Курсовая с практикой на тему Культура речи и эффективность общения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1 КУЛЬТУРА
РЕЧИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.. 6
1.1 Понятие «культура речи». 6
1.2 Критерии культуры.. 7
2
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ.. 13
2.1. Общение: понятие, структура,
функции. 13
2.2 Методы и средства эффективного
общения. 17
3 ЗНАЧЕНИЕ
КУЛЬТУРЫ РЕЧИ И ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТИКИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29
Введение:
В настоящее время
жизнь людей приобретает новые стандарты и новые привычки: темп жизни
ускоряется, значительная часть нашей деятельности автоматизируется, а у людей
всё меньше времени и желания думать. В быстром ритме жизни язык сталкивается со
сложным этапом: появляется всё большее количество речевых ошибок как в
повседневной жизни, так и в медиапространстве. Грамотность людей стремительно
падает, так как она становится все менее значимым аспектом нашей жизни. Многие
представители СМИ, которые должны подавать пример высокого уровня культуры
речи, не обращают внимания на свои ежедневно допускаемые ошибки и не
исправляют даже те неточности, по поводу которых им делают замечания. В
такой обстановке остро встает вопрос о культуре речи, а также речевых ошибках.
Не менее важным
вопросом является проблемы эффективного общения. Для журналиста оно имеет
высокую значимость, так как определяет степень их влияния на аудиторию.
Успешность работников в сфере СМИ во многом определяется именно от их умения
вести диалог с аудиторией. Целью журналистского общения является получение
информации, именно для этого журналист налаживает контакт с собеседником.
Актуальность проблемы исследования определена
важностью приобретения правильных навыков и способности общения, умения
анализировать неординарные ситуации в его процессе, а также значимостью
воспитания культуры речи, присущей современности. Хорошо развитая речь служит
одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном
обществе. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от
обогащения человека новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение
языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в
жизни общества. Речь – это один из видов общения, который необходим людям в их
совместной деятельности, в социальной жизни, обмене информацией, в познании, в
образовании, особенно важна она в деятельности журналиста.
Степень разработанности темы. Вербальное
поведение, адекватное задачам общения, реализуется в речевой коммуникации,
разные аспекты которой находят отражение в работах Т.Г. Винокур, В. фон
Гумбольдта, М. Кастельса, Ю.М. Лотмана, Ф. де Соссюра, Р.О. Якобсона. Освещение
проблемы речевой коммуникации в рамках отечественной и зарубежной философии,
психологии, языкознания, с одной стороны, свидетельствует о недостаточной
степени ее разработанности, с другой стороны – указывает направления ее
дальнейшего исследования. Теоретической базой для исследования послужили
материалы работ таких исследователей, как Б.Г. Бобылёв, В.В. Виноградов, Л.А.
Введенская, Г.О. Винокур, Е.Л. Вартанова и др.
Целью исследования является изучение значения культуры
речи и эффективности общения для журналистской сферы деятельности.
Для
достижения указанной в курсовой работе цели были осуществлены следующие задачи:
1. изучить основные аспекты понятия «культура речи» и
«эффективность общения»;
2. определить критерии культуры речи;
3. выявить и проанализировать структуру и функции
общения;
4. изучить методы и средства эффективного общения;
5. выяснить значение культуры речи и эффективного общения
для журналистики.
Объект
исследования – культура речи как составляющая культуры человека в
процессе общения.
Предметом
исследования являются составляющие
компоненты культуры речи и эффективного общения.
Методологическая основа исследования:
лингвистический и качественный анализ научных источников по проблеме
исследования.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком
использованных источников.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам
теоретического анализа проблемы было выявлено, что культура речи является одним
из приоритетных вопросов нашей современности. Необходимость полноценной
коммуникации требует овладения культурой речи в различных сферах человеческой
деятельности. Особенно важным это становится для тех, чья деятельность
непосредственно связана с реализацией профессиональной речи. Речь является
неотъемлемой частью любой области жизнедеятельности современного человека.
Однако в различных ситуациях ее функции и социальная значимость будут
отличаться. Профессии типа «человек – человек», направленные непосредственно на
изучение людей и социума, несут в себе высокий уровень речевой ответственности,
требуют личностных качеств, способствующих успешному взаимодействию между
индивидами, пониманию друг друга и эффективному воздействию на людей,
установлению контактов, организации совместной деятельности. Культура речи
предполагает наличие грамотности, соблюдение общепринятых языковых норм, определенной
лексики, фонетики и стилистики. Культурная речь – это не только правильная, но
и богатая, лексически разнообразная.
Общение –
сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией,
а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения
являются живые существа, люди. В целом, общение характерно для любых живых
существ, но лишь на уровне человека этот процесс становится осознанным,
связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется
коммуникатором, получающий её – реципиентом.
Таким
образом, речевая коммуникация – это общение людей, понимаемое в широком смысле
слова не только как разговор или беседа, а как любое взаимодействие с целью
обмена информацией (чтение, письмо и т. д.). Общение осуществляется в
процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и
невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре аспекта:
говорение, слушание, чтение, письмо. На основании вышесказанного можно
утверждать, что коммуникация и взаимодействие играют важнейшую роль в журналистике.
Фрагмент текста работы:
1 КУЛЬТУРА
РЕЧИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 1.1 Понятие «культура речи»
Речевая
культура является существенной частью жизни человечества на протяжении всей его
истории, она тесно связана с разнообразной деятельностью человека и передает динамику
жизни общества, отвечает тенденциям развития и его социокультурным
потребностям. Культура речи – это уровень общего развития человека, это
выражение его духовной культуры [Винокур, 1967].
Для
совершенствования речи необходимо читать разнообразную литературу, расширяя
свой кругозор и словарный запас. Культура речи развивает человека, она
необходима не только для образованного и высокоразвитого, но и для любого
культурного и внимательного человека. Культура речи необходима в процессе
общения, где проявляется в вежливости, учтивости, умении слушать и слышать
собеседника, внимательности и умении поддержать тему разговора [Приходько, 2014].
Речь – это
субъективная реализация языка, это язык в действии, это его функционирование в
конкретной ситуации [Гойхман, 2001]. Речь состоит из языковых знаков и их
комбинаций. Нет однозначного понимания терминов «речь» и «культура», поэтому и
понятие «культура речи» также неоднозначно. Выделим основные значения данного
понятия:
1) часть
духовной социальной культуры и часть общей культуры каждого человека;
2) культура
общения и культура создания текстов;
3) культура
коммуникативных качеств речи – тех, которые помогают эффективному общению;
4)
лингвистическая дисциплина [Мележик, 2018].
На бытовом уровне культура традиционно
воспринимается как эталон, на который должно равняться общество – в этом случае
культуру чаще всего соотносят с интеллигентностью, образованностью, т.е. с
определенными качествами личности [Яцуненко, 2020]. В теории в широком смысле
«культура» описывается как специфическая характеристика общества, показатель
достигнутого человечеством уровня исторического развития. В этом смысле
подчеркивается «собирательность» природы культуры, ее обогащение на