Курсовая с практикой на тему Крупный бизнес, основные формы и роль в модернизации экономики России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Взаимодействие государства и рыночной системы в современной России 5
1.1. Механизмы взаимодействия бизнеса и органов власти 5
1.2. Подходы к развитию бизнеса и общества 14
2. Анализ роли металлургического комплекса РФ в экономике страны 19
2.1. Понятие и задачи металлургического комплекса в экономике страны 19
2.2. Система управления металлургического комплекса в РФ 24
Заключение 29
Список использованных источников 32
Введение:
Сущность государственного управления имеет четкое проявление в тех функциях, на выполнение которых оно направлено. Эти функции составляют содержание государственного управления как самостоятельной формы деятельности, имеющей определенную цель. Функции государственного управления, в свою очередь, определяют его структуру. Итак, проблема функций государственного управления позволяет создать оптимальную и эффективную систему и структуру государственного управления, определить объективно необходимые полномочия органов государственного управления для их реализации. В связи с этим особое внимание приобретает необходимость научного осмысления категории «функции государственного управления».
Функции государственного управления осуществляются посредством конкретных форм государственного управления (принудительные механизмы, издание правовых актов управления). Содержание функций государственного управления в их совокупности отражает сущность и характер государственного управления. Функции представляют собой определенное направление организационно-правового воздействия субъектом государственного управления на объект управления.
Главный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов в рыночной экономике – это механизм рынка, где центральное место занимают конкуренция и цены. Вместе с тем, во всех странах с рыночной экономикой значительную роль в экономике играет государство. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная рыночная экономика – это смешанная экономика, где, наряду с частным сектором, функционирует и государственный сектор экономики, рыночный организационно-хозяйственный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики. В широком смысле государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
Цель работы – анализ роли крупного бизнеса в модернизации экономики России (на примере металлургического комплекса Российской Федерации).
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать взаимодействие государства и рыночной системы в современной России;
2. Провести анализ роли металлургического комплекса РФ в экономике страны.
Объектом исследования является металлургический комплекс Российской Федерации.
Предметом исследования служит организация государственного регулирования металлургического комплекса Российской Федерации.
Теоретической и методической основой работы служат теоретические разработки и методические подходы, предложенные отечественными аналитиками.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Проведя исследования о взаимодействии государства и рыночной системы, сделаем следующие выводы:
1. Основная роль правительства в рыночной экономике выражается в его функциях, которые в своем виде разнообразны и имеют свою определенную характеристику. Наглядно рассмотрели, как современные рыночные отношения зависят от государства и что при этих отношениях функционирует.
2. Было определено, что своевременная рыночная система не может существовать без государственного вмешательства. Основой в этих отношениях является государство и Центральный банк, который контролирует сумму денег и кредитов, от которых также, зависит экономика страны. Однако, имеются и ограничения для этого регулирования. Не нужно забывать о том, что государство, вмешиваясь в экономику, несут за собой не малые расходы. Поэтому, такое вмешательство нужно только там, где оно действительно необходимо.
3. В современной России должны включать меры, обращенные на формирование эффективной экономики. Для этого выделен ряд первостепенных проблем, которые необходимо срочно решить, для восстановления рынка. Помимо острых социальных проблем, рассмотрены типичные социальные проблемы, например, как нарушение оплаты по труду и т.д.
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Имеются важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.).
Это не означает, что государство освобождает себя от ответственности за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические, либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Денежное обращение, например, почувствует влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам, тогда начинаются хозяйственные потери. Не стоит забывать о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться весьма осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не задумываясь о том, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
Вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть полностью регулируема государством, так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики, к сожалению имеется подобная практика в нашей стране, однако государство пытается бороться с коррупцией. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым, считается лишним. Это не только излишне, но и вредно для экономики.
В целом, тяжело недооценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, снабжает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особенное положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Важнейшее из них – возможность стремительно и беспрепятственно направить все нужные ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных немалых проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести вред экономике страны.
В начале XXI века человечество стоит перед задачей, как соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В развитом обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при положительном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Автор же считает, что основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику, учитывать, что рынок может и самостоятельно решать определённые цели и задачи, стоящие перед ним.
Фрагмент текста работы:
Выделенные профессором Ивасаки стереотипы взаимодействия бизнеса и власти требуют более широкой классификации, которая бы отражала изменения политической, экономической и социальной системы страны. Так российский исследователь Наталья Лапина выделила несколько стереотипов взаимодействия .
Модель «подавления», при которой власть, используя законное право принуждения, применяет административный аппарат по отношению к бизнесу: осуществляет контроль над деятельностью предприятий, требует помощи в реализации социально значимых проектов и программ, использует административные ресурсы для решения своих задач за счет предприятий.
Модель «патронажа» позволяет государственным и муниципальным органам поддерживать бизнес в вопросах выплат некоторых затрат на реализацию социальных программ и проектов за счет открытия доступа к имеющимся ресурсам.
Модель «партнерства» предполагает взаимный компромисс, при котором интересы обеих сторон удовлетворяются примерно в равной степени.
Взаимоотношения в таком виде выстраиваются за счет установления контакта между сторонами, что по сути выгодно всем.
Модель «приватизации власти», когда предпринимательскому сектору удается установить контроль над каким-нибудь экономическим субъектом и принимать решения практически самостоятельно в отношении данного субъекта. Власть при этом не вмешивается в дела бизнеса без крайней необходимости.
Выделенные модели соответствуют российской действительности: институциональные изменения и модернизация в России продолжается, это процесс еще не завершен и может длится еще очень долго, при этом могут меняться и роли институтов, что влечет за собой появление новых характеристик и признаков во взаимодействии бизнеса и власти на всех уровнях государственной власти .
Многие сложившиеся стереотипы взаимодействия власти и бизнеса рассматривают взаимодействие относительно доминирования или подавления одной из сторон другую.
Многие модели очевидным образом упоминают и возможность партнерства, при котором достигается компромисс. При этом мирные соглашения могут иметь и негативный характер, когда, например, государство дает свободу принятия решений, но и не поддерживает в трудной ситуации как это было приведено у Ичиро Кавасаки.
Однако, очевидно, что в чистом виде не существует ни одной модели и в каждой из них могут присутствовать некоторые иные характеристики, которые влияют на сам характер взаимоотношений.
Стремление одной из сторон доминировать над другой могут приводить к некоторым конфликтам, однако чаще всего в такого рода конфликтах всегда выигрывает государство, так как оно по своей природе должно доминировать над институтами и снабжать их необходимыми правовыми, финансовыми и иными ресурсами.
Обращаясь к взаимосвязи публичного и частного секторов на муниципальном уровне, значимый вклад внесли политологи В.Я Гельман и О.В. Бычкова, которые в своей работе оценили власть и бизнес с точки зрения сильный/слабый . В таблице 1.1 приведена сделанная авторами классификация.
Данная модель в достаточной мере отражает взаимоотношения бизнеса и власти в России.