Курсовая с практикой на тему Культурные потребности в зрелом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения культурных потребностей в зрелом возрасте 5
1.1. Основная характеристика потребностей 5
1.2. Особенности культурных потребностей в зрелом возрасте 14
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей культурных потребностей в зрелом возрасте 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 41
Приложение 1 43
Методика Нюттена «Метод мотивационной индукции» 43
Приложение 2 45
Шкала экзистенции Лэнгле (адаптация И.Н. Майниной). 45
Приложение 3 49
Тест личностной зрелости (В. А. Руженков и др.) 49
Приложение 4 52
Данные диагностики респондентов 52
Введение:
Потребности, способности и умения определяют необходимые и до-статочные механизмы порождения деятельности, раскрывают саму струк-туру механизма деятельности, которая является прерогативой человека, отличает его от животного мира и обеспечивает истинно человеческое су-ществование. Чем богаче круг потребностей, способностей и умений чело-века, тем более развита он как личность. То же самое можно сказать о культурных потребностях и культурной деятельности.
Чтобы сформировать и вызвать культурные потребности, приходит-ся прибегать к внешней активации. Если мотивы — это внутренние дви-жущие силы практической деятельности, то стимулы — внешние воздей-ствия, актуализирующие и пробуждающие наши потребности. К ним отно-сятся целенаправленное воздействие на сознание личности и особая орга-низация предметов и средств удовлетворения потребностей, побуждающая к деятельности.
В состав личностной зрелости входят три компонента: личностный, рефлексивный и функциональный. Зрелость включает в себя психологиче-скую способность человека разводить идеальные и реальные цели. Зрелый человек имеет активную жизненную позицию и способен к свободному вы-бору. Такой человек демонстрирует способность к самопознанию и чув-ство юмора, знает свои сильные и слабые стороны, имеет широкие грани-цы «Я», умеет смотреть на себя «со стороны», демонстрирует уверенность в себе и самопринятие, реалистическое восприятие, придерживается це-лостной жизненной философии и показывает гармоничные социальные от-ношения.
Цель — выявить связь психологической зрелости и выраженности культурных потребностей.
Возможная гипотеза — существует связь между выраженностью раз-личных культурных потребностей личности.
Задачи исследования:
1. Определить основную характеристику потребностей.
2. Обозначить особенности культурных потребностей в зрелом воз-расте.
3. Определить методы исследования особенностей культурных по-требностей в зрелом возрасте
4. Проанализировать исследование особенностей культурных по-требностей в зрелом возрасте.
Методы исследования: общенаучный (анализ литературы по теме ис-следования) и индуктивный (формирование выводов на основе анализа изученной литературы).
Заключение:
Современные перемены, происходящие в России, характеризуются не только сложной экономической и политической ситуацией, но и своеоб-разным крушением надежд, чаяний.
Нужда в каких-либо благах, требующая в человеческом сознании удовлетворения, называется потребностью. Понятием пользуются не толь-ко для человека. Потребность есть у любого живого существа, растения. Потребность – форма связи с внешним миром и окружением. Потребности человека необходимы для развития одного конкретного индивида, целой социальной группы.
Социальные потребности человека – это потребности взаимного об-щения, познания окружающего мира, обладания человеческой культурой, самореализации и самоутверждения. Социальные потребности – это одно-временно есть духовные (умственно-психические), этические (морально-идеологические) и эстетические (философско-художественные) запросы людей.
В активном (продуктивном) личностном росте у человека появляется план, формируется намерение. Он сознательно ставит перед собой цели, занимается самосовершенствованием или включается в занятия и тренинги, развивающие необходимые ему навыки и умения. Пассивная самоактуали-зация происходит в пассивном личностном росте, когда интеллект и пси-хологическая культура растут сами по себе и естественным образом, по-добно тому, как растет человеческое тело.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения культурных потребно-стей в зрелом возрасте
1.1. Основная характеристика потребностей
В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают следующие основные психологические образования и структу-ры: потребности, влечения, установки, собственно мотивы, интересы, иде-алы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.
Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:
• как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
• как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
• как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
• как отсутствие блага (В.С. Магун);
• как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
• как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
• как состояние (К. Левин);
• как системная реакция личности (Е.П. Ильин).
Потребность — это элементарное проявление интенциональной при-роды психики, благодаря которому живой организм побуждается к осу-ществ¬лению определенных, качественно специфичных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Другой вари-ант оп¬ределения: первичный уровень активности живых существ, основная движущая сила их развития, динамическое образование, организующие и направ¬ляющие познавательные процессы и поведение.
Потребность (Леонтьев) – это исходная форма активности живых ор-ганизмов. Объективное состояние живого организма. Это состояние объек-тивной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необхо-димое условие его нормального функционирования [4]
Потребность всегда связана с наличие человека чувства удовлетво-ренности или неудовлетворенности.
Согласно Х. Хекхаузену, потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, в зависимости от обстоятельств, про-явля¬ется то в виде мотива, то в виде личностной черты. В последнем слу-чае потребности стабильны и становятся качествами характера.
Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противо-положное — как положительное, так и отрицательное — эмоциональное значение. Одно и то же событие может, таким образом, оказаться снабжен-ным противоположным — положительным и отрицательным — эмоцио-нальным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность челове-ческих чувств, их амбивалентность. Отсюда также иногда сдвиги в эмоци-ональной сфере, когда в связи со сдвигами в направленности личности чувство, которое вызывает то или иное явление, более или менее внезапно переходит в свою противоположность. Поэтому чувства человека не опре-делимы соотношением с изолированно взятыми потребностями, а обу-словлены отношением к личности в целом. Определяясь соотношением хо-да действий, в которые вовлечен индивид, и его потребностей, чувства че-ловека отражают строение его личности, выявляя ее направленность, ее установки; что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, обычно ярче всего выявляет — а иногда выдает — истинное его существо [11].
Количество и качество потребностей, которые имеют живые суще-ства, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от ме-ста, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестни-це. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, со-циальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.
Основные характеристики человеческих потребностей
• сила
• периодичность возникновения
• способ удовлетворения.
Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особен-но когда речь идет о личности, является предметное содержание потребно-сти, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена [2].
Исходной биологической формой потребности является нужда. В ор-ганизме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с нехваткой веществ (предметов), необходимых для поддер-жания жизнедеятельности. Такие состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит за его пределами и составляет необходимое условие нор¬мального функционирования, принято называть биологическими по-треб¬ностями. На восполнение нужды направлены инстинкты, в которых зада¬ны и свойства предметов, соответствующих определенным потребно-стям, и основные поведенческие акты, необходимые для удовлетворения этих по¬требностей.
Для человека характерно, что даже те его потребности, которые свя-за¬ны с задачами физического существования, способны существенно видо-из¬меняться в зависимости от общественных условий жизнедеятельности.
Одним из основных источников активности личности являются по-требности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определя-ется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом/
Потребности могут приобретать разную форму, осознаваться чело-веком с разной степенью отчетливости.
Влечение – это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность.
Установка – это неосознавамое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации каких-либо событий, яв-лений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.
Если потребности осознаются, то они приобретают форму мотивов.
Мотив – это осознаваемые потребности личности, побуждаю¬щие ее поступать, вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Вся совокупность убеждений объединяется в мировоззрение. Если человек не только осознает в принципе, как надо себя вести (убежде-ние), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями та-кого поведения, то говорят о мотивах поведения в узком смысле.
Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представле-ниями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, кото¬рое может ее удовлетворить. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив высту-пает как форма проявления потребностей.
А.Н. Леонтьев определял потребность двояко (таблица 1)
Таблица 1. Потребность по А.Н. Леонтьеву