и естественным образом, по-добно тому, как растет человеческое тело.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения культурных потребно-стей в зрелом возрасте

1.1. Основная характеристика потребностей

В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают следующие основные психологические образования и структу-ры: потребности, влечения, установки, собственно мотивы, интересы, иде-алы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

• как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);

• как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);

• как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);

• как отсутствие блага (В.С. Магун);

• как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);

• как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);

• как состояние (К. Левин);

• как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребность — это элементарное проявление интенциональной при-роды психики, благодаря которому живой организм побуждается к осу-ществ¬лению определенных, качественно специфичных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Другой вари-ант оп¬ределения: первичный уровень активности живых существ, основная движущая сила их развития, динамическое образование, организующие и направ¬ляющие познавательные процессы и поведение.

Потребность (Леонтьев) – это исходная форма активности живых ор-ганизмов. Объективное состояние живого организма. Это состояние объек-тивной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необхо-димое условие его нормального функционирования [4]

Потребность всегда связана с наличие человека чувства удовлетво-ренности или неудовлетворенности.

Согласно Х. Хекхаузену, потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, в зависимости от обстоятельств, про-явля¬ется то в виде мотива, то в виде личностной черты. В последнем слу-чае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противо-положное — как положительное, так и отрицательное — эмоциональное значение. Одно и то же событие может, таким образом, оказаться снабжен-ным противоположным — положительным и отрицательным — эмоцио-нальным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность челове-ческих чувств, их амбивалентность. Отсюда также иногда сдвиги в эмоци-ональной сфере, когда в связи со сдвигами в направленности личности чувство, которое вызывает то или иное явление, более или менее внезапно переходит в свою противоположность. Поэтому чувства человека не опре-делимы соотношением с изолированно взятыми потребностями, а обу-словлены отношением к личности в целом. Определяясь соотношением хо-да действий, в которые вовлечен индивид, и его потребностей, чувства че-ловека отражают строение его личности, выявляя ее направленность, ее установки; что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, обычно ярче всего выявляет — а иногда выдает — истинное его существо [11].

Количество и качество потребностей, которые имеют живые суще-ства, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от ме-ста, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестни-це. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, со-циальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Основные характеристики человеческих потребностей

• сила

• периодичность возникновения

• способ удовлетворения.

Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особен-но когда речь идет о личности, является предметное содержание потребно-сти, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена [2].

Исходной биологической формой потребности является нужда. В ор-ганизме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с нехваткой веществ (предметов), необходимых для поддер-жания жизнедеятельности. Такие состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит за его пределами и составляет необходимое условие нор¬мального функционирования, принято называть биологическими по-треб¬ностями. На восполнение нужды направлены инстинкты, в которых зада¬ны и свойства предметов, соответствующих определенным потребно-стям, и основные поведенческие акты, необходимые для удовлетворения этих по¬требностей.

Для человека характерно, что даже те его потребности, которые свя-за¬ны с задачами физического существования, способны существенно видо-из¬меняться в зависимости от общественных условий жизнедеятельности.

Одним из основных источников активности личности являются по-требности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определя-ется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом/

Потребности могут приобретать разную форму, осознаваться чело-веком с разной степенью отчетливости.

Влечение – это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность.

Установка – это неосознавамое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации каких-либо событий, яв-лений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.

Если потребности осознаются, то они приобретают форму мотивов.

Мотив – это осознаваемые потребности личности, побуждаю¬щие ее поступать, вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Вся совокупность убеждений объединяется в мировоззрение. Если человек не только осознает в принципе, как надо себя вести (убежде-ние), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями та-кого поведения, то говорят о мотивах поведения в узком смысле.

Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представле-ниями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, кото¬рое может ее удовлетворить. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив высту-пает как форма проявления потребностей.

А.Н. Леонтьев определял потребность двояко (таблица 1)

Таблица 1. Потребность по А.Н. Леонтьеву

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы