История Японии Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Культура повседневности эпохи Эдо в творчестве Кацусика Хокусая

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1 Историко-культурные особенности эпохи Эдо 7

1.1 
Японская культура повседневности: совокупность религиозных и этико-эстетических традиций 7

1.2 Художественное творчество как
«зеркало»

культуры повседневности эпохи Эдо 11

Выводы по первой главе 15

Глава 2 Сознательный традиционализм японской культуры и творчество Кацусика Хокусая:
имманентный аспект 16

2.1 Вехи жизненного и творческого
пути Кацусика Хокусая 17

2.2 «Манга Хокусая» и суримоно как
визуальная квинтэссенция культуры повседневности 19

2.3. Специфика японской культуры
повседневности: эротический жанр сюнга в художественной интерпретации Кацусика
Хокусая 21

Выводы по второй главе 24

Глава 3 Художественное творчество Кацусика Хокусая: рефлексия из XXI века 25

3.1 Историческая инерция эпохи Эдо:
цивилизационная и культурная автономность Японии в эпоху глобализации и
мультикультурализма 25

3.2 Нация как реальное сообщество:
художественно-философское «возражение» Кацусика Хокусая
Бенедикту Андерсону 27

Выводы по третьей главе 31

Заключение 32

Список
литературы 34

Приложения 38

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В
связи с набравшими сегодня силу процессами глобализации
тема сохранения традиционной культурной самобытности народов мира
обозначается особенно остро. На факт того, что   запущенные глобализационные процессы требуют
особого отношения к культуре, одним из первых указал академик Д.А.
Лихачёв, представив 1 сентября 1995 года
в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов
проект «Декларации прав культуры» [13].

Япония как самобытное
государство дальневосточного культурно-исторического региона являет собой
пример особого типа современного цивилизационного развития – будучи
техногенной, она в то же время остаётся и традиционной [31].

Культурная
самобытность/культурное наследие любого государства, является его
стратегическим ресурсом, именно поэтому важно не только изучать, знакомиться с
культурными традициями народов мира, но и принимать меры к их популяризации.
Перекрёстной популяризации японского и русского/российского типов культурного
развития послужило, в частности, успешное проведение Года России в Японии и
Года Японии в России, соответственно, в 2018 и в 2019 годах.  Продолжению заявленной популяризации
послужит также и Меморандум о взаимопонимании, который был подписан 29 июня
2019 года в г. Осака между Министерством экономического развития Российской
Федерации и Министерством иностранных дел Японии. Меморандум объявляет
проведение в 2020-2021 годах Года российско-японских межрегиональных и
побратимских обменов (Меморандум будет применяться с 1 января 2020 года по 31
декабря 2021 года включительно).

Одним из наиболее
действенных способов рассмотрения культурно-исторической специфики того или
иного цивилизационного образования является художественное творчество. Так,
культура повседневности или бытовая культура, сопутствующая эпохе Эдо (Эдо –
бывшее название Токио) – периоду в истории Японии, продлившемуся с 1603г. по
1868 г., отражает особенности 
мировосприятия японцев, сердцевину японской культуры и менталитета.

Кацусика Хокусай (1760 — 1849 гг.)  — японский
художник, наиболее прославившийся как иллюстратор/гравёр периода Эдо, главной
заслугой которого перед японской культурой можно считать то, что он сумел придать повседневной жизни человека статус части
мироздания. Быт – определяет сознание – именно подобный интерпретативный ответ
на основной вопрос философии, поставленный Фр. Энгельсом (что первично —
бытие/материя или сознание?), присущ художественному творчеству Кацусика
Хокусая как художника философствующего. Степень
разработанности темы. Исследования культуры повседневности эпохи Эдо равно
как и исследования творчества Кацусика Хокусая — это огромный массив
теоретических исследований. Обозначим фундаментальные работы, посвященные
изучению этих вопросов, послужившие теоретическим основанием настоящего
исследования.

В аспекте изучения
культуры повседневности эпохи Эдо – это исследования следующих учёных: Н.И.
Конрада — одного из корифеев российской японистики, современного
филолога-японоведа В.П. Мазурика (к сфере научных интересов которого относится
исследование своеобразия японского культурного кода), современных российских
учёных С.Б. Маркарьянц, А.Н. Мещерякова, А.А.
Михалёва, Э.В. Молодякова, Е.Л. Скворцовой. Под редакцией профессора
Д.В. Стрельцова в 2015 г. вышла в свет работа «Современное российское
японоведение: оглядываясь на путь длиною в четверть века», содержащая
комплексный обзор работ российских японоведов середины 2010-х гг. [28].

Также к настоящей работе
было привлечено исследование Рут Бенедикт — ученицы Франца Боаса — известного
американского культуролога, в 40-е годы XX века изучавшей по заданию
правительства США специфику японской ментальности [5].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По
мнению Г. Лебона (1841-1931 гг.), французского социолога, психолога, этнографа,
изучавшего психологию народов и масс, «без традиций не может быть ни национальной
души, ни цивилизации. Поэтому-то одним из главных занятий человека с тех пор, как
он существует, было создание сети традиции». Г. Лебон также подчёркивал —  в том случае, когда «благодетельное действие традиций
иссякает», цивилизация неминуемо разрушается [17, с.28-29].
Япония как самобытное государство дальневосточного культурно-исторического
региона являет собой пример особого типа современного цивилизационного развития
– будучи техногенной, она в то же время демонстрирует богатый потенциал сохранения
традиционной основы своей культуры.

Рассмотрение
культуры повседневности эпохи Эдо, запечатлённой  творчеством Кацусика Хокусая, позволяет подойти
к следующим выводным обобщениям. 1. Японская
культура повседневности эпохи Эдо неминуемо рассматривается в контексте общего
понимания культуры как адаптивно-адаптирующего механизма, без которого
функционирование общества становится невозможным. В свою очередь, этот механизм
(культура) не способен сформироваться без традиции как системы
социально-значимых стереотипов.

2. Художественные произведения, оставленные творцами эпохи
Эдо – это духовно-эстетическое сопереживание, выраженное посредством коллективного
визуального опыта авторов этих произведений.  Создание укиё-э — школы японской живописи и
ксилографии в XVII-XIX веках, сосредоточенной на отображении
быта и интересов городского населения, явилось эволюционным витком развития
художественного искусства Японии, обозначившим мир повседневности  — мир человеческого бытия в качестве скоротечного
потока.

3.
Прочувствовать
Японию, её самобытный дух и культуру, возможно при помощи освоения истории
появления японских культурем, к числу главнейших из которых относятся гравюры
Кацусика Хокусая. Социальная структура японского общества, а
также японская культура повседневности в визуальной интерпретации Кацусика
Хокусая предстаёт как устойчивое состояние распределения ролей, «средств» и
«вознаграждений» в соответствии с институализированными социальными
установлениями и сопровождающими их «санкциями». Именно благодаря этому
устойчивому состоянию можно спрогнозировать становление новых культуроведческих
моделей, отвечающих на злободневные вопросы, как-то постулирование Б.
Андерсоном нации в качестве воображаемого, а не реального социально-политического
образования.

4.
Гравюры укиё-э во второй половине XIX века оказали значительное влияние на
западных художников (в частности, импрессионистов). Благодаря повальному
увлечению художников Запада японскими цветными гравюрами возникло целое направление
в искусстве, получившее название «японизм».

В качестве общего заключения вновь обратимся к
доводам академика Д.А. Лихачёва, на протяжении всей своей жизни являвшегося
апологетом нравственности и духовности. Д.А. Лихачёв постулировал в предложенной
им Декларации прав культуры следующее: глобализационные процессы движимы, в
первую очередь, культурными, а не экономическими интересами мирового
сообщества. Сущностной задачей для человечества в данной связи Д.С. Лихачёв
считает выстраивание гармоничной концепции глобализации, суть которой в
следующем: мировое культурное развитие дóлжно осуществлять посредством нахождения
баланса между великими культурами и культурами малых этносов. Следует
согласиться с тем, что именно такой подход 
способен обеспечить как сохранение (консервацию), так и развитие
культуры как общечеловеческого достояния.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1
Историко-культурные особенности эпохи Эдо Рут
Бенедикт в результате исследования японской ментальности обозначила следующее —
долг, иерархия, стыд, искренность и чувство
собственного достоинства являются для японского общества системообразующими
понятиями [5]. 1.1  Японская
культура повседневности: совокупность религиозных и
этико-эстетических традиций Хорошо
характеризует японский менталитет следующая распространённая в Японии поговорка
— «Пока глаза черны», что означает — покуда человек жив, всё возможно изменить
к лучшему. Гамбарэ (гамбари) – принцип японского жизненного усердия, упорства,
часто переводимый как призыв «мужайтесь!» – один из главных поведенческих
канонов японцев [20].

Корни японского упорства, как и многие другие
традиции, уходят в древность – в уклад жизни общины, для которой ядром
жизнедеятельности была посадка/сбор риса. В силу специфики этой агрокультуры —
рис высаживается и годен для сбора в очень короткий промежуток времени, что
требует от людей напряжённого труда для получения необходимого результата, — и
происходит формирование принципа гамбарэ как основы поведенческой (бытовой)
культуры японцев. Свою роль сыграли также и природные явления — тайфуны и
наводнения, исторически сопровождавшие Японию как островное государство в силу
её географического положения. Таким образом, напряжение и постоянная
готовность, отсутствие времени на отдых/расслабление постепенно стали основой
повседневного существования японцев.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы