Курсовая с практикой на тему Культурная политика как фактор социально-экономического развития городов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 6
1.1. Муниципальная культурная политика в системе публичного управления сферой культуры 6
1.2. Организационно-правовые аспекты реализации муниципальной культурной политики в России 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ Г. БАЛАШИХА) 15
2.1. Характеристика системы управления сферой культуры в городском округе Балашиха 15
2.2. Положительные и отрицательные результаты осуществления муниципальной культурной политики в г. Балашиха (на примере деятельности МБУК Культурно-досуговое объединение «Энергетик») 23
2.3. Рекомендации по совершенствованию системы муниципального управления сферой культуры 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение:
Национальная культура служит своеобразной визитной карточкой российского государства в международном сообществе. Сегодня она рассматривается как инструмент построения здорового общества, элемент развития гражданского общества, сегмент регионального развития и туристических инноваций. Культуре под силу решать вопросы экономического роста и проблемы занятости населения. Между тем большая часть инфраструктуры культуры находится в собственности местного управления. Именно поэтому особое значение приобретает вопрос о роли и значении деятельности органов местного самоуправления (исполнительные комитеты которых образуют в своем составе соответствующие управления и отделы) и общественности по формированию и реализации политики в сфере культуры. Весьма актуальной и непосредственно связанной с системными реформами и трансформационными процессами, что происходят в государстве является проблема совершенствования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу разграничения их полномочий, а также четкого распределения компетенции между самими органами местного самоуправления разного уровня по управлению в указанной области.
В последние годы значительное развитие получили научные исследования культурных процессов современной России Злотникова Т.С., Ерохина Т.И., Мазилов В.А., Шадрикова В.Д. и др. Феномен проектной культуры привлекает внимание философов, историков, теоретиков культуры, методологов проектирования. Проблемой проектной культуры и проектирования занимались В.Ф. Сидоренко, С.Б. Крымский, К.М Кантор. В отечественной науке уже наработанные конструктивные идеи, выводы и положения ведущих специалистов в сфере социокультурного проектирования — А.П. Маркова, В.П. Лукова, И.П. Петровой, К.Ф. Грея и других. Однако, учитывая значимость проведенных исследований для отечественной науки, преимущества технологий социокультурного проектирования в управлении культурными процессами, по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений, еще не стали предметом отдельных исследований.
Практическая значимость — результаты исследования отражают новое практическое значение, которое приобретает социокультурное проектирование в структуре и содержании социального управления в современных условиях. Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, имеют важное практическое значение. Они могут быть использованы органами государственного управления и местного самоуправления для разработки программ социально-экономического развития региона и для дальнейших аналогичных исследований в других регионах страны, для реализации основных направлений региональной экономической и социальной политики.
Объектом исследования являются организационно-правовые основы культурной политики на муниципальном уровне в контексте социально-экономического развития территорий.
Предмет исследования – особенности реализации муниципальной культурной политики в г. Балашиха.
Цель исследования – обосновать значение муниципальной политики в сфере культуры и искусства как фактора социально-экономического развития городов на примере г. Балашиха.
Исходя из поставленной цели выделены следующие задачи:
выявить взаимосвязь между государственной политикой и муниципальной в сфере культуры;
рассмотреть организационные и правовые аспекты реализации муниципальной политики в области культуры в России;
выделить и охарактеризовать основные элементы системы управления сферой культуры в городском округе Балашиха;
определить результаты проводимой Администрацией городского округа Балашиха политики в сфере культуры на примере деятельности МБУК Культурно-досуговое объединение «Энергетик»
сформулировать рекомендации по совершенствованию системы управления сферой культуры в данном муниципальном образовании.
Курсовая работа состоит из введения двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы
Заключение:
Таким образом, основной целью современного этапа реформирования в сфере культуры является создание эффективной системы управления, соответствующей стандартам демократического правового государства с социальной ориентацией. Особое внимание здесь уделяется процессам децентрализации и деконцентрации. Преимущество в решении многих вопросов регионального культурного развития предоставляется органам местной исполнительной власти, работающих в тесной взаимосвязи с органами местного самоуправления, администрациями учреждений культуры и искусств. По мнению автора, это позволит сделать систему управления отраслью более прозрачной, обеспечить осуществление принципа верховенства права, реализацию конституционных прав и свобод человека в сфере культуры, утверждения действенных механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов управления культурой.При этом главная цель совершенствования управления состоит в утверждении механизмов обеспечения результативности управленческих решений, разграничении и сбалансировании полномочий и ответственности различных уровней власти и местного самоуправления в сфере предоставления культурных услуг населению.
Подытоживая, приоритетными задачами органов местного самоуправления в сфере культуры следует выделить:
а) всестороннюю поддержку развития культуры регионов и местностей, содействие сохранению местных культурных традиций;
б) развитие любительского искусства и традиционной культуры;
в) совершенствование взаимодействия этих органов с Правительством РФ, Министерством культуры с региональными органами управления культурой, в том числе на основании проведения совместных мероприятий;
г) содействие сохранению и развитию инфраструктуры базовых сетей учреждений культуры местного уровня.
Дальнейшее развитие местного самоуправления в РФ является гарантированной и реальной способности территориальной общины под ответственность его органов и должностных лиц самостоятельно решать вопросы культурного развития местного значения с помощью новейших механизмов, включая программно-целевые мероприятия, актуализацию местных культурных индустрий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Муниципальная культурная политика в системе публичного управления сферой культуры
В процессе перераспределения властных функций между различными ветвями власти на разных уровнях в России предусмотрено закрепление властных (самоуправляющихся) полномочий за органами местного самоуправления. Важным компонентом конституционно-правового статуса местного самоуправления выступают присущие ему функции. Муниципальная деятельность территориальных общин в духовной сфере происходит путем осуществления ими культурных функций, которые по своей сути представляют собой основные направления деятельности территориальных общин в различных областях культуры при решении духовно-культурных вопросов местного значения.
Итак, компетенция местного самоуправления в сфере культуры — это установленная нормами Конституции и законов России совокупность прав, обязанностей и предметов ведения территориальной общины, органов и должностных лиц местного самоуправления, обеспечивающих осуществление культурных функций в рамках определенной административно-территориальной единицы, а также реализацию задач региональной культурной политики .
Относительно основных самоуправляющихся полномочий местного самоуправления, то они могут быть обобщены следующим образом: полномочия по управлению надлежащим территориальным общинам или переданным им учреждениями и организациями культуры и их материальным обеспечением; создание необходимых условий для эстетического воспитания и профессиональной культурно-художественного образования; создание необходимых условий для развития культуры, возрождение национально-художественного наследия; содействие работе творческих союзов и других общественных объединений, действующих в сфере культуры.
Относительно делегированных полномочий, то их подавляющее большинство составляют полномочия по кадровому обеспечению сферы культуры, учета и охраны памятников истории и культуры, сохранения и использования культурного наследия, а также регистрации учреждений культуры независимо от форм собственности, внесение предложений в соответствующие органы о лицензировании индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере культуры. Представляется целесообразным дополнить закон самоуправляющимися и делегированными полномочиями местного самоуправления в сфере религий и языковой политики .
Некоторые полномочия органов местного самоуправления содержатся в специальных законах, регламентирующих деятельность в сфере культуры, определяют основах государственной языковой политики и тому подобное .
Особую группу составляют полномочия органов местного самоуправления по формированию базовой сети учреждений культуры местного уровня. К базовой сети учреждений культуры местного уровня относятся: коммунальные учреждения культуры (библиотеки, музеи, галереи, заповедники, выставочные залы, театры, филармонии, концертные организации, творческие коллективы, кинотеатры, киновидеопрокатных предприятия, объединения, дворцы, дома культуры, другие клубные учреждения, учреждения образования сферы культуры, начальные специализированные художественные учебные заведения (школы эстетического воспитания и студии), парки культуры и отдыха и т.п.), которые включаются органами местного самоуправления села, поселка, города в перечень учреждений культуры на основании копий их учредительных документов. Утверждение указанных перечней относится также к компетенции органов местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления в области культуры регулируется не только действующим нормам законодательства, но и решениями местных советов, которые являются самостоятельными органами, наделенными широкими полномочиями. Местные учреждения культуры напрямую зависят от политических решений местных советов, ведь последние самостоятельно формируют местный бюджет (села, поселка, города, районов в городе), утверждают программы развития культуры на соответствующей территории и контролируют их выполнение органами власти.
Акты органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам России признаются незаконными в судебном порядке. Вмешательство государственных органов в процесс составления, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается .
Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры конкретизируются в программах культурного развития сел, поселков и городов, а также в уставах территориальных общин, принимаемых с целью учета исторических и национально-культурных особенностей.