Курсовая с практикой Гуманитарные науки История

Курсовая с практикой на тему Культурная революция в СССР 1920-1930 гг.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Направления культурной революции в 20-е гг. 10
2. Культурная политика большевиков во второй половине 30-х гг. и в предвоенные годы 28
Заключение 42
Список использованной литературы 45

 

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы является тот факт, что советские ценности по сей день сильно укоренены в российском обществе. При этом, необходимо учитывать тот факт, что данные ценности и мораль были заложены в том числе и в период культурной революции, происходившей почти 100 лет назад. Чтобы лучше понять себя, нам необходимо знать то, что было до нас. Советский Союз, который, в конечном счете, потерпел поражение в политическом и экономическом плане перед странами Запада, не потерпел поражение в культурном. Кроме того, культурная революция является прекрасным примером программирования общества, так называемой «социальной инженерии». В подобной сложной области ни один пример не будет лишним.
Революция чаще всего приводит к значительному ухудшению экономической и культурной ситуации в стране, где произвола смена власти и государственной идеологии. Наибольших успехов в социальном плане добились те государства, в которых развитие происходило эволюционно, и национальные ценности накапливались постепенно, приумножаясь от поколения к поколению (все это относиться к большинству стран Западной Европы). Нашей стране довелось испытать катастрофические потрясения. Народ, отрекаясь от идеалов предков, в своем большинстве поверил в светлое будущее коммунизма. Одной из составляющих плана перехода к социализму была культурная революция, подразумевавшая переворот в духовной жизни общества, изменение общественного сознания на основе социалистической идеологии, а также в целом формирование у советских людей духа коммунистической нравственности и коллективистской психологии. Предполагалось подавление любых носителей антисоветского и антикоммунистического сознания.
Культурное развитие страны в тот период находилось в тесной связи со сложными и противоречивыми процессами, происходившими в общественно-политической и экономической жизни советского государства, его положением на международной арене.
Советская власть, взяв за основу девиз «все до основания мы разрушим, а затем мы наш, мы новый мир построим…» начала проводить в жизнь новую культурную политику, в итоге должен был быть построен совершенно новый тип культуры – пролетарский. В его основе лежали идеи марксизма. Воспитание нового типа человека, всеобщая грамотность и просвещение, создание монументальных художественных произведений, в которых воспеваются трудовые подвиги простых людей – вот основные постулаты строящегося нового типа культуры. Пролетарская культура создавалась, чтобы сменить дворянскую и буржуазную культуры, которые в России еще и не успели сформироваться.
Историография рассматриваемой темы. С точки зрения историографии, степень изученности вопроса достаточно обширна. Проблеме изучения причин, основных этапов и итогов культурной революции в СССР в 20-30-е гг. прошлого века посвящены труды современных российских историков.
Так российский историк, специалист в области истории российской культуры, межэтнических отношений Красовицкая Тамара Юсуфовна в своем исследовании «Модернизация России: национально-культурная политика 20-х гг.» детально анализирует специфику культурной политики большевиков в начале-середине 20-х гг. прошлого века. Одна из центральных тем исследования – деятельность Агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП(б) .
Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Руцинская Ирина Ильинична в своей книге «Культурная политика СССР 1917-1991 гг.» утверждает, что в первые два десятилетия советской власти все сферы культурного, духовного производства были поставлены под контроль государства, Коммунистической партии. Под лозунгами «Культуру – в массы», «Искусство принадлежит народу» происходила демократизация культуры, приобщение широких масс трудящихся к культуре .
Селютин В.Н. в масштабном исследовании советской зарождения образовательной системы «История становления и развития общеобразовательной школы в СССР в 20-30-е годы» отмечает, что основной задачей большевиков с точки зрения культурной политики, была, в первую очередь, ликвидации безграмотности и воспитания человека нового типа .
В диссертации «Культурная политика Советского государства в российской деревне в 1926-1932 гг.» Ченской Т.В. на примере советских крестьян изучает специфику внедрения новых культурных ценностей совестного правительства в период НЭПа .

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что культурная революция в СССР 1920-1930 гг. XX в. представляла собой превращение всех трудящихся в убежденных носителей марксистско-ленинской идеологии, перестройку образования, науки, всей духовной и творческой жизни на основе марксистских идей.
Отличительной чертой культуры начала-середины 20-х гг. был плюрализм и склонность к диалогу культур, расцветала культура инакомыслия, проявлявшаяся в творчестве: поэтов и писателей А. Блока, А. Белого, И. Бунина, Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, В. Короленко, художников В. Кандинского, М. Шагала, композиторов С. Рахманинова, Ф. Шаляпина, И. Стравинского. Однако уже в начале 30-х гг. начинает складываться культура тоталитаризма, когда всякое инакомыслие жестоко подавляется.
Задача построения социализма требовала культурной революции, заключавшейся в ликвидации безграмотности, создании системы высших и средних специальных учебных заведений; организации научно-исследовательских институтов, библиотек, развития театров и т.п. В результате культурной революции, развития и роста крупных городов, активного переселения в них людей из деревни постепенно возникает гибридная культура, отличавшаяся неустойчивым, динамическим неравновесным характером, основными признаками которой стали черты так называемой фабричной системы, которая отличалась тенденцией к концентрации, широкой регламентацией деятельности, планомерностью, массовостью и трудовой дисциплиной и т.д.
К советской культуре сегодня нет однозначного отношения. Одни исследователи считают, что этот период не представляет никакого интереса, другие говорят о советской эпохе как о значительном периоде в истории русской культуры. Действительно, культура советская времени – это явление многоплановое, а потому очень сложное. Она пришла, уничтожив в пламени революции и гражданской войны, культуру дворянскую и культуру крестьянства. Культуры пролетариата к этому времени не сложилось. Советская культура основана на культуре военных люмпенов и культуре лагерей. На разных этапах развития советского государства соотношение между этими составляющими было различным.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Направления культурной революции в 20-е гг.

Большевиками был инициирован великий перелом – культурная революция насаждалась сверху и сопровождалась неограниченной модернизацией. Все делалось быстро: создали под руководством А.Б. Луначарского Государственная комиссия по просвещению, которая должна была руководить культурой и контролировать ее. Появился отдел в Наркомпросе, который управлял делами культуры национальных меньшинств. На месте упраздненных общественных, профессиональных и творческих организаций, типа Союза деятелей художественной культуры, образовывались новые :
• «Долой неграмотность»,
• Союз безбожников,
• Общество друзей радио и т.д.
Народный комиссариат просвещения РСФСР занимал важнейшее место в государственном управлении, так как занимался не только просвещением, но и внешкольным образованием, литературой, театрами, изобразительным искусством и музыкой. В 1920 году был создан Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б), который выполнял функции партийного руководства культурой. Кроме данного органа при ЦК функционировали комиссии, занимавшиеся различными отраслями культуры. Во всесоюзном масштабе координация руководства культурой осуществлялась Совещанием наркомов просвещения республик.
Среди исследователей принято считать, что в развитии литературы XX век начинается в 90-х годах XIX столетия. В этом плане переходной фигурой является А.П. Чехов, творчески принадлежащий как к XIX, так и к XX веку. Он стал не только классиком малого жанра, но и реформатором драматургии и театра. Хотя его последняя пьеса «Вишневый сад» (1903), хотя и была написана позже горьковской «На дне» (1902) представляется скорее завершением традиций XIX века, а не вступлением в новый век.
Символисты и последующие модернистские направления, а также Горький, Андреев, Бунин — это уже, безусловно, век двадцатый, несмотря на то, что многие из них начинали в календарном XIX-м. Это противоречит принятому в советском литературоведении принципу связывать возникновение литературы XX века с гражданской войной и революцией 1917г.
После прихода к власти большевиков в 20-е годы создается особый пласт литературы, который можно охарактеризовать как литература демократии и творческого эксперимента (взлет сатиры, модернизм 20-х гг.).
При Государственной комиссии по просвещению в ноябре 1917 г. был образован Отдел искусств, который решал вопросы оказания помощи художникам, поэтам и др. Деятельность отдела находилась под влиянием художников «левого» направления, сторонников создания художественной промышленности . В 1918-1920 гг., по неполным данным, состоялось, не считая персональных, 140 выставок. Художники В. М. Конашевич, Б. М. Кустодиев, В. В. Лебедев и другие принимали активное участие в работе над иллюстрацией массовой народной библиотеки.
Над портретами деятелей революции и творческой интеллигенции работали Н. А. Андреев, Г. С. Верейский, Б. М. Кустодиев. В пейзажной графике А. И. Кравченко, Н. И. Пискарева, В. Д. Фалилеева преобладали ассоциативные формы — мотивы будущих стихий. Реже создавались конкретные образы: ксилография «Броневик» Н. Н. Купреянова, линогравюра «Революционные войска» В. Д. Фалилеева. В живописи основное внимание уделялось пейзажам и натюрмортам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы