Курсовая с практикой на тему «Круговая тренировка» как одна из эффективных организационно-методических форм построения занятий физическими упражнениями.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУГОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ 6
1.1. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов 6
1.2 Применение кругового метода на занятиях по легкой атлетике 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРУГОВОГО МЕТОДА 17
2.1. Методика занятий по легкой атлетике с использованием кругового метода у учащихся 13-14 лет 17
2.2 Оценка влияния кругового метода на уровень развития скоростно-силовых способностей учащихся 13-14 лет 21
ВЫВОДЫ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Легкоатлетические упражнения составляют основу государственных тестов и нормативов для оценки физической подготовки населения России, начиная с дошкольников и заканчивая лицами зрелого возраста. Данный вид спорта дает возможность человеку проявить самые разные качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость, ловкость [17, 18, 20, 22]. Тренировочный процесс в любом виде спорта состоит из различных видов подготовки, доля каждой из которых зависит от специфики спортивной деятельности, этапа подготовки, тренерского подхода.
Достижение высоких спортивных результатов в легкой атлетике тесно зависит от построения тренировочного процесса у спортсменов, который включает в себя методически правильно разработанные тренировочные макро-, мезо-, микроциклы подготовки, а также сбалансированное распределение тренировочных средств на протяжении одного учебно-тренировочного занятия, целостных учебно-тренировочных сборов, оптимальное построение схемы рационального питания спортсменов, организации восстановительных мероприятий, а также системы контроля различных сторон физической, тактической и психологической подготовленности спортсменов [10, 11, 13].
Занятия легкой атлетикой имеют оздоровительное значение: положительно влияют на развитие всех органов и систем детского организма (например, прыжки и метания укрепляют мышцы опорно-двигательного аппарата). Таким образом, с помощью легкоатлетических упражнений, при условии их регулярности, полностью решаются задачи гармоничного физического развития школьников всех возрастных групп [28, 30].
Методика проведения занятий по легкой атлетике рассматривается в работах В.Г.Алабина, В.Б. Зеличенок, В.Г. Никитушкина, В.П. Губа, В.Б.Попова, Ф.П.Суслова, Г.И. Германова.
В настоящее время, использование метода круговой тренировки на учебных занятиях по легкой атлетике становится всё более актуальным, так как круговая тренировка, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки.
В процессе физического воспитания круговая тренировка также позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия и индивидуальное регулирование. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную подготовку дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки [3]. Изучение особенностей использования метода круговой тренировки на учебных занятиях по лёгкой атлетике получило детальное обоснование в работах таких учёных как: С.С. Грошенкова (1996), Кузнецова В.С., Колодницкого Г.А. (2003), В.И. Ляха (1998), Н.Г. Озолина (2002), Китманов В.А., (2006) Арзуманова С.Г. (2008) и других исследователей. Однако в специальной литературе проблема использования метода круговой тренировки на занятиях лёгкой атлетики остаётся недостаточно изученной.
Цель исследования: разработка методики построения занятий по легкой атлетике с учащимися 13-14 лет с использованием кругового метода.
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: круговой метод на уроках легкой атлетики у учащихся 13-14 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику занятий по легкой атлетике с использованием кругового метода у учащихся 13-14 лет.
3. Оценить влияние круговой тренировки на развитие скоростно-силовых способностей у учащихся 13-14 лет.
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестирование, педагогическое оценивание, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности учителей физической культуры, а также студентами при прохождении педагогической практики.
Текст работы:
1. Физическое воспитание является основным средством совершенствования физической подготовленности и уровня физического состояния человека. Анализ и обобщение современных литературных источников, включающий книги, периодические издания, материалы конференций, показал, что для успешного решения задач физического воспитания и спорта и развития физических качеств у школьников, занимающихся легкой атлетикой, нужно использовать все методы физического воспитания в комплексе и нецелесообразно ограничиваться каким-либо одним из методов. Рациональное сочетание таких методов в сочетании с методическими принципами позволит успешно достигать целей физического воспитания. Круговая тренировка в физическом воспитании позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, и индивидуальное регулирование нагрузки. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную подготовку дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки.
2. Анализ методов круговой тренировки позволил выделить экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для учащихся данного возраста. В методику организации занятий по легкой атлетике были включены 4 комплекса круговой тренировки. Первый и 2-й месяц (2 мезоцикла) учащиеся выполняли 3 круга, в третий и четвертый месяц (2 мезоцикла) 4 круга круговой тренировки.
3. Повторные показатели бега 60 м были достоверно лучше у мальчиков экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,39 с (р<0,05), прыжка в длину с места – на 7,25 см (р<0,05), броска набивного мяча из положения сидя – на 0,5 см (р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лежа – на 5,8 раз (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине – на 5 раз (р<0,05), прыжка в высоту – на 4,9 см (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии средств и методов легкой атлетики в физическом воспитании детей среднего школьного возраста на развитие скоростно-силовых способностей.
Повторные показатели бега 60 м были достоверно лучше у девочек экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,59 с (р<0,05), прыжка в длину с места – на 8,25 см (р<0,05), броска набивного мяча из положения сидя – на 0,5 см (р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лежа – на 2,6 раз (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине – на 6 раз (р<0,05), прыжка в высоту – на 2,9 см (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии кругового метода организации занятий по легкой атлетике в физическом воспитании девочек среднего школьного возраста на развитие скоростно-силовых способностей.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Легкоатлетические упражнения составляют основу государственных тестов и нормативов для оценки физической подготовки населения России, начиная с дошкольников и заканчивая лицами зрелого возраста. Данный вид спорта дает возможность человеку проявить самые разные качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость, ловкость [17, 18, 20, 22]. Тренировочный процесс в любом виде спорта состоит из различных видов подготовки, доля каждой из которых зависит от специфики спортивной деятельности, этапа подготовки, тренерского подхода.
Достижение высоких спортивных результатов в легкой атлетике тесно зависит от построения тренировочного процесса у спортсменов, который включает в себя методически правильно разработанные тренировочные макро-, мезо-, микроциклы подготовки, а также сбалансированное распределение тренировочных средств на протяжении одного учебно-тренировочного занятия, целостных учебно-тренировочных сборов, оптимальное построение схемы рационального питания спортсменов, организации восстановительных мероприятий, а также системы контроля различных сторон физической, тактической и психологической подготовленности спортсменов [10, 11, 13].
Занятия легкой атлетикой имеют оздоровительное значение: положительно влияют на развитие всех органов и систем детского организма (например, прыжки и метания укрепляют мышцы опорно-двигательного аппарата). Таким образом, с помощью легкоатлетических упражнений, при условии их регулярности, полностью решаются задачи гармоничного физического развития школьников всех возрастных групп [28, 30].
Методика проведения занятий по легкой атлетике рассматривается в работах В.Г.Алабина, В.Б. Зеличенок, В.Г. Никитушкина, В.П. Губа, В.Б.Попова, Ф.П.Суслова, Г.И. Германова.
В настоящее время, использование метода круговой тренировки на учебных занятиях по легкой атлетике становится всё более актуальным, так как круговая тренировка, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки.
В процессе физического воспитания круговая тренировка также позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия и индивидуальное регулирование. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную подготовку дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки [3]. Изучение особенностей использования метода круговой тренировки на учебных занятиях по лёгкой атлетике получило детальное обоснование в работах таких учёных как: С.С. Грошенкова (1996), Кузнецова В.С., Колодницкого Г.А. (2003), В.И. Ляха (1998), Н.Г. Озолина (2002), Китманов В.А., (2006) Арзуманова С.Г. (2008) и других исследователей. Однако в специальной литературе проблема использования метода круговой тренировки на занятиях лёгкой атлетики остаётся недостаточно изученной.
Цель исследования: разработка методики построения занятий по легкой атлетике с учащимися 13-14 лет с использованием кругового метода.
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: круговой метод на уроках легкой атлетики у учащихся 13-14 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику занятий по легкой атлетике с использованием кругового метода у учащихся 13-14 лет.
3. Оценить влияние круговой тренировки на развитие скоростно-силовых способностей у учащихся 13-14 лет.
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестирование, педагогическое оценивание, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности учителей физической культуры, а также студентами при прохождении педагогической практики.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУГОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
1.1. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов
В исследованиях экспериментально доказано [21, 23, 26, 30], что специальная тренировка, направленная на развитие скоростно-силовых способностей, значительно благоприятствует развитию технической подготовленности легкоатлетов:
— улучшается результативность, стабильность и экономичность при выполнении физических упражнений, что может быть связано с сопутствующими изменениями также и в спортивной технике;
— повышается эффективность освоения двигательных навыков, что позитивно отражается на функциональных способностях спортсмена.
В связи с тем, что в ряде случаев скоростно-силовые способности зависят не только от уровня развития быстроты, но и от уровня развития силы, выносливости, а также сформированности техники движения, в методике развития скоростно-силовых способностей различают два направления: целостное совершенствование скоростно-силовых способностей и аналитическое совершенствование тех факторов, от которых они зависит.
При подборе средств развития скоростно-силовых способностей прежде всего следует:
– учитывать специфику разновидности данных качеств, структуры и условий выполнения движения, в котором они развивается;
– развивать скоростно-силовые качества в комплексном сочетании с другими качествами;
– применять разнообразные средства.
Общим требованием к упражнениям для развития скоростно-силовых качеств является возможность их выполнения с околопредельной и предельной скоростью и различным внешним отягощением, поэтому данные упражнения должны быть относительно простыми по координации работы нервно-мышечного аппарата.
Для избирательного развития скорости двигательных реакций применяют упражнения в срочном повторном реагировании на раздражители в условиях, которые моделируют реальную двигательную деятельность.
Для комплексного развития двигательных реакций в сочетании с другими видами быстроты наиболее эффективны подвижные и спортивные игры по упрощённым правилам и на меньших по размеру площадках. Повышенный эмоциональный фон игровой деятельности позволяет в течение продолжительного времени поддерживать высокую двигательную активность.
В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и менее значительными отягощениями. Зачастую их используют и без внешних отягощений [21, 25, 26, 34].
Средствами развития скоростно-силовых способностей, предусмотренных в программах физического воспитания, являются прыжки, броски, метания, толкания, быстрые поднятия спортивных снаряжений, скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью.
Большую часть таких упражнений применяют с нормированными внешними отягощениями, периодически варьируя степень отягощения, поскольку многократное повторение движений со стандартным отягощением, даже если они выполняются с максимально возможной скоростью, постепенно приводят к стабилизации уровня мышечных напряжений, что лимитирует развитие скоростно-силовых способностей. Чтобы избежать такой стабилизации, применяют и варьируют дополнительные отягощения и в тех скоростных действиях, которые в обычных условиях выполняются без внешнего отягощения [22]
В процессе развития скоростно-силовых способностей внешние отягощения должны находится в пределах 30% от индивидуального максимума. Применяются упражнения с незначительными внешними отягощениями (мяч, граната). Обязательными методическими условиями при развитии скоростно-силовых качеств являются выполнение каждого повторения с максимально возможным результатом, то есть коэффициент напряжённости при выполнении должен быть как можно ближе к первому результату.
В качестве эффективных средств развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов специалисты выделяют:
— упражнения на развитие эластичности мышц ног – растягивание;
— упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра;
— упражнения на развитие скорости мышечных сокращений;
— упражнения в формировании и совершенствовании техники.
К таким упражнениям относят:
— приземления – схождение и спрыгивание с возвышения;
— отталкивания – пружинные движения, прыжки на двух и одной ногах
— с координированной работой рук, туловища, головы;
— в полетной фазе – прыжковые позы;
— прыжки в глубину;
— упражнения в совершенствовании высоты и длины отталкивания
— прыжки на возвышение, через препятствие, на ориентир;
— упражнения в формировании скоростно-силовой выносливости – многоскоки, прыжки со скакалкой и др.
Главным методическим ориентиром в процессе развития скоростно-силовых качеств являются методы строго регламентированного упражнения. Назначение методов строго регламентированного упражнения состоит в том, что отдельное упражнение выполняется в четко заданной форме, а также с определенной нагрузкой [23, 38].
Использование методов регламентированного упражнения дает следующие возможности:
1) выполнять двигательную деятельность занимающихся по твердо предусмотренной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения);
2) четко распределять нагрузку по объему и интенсивности, а также контролировать ее динамику в зависимости от функционального состояния занимающихся и решаемых задач;
3) четко дозировать паузы отдыха между частями нагрузки;
4) избирательно воспитывать физические качества;
5) внедрять физические упражнения в работу с различным возрастным контингентом;
6) успешно изучать технику физических упражнений.
В практической деятельности физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:
1) методы обучения двигательным действиям;
2) методы воспитания физических качеств.
В процессе совершенствования разученных двигательных действий, а также для улучшения их качественной основы целесообразно использовать метод сопряженного воздействия. Зачастую он применяется для повышения результативности.
К методам воспитания скоростно-силовых способностей относят методы строгой регламентации, которые представляют собой разнообразные комбинации нагрузок и отдыха [37].
Такие методы направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Они подразделяются на методы со стандартными и нестандартными нагрузками.
Метод стандартного упражнения способствует достижению и закреплению адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и интервальным.
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной) [23].
Метод стандартно-интервального упражнения подразумевает под собой повторное упражнение, при этом многократно повторяется одна и та же нагрузка. Интервалы отдыха могут быть различные.
Методы переменного упражнения обуславливаются направленным изменением нагрузки для достижения адаптационных изменений в организме. Такие методы применяются в упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы [14, 32, 33, 35, 36].
Игровой метод с успехом используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, а также для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер [8, 9].
Основными методами совершенствования скоростно-силовых способностей являются: интервальный метод, игровой, метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности.
Используемая для развития специальных скоростно-силовых качеств величина преодолеваемого сопротивления равна соревновательной при выполнении основного упражнения и меньше или больше ее при выполнении специальных упражнений.
Уменьшение или увеличение сопротивления (по отношению к соревновательной величине) должно быть в каждом индивидуальном случае предельно возможным, позволяющим сохранять внешнюю структуру движения.
При развитии скоростно-силовых качеств интенсивность выполнения основного упражнения должна быть околопредельной (80 — 90%), субпредельной (90 — 95%) и предельной (100%) (на данный период времени). В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения [37].
Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и, наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной интенсивностью — 2-3 раза, с околопредельной — 3-5 раз. Данное методическое положение является общим для спортсменов любой квалификации и специализации [6, 7, 27, 29, 31].
Если преодолеваемым сопротивлением служит вес собственного тела, то количество повторений упражнения с циклической структурой движений (например, бег на 100 м) может быть многократным и продолжаться до нескольких секунд [39].
Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном тренировочном занятии сугубо индивидуальны. Общим для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнялись в начале тренировочного занятия первые лучшие попытки [12, 15, 16].
В подростковом возрасте на занятиях легкой атлетикой следует посвящать укреплению всех мышечных групп, воспитанию общей силы. У юношей в качестве основных средств развития силы применяются физические упражнения, выполнение которых требует большего напряжения мышц, чем в обычных условиях их функционирования [1, 2, 4].
Эти упражнения называют силовыми:
— упражнения с отягощениями (штангой, гантелями, гирями, набивными мячами, локальными отягощениями), в том числе на тренажёрах, которые удобны своей универсальностью и избирательностью. Их ценность состоит в том, что можно точно дозировать величину отягощения в соответствии с индивидуальными возможностями человека;
— упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных эспандеров, блочных устройств и т.п.). Их положительной чертой является возможность загрузить мышцы практически по всей амплитуде выполняемого движения;
— упражнения в преодолении сопротивления партнёра. Ценность этих упражнений состоит в том, что, во-первых, их можно выполнять практически без дополнительного оборудования, во-вторых, в занятие вносится элемент соревнования между партнёрами, что вынуждает последних проявлять значительные волевые усилия;
— упражнения в преодолении сопротивления внешней среды (бег в гору, по песку, снегу, воде, против ветра и т.п.). Их положительной чертой является возможность развивать силу в условиях, которые максимально приближены к специализированной двигательной деятельности.
Упражнения с внешним сопротивлением являются одним из эффективных средств развития силы. Грамотно подбирая их и дозируя нагрузку, можно развить абсолютно все мышечные группы и отдельные мышцы.
Кроме того, у юношей и девушек можно использовать гимнастические силовые упражнения: подтягивания, приседания, сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, поднимание ног к перекладине, упражнения в самосопротивлении, которые способствуют увеличению мышечной массы, совершенствованию внутримышечной координации.
Основными методами развития силы являются:
– метод максимальных усилий, при котором упражнения должны выполняться с использованием предельных или околопредельных отягощений, которые составляют до 90% от максимально возможного; при этом в одной серии выполняется от одного до трех повторений, в течение одного занятия выполняется пять-шесть серий, а отдых между сериями составляет от четырех до восьми минут;
– метод повторных усилий, при котором применяют упражнения с внешним отягощением до 70% от максимально возможного, при таком методе упражнения выполняются сериями до двенадцати повторений, в течение 1 занятия можно выполнять от трех до шести серий, при этом отдых между сериями составляет от двух до четырех минут;
– метод динамических усилий подразумевает выполнение упражнений с применением внешнего отягощения до 30% от максимально возможного, в течение одной серии выполняется до 25 повторений, в одном занятии количество таких серий составляет от трех до шести, при этом отдых между сериями составляет от двух до четырех минут [5, 23].