Курсовая с практикой на тему Кросс-культурные аспекты реализации внешнеэкономической деятельности предприятий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ, ТИПЫ ДЕЛОВЫХ КУЛЬТУР И ИХ ОСОБЕННОСТИ 6
1.1 Деловая культура в международном бизнесе 6
1.2 Особенности делового общения как элемента деловой культуры при совершенствовании внешнеэкономической деятельности предприятия 10
1.3 Теоретические аспекты кросс-культурной коммуникации 16
ГЛАВА 2. УЧЕТ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ АСПЕКТОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ИНОСТРАННЫМ ПАРТНЕРОМ 22
2.1 Общая социально-экономическая характеристика ПАО «Газпром» 22
2.2 Анализ состояния и рынка функционирования ПАО «Газпром» 28
2.3 Кросс-культурный анализ сильных и слабых сторон ПАО «Газпром» 33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРАКТИКЕ ВЭД РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ 39
3.1 Современное состояние российской деловой культуры на международном рынке 39
3.2 Европейская деловая культура и ее критерии 42
3.3 Проблемы и перспективы интеграции российской деловой культуры в международный бизнес 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Введение:
Активная внешнеэкономическая деятельность предприятий, которая развернулась в последние годы, имела динамичное развитие, которое, к сожалению, было ухудшено началом экономического кризиса вследствие введения санкций. В связи с этим наблюдаются определенные проблемы в деятельности предприятий, связанные прежде всего с финансовой сферой и возможностью предприятия доказать свою конкурентоспособность на международном рынке. Проблематика делового общения с иностранными партнерами имеет сугубо прикладной характер, поскольку она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа предприятий из разных стран. В условиях кризиса на первый план выходит гибкость в принятии решений и организации деятельности, а также инновационный характер деятельности предприятия, что, в первую очередь, зависит от выбранной руководством политики и линии поведения. Именно поэтому важно использовать наиболее эффективные рычаги воздействия на иностранных партнеров, иметь действенные конкурентные преимущества и строить свою деятельность на современных механизмах взаимодействия в контексте международного экономического пространства.
Эффективные и желаемые результаты могут быть получены только при условии освоения работниками предприятия специфических техник делового общения, овладения определенными манерами поведения и понимания инновационных методов управления деловой культурой, основанных на учете психологических и культурных особенностей иностранных партнеров.
К сожалению, в современном деловом окружении не уделяется должного внимания такому аспекту внешнеэкономической деятельности, как организация проводит переговоры с позиции учета психологических и национальных особенностей иностранных партнеров. Пожалуй, это считается лишним использованием финансов, труда и времени. Но, как правило, руководителям и менеджерам просто не хватает элементарных знаний о деловой культуре с иностранными партнерами. Чтобы найти оптимальное решение, эффективное и приемлемое для обоих партнеров, нужно иметь определенные знания в области подготовки и проведения делового общения на предприятиях, являющихся субъектами внешнеэкономической деятельности. Для того, чтобы выработать правильную линию поведения, очень полезно знать, что такое деловая культура, знать ее специфику и особенности во взаимодействии с иностранными партнерами, владеть приемами и средствами воздействия. Именно поэтому общие экономические тенденции инновационного развития экономики в условиях международной интеграции требуют определения особенностей кросс-культуры как при осуществлении делового общения с иностранными партнерами и проведении переговоров, так и при заключении внешнеэкономических контрактов. Таким образом, тема исследования крайне актуальна.
Целью данной работы является анализ кросс-культурных аспектов реализации внешнеэкономической деятельности предприятий. Исходя из цели, поставим такие задачи:
1) Рассмотрим понятие и содержание, типы деловых культур и их особенности.
2) Исследуем учет кросс-культурных аспектов при взаимодействии с иностранным партнером.
3) Проанализируем проблемы формирования деловой культуры в практике ВЭД российских предприятий и направления их решения.
При большом количестве литературных источников, посвященных конкретно прикладным аспектам кросс-культур практически нет работ, в которых был бы проведен глубокий анализ эффективности делового общения с иностранными партнерами и тех особенностей, которые существуют во внешнеэкономической деятельности предприятия.
Вместе с тем, этот вопрос заслуживает детальное изучение, рассматриваются многими авторами, в частности В. Н. Лавриненко, В. А. Горца, Г. Х. Бакирова, Л. С. Вечером, С. Кови, В. А. Соснин, Л. Якокка и др. Влияние национально-культурных особенностей на деловое общение и вопросы делового этикета исследовались И. Н. Браими, В. Л. Сухарева, А. К. Семеновым, Б. С. Зельдовичем, А. В. Кубраком, Ф. А. Кузин, Р.Д. Льюисом, А. В. Опалев, Л.Д.Столяренко и др.
Однако почти все авторы не поднимают в своих трудах вопросы, непосредственно связанные с деловым общением персонала предприятия с иностранными компаниями, а также недостаточно исследованными остаются вопросы ведения переговоров и влияния на партнеров, которые являются представителями разных культур. Это объясняет потребность в теоретических разработках, опирающихся на исследования отечественных и зарубежных авторов, и одновременно учитывают все особенности делового общения с иностранными партнерами.
Вышеизложенное позволяет сказать, что проблемы совершенствования делового общения персонала предприятия с иностранными партнерами в условиях разных культур на современном этапе еще недостаточно решены и требуют активного внимания к их рассмотрения потому что может оказать значительное влияние на место предприятия в международном пространстве, его репутацию, а также конкурентоспособность.
В рамках написания работы использовались такие методы: анализа и синтеза, диалектический, классификации, систематизации и обобщения.
Структура работы состоит из введения, основной части, которая включает в себя 3 главы, заключения, списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены понятия деловой культуры, делового общения. Исследованы теоретические аспекты кросс-культурной коммуникации.
Во второй главе приведена социально-экономическая характеристика объекта исследования – ПАО «Газпром».
В третьей главе проанализированы проблемы формирования деловой культуры в практике ВЭД российских предприятий и направления их решения
Заключение:
Деловая культура, как и культура в целом, является продуктом жизнедеятельности человека, социальных групп, обществ и цивилизаций; она отображает достижения на определенный момент времени в масштабах предприятий, стран и целых континентов. Упрощенно можно сказать, что деловая культура в практической сфере определяется, как правила игры, достигнутые ее участниками на данном этапе развития.
Важнейшей составляющей фактора культуры в международном бизнесе является культура общения. Несмотря на то, что глобализация общественных процессов устанавливает единые нормы и стандарты международных экономических отношений, до сих пор существуют разногласия в том, что называют чертами национального характера часто приводят к определенным трудностям в деловом общении и даже к серьезным недоразумениям между партнерами по бизнесу. Чтобы этого избежать, бизнесмен должен иметь представление об основных типах культуры, присущие отдельным регионам и странам.
Фактор культуры является действенной составляющей условий, влияющих на процесс международных экономических отношений.
Российским бизнесменам, которые только выходят в большой международный бизнес, необходимо учитывать все особенности и тонкости культуры народов, с которыми мы хотим иметь деловые отношения.
На основе изложенного можно сделать выводы о том, в чем же заключаются особенности делового общения во внешнеэкономической деятельности предприятия.
1. Соблюдение этических норм и правил поведения способствует успеху в деловых отношениях и обязательно становится важнейшим элементом планирования в процесс делового общения. При сотрудничестве с зарубежными партнерами полезно знать основные моменты конкретного национального делового этикета, ведь эти знания позволят легче наладить контакт и укрепить взаимовыгодные отношения, поэтому желательно ознакомиться с национальным деловым этикетом партнера еще до начала совместной деятельности.
2. Знание делового этикета — это основа успеха. По культуре поведения сотрудника и по его умению общаться с партнерами можно судить обо всем коллективе, потому что сотрудник — это лицо компании. Знание правил делового этикета помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами.
3. Знание национальных особенностей, наиболее распространенных особенностей мышления, восприятия и поведения может служить ориентиром поведения партнера по бизнесу. Ознакомившись с национальными особенностями ведения переговоров с представителями зарубежных фирм, можно избежать ошибок, провести переговоры на достойном уровне и достичь взаимоприемлемых решений.
4. Психологические аспекты делового общения очень важны. Достижения эффективного результата переговоров требует также анализа и учета свойств и качеств партнеров, их психического состава, логики мышления, манипулирования и управления ими в процессе общения. Важно понимать общие закономерности делового общения, которые позволят анализировать ситуацию, учитывать интересы партнера, говорить на «общем» языке. Мастерство в любом деле приходит с практикой, и деловое международное общение не является исключением — ему нужно учиться.
Для улучшения ситуации в государстве нужно сделать все возможное, чтобы совершенство и качество, являющиеся фундаментом конкурентоспособности и социальной ответственности, превратились в общенациональную идею. Нужно определить одним из приоритетных направлений социально-экономического возрождения государства обеспечение дальнейшего развития национального движения за деловое совершенство на основе модели устойчивого развития и фундаментальных концепций совершенства.
В сжатые сроки нужно принять Концепцию государственной политики в сфере деловой культуры (страны, организаций, учреждений), предусмотрев в ней меры по построению новых дружеских отношений между властью и обществом, обществом и бизнесом, топ-менеджерами и персоналом компаний.
Не теряя времени нужно сделать все, чтобы предприятия начали профессионально совершенствоваться, создавать современные системы менеджмента, понимая, что это «корневая система» и все желаемые нами результаты — ее «плоды». Следовательно, власть должна на законодательном уровне ввести такие механизмы мотивации и условия, чтобы владельцы и руководители предприятий сначала поверили, а потом захотели, узнали, как это делать, и смогли непрерывно, целенаправленно и системно совершенствоваться, используя самые современные европейские подходы и лучшие деловые практики.
В России как можно быстрее нужно изменить парадигмы «от чрезмерного регулирования — к содействию» и «от обязательности — к инициативности». В масштабах страны должна действовать формула: «Чем совершеннее компания, тем комфортнее ей в государстве – тем комфортнее деловая культура страны».
Таким образом, можно констатировать, что в России имеется все необходимое для перехода от пилотных проектов к широкомасштабному движению за деловое совершенство. Чтобы, повысив деловую культуру, добиться конкурентоспособности в ЕС, достичь уровня жизни развитых передовых стран. Нужны только понимание со стороны власти, бизнеса и политическая воля власть предержащих.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ, ТИПЫ ДЕЛОВЫХ КУЛЬТУР И ИХ ОСОБЕННОСТИ
1.1 Деловая культура в международном бизнесе
На текущий на международный бизнес влияет ряд существенно действующих факторов: политических, экономических, социальных, информационных, культурных, и побуждающих бизнесмена учитывать те или иные обстоятельства, при принятии решения о вынесении своей деятельности за национальные пределы страны. Среди данного ряда факторов одно из ведущих мест занимает фактор культуры, под которым понимают традиции, ментальность, духовные ценности народов .
В научном мире пока еще не сформировался единый подход к определению понятия деловая культура. Некоторые ученые ставят в центр внимания нормы и ценности трудообмена, которые претерпели существенные изменения. Если раньше решающую роль играли предписания и правила, заданные сверху по государственным соображениям без учета выгоды потребителя, то теперь, в условиях рынка, действуют нормы и ценности взаимной выгоды и доверия, надежность партнеров при выполнении договоренностей .
Другие исследователи под деловой культурой понимают культуру ведения бизнеса и переговоров, отношение работников к труду и их взаимоотношения. Ряд ученых предлагают при определении деловой культуры исходить из общего понятия «культура», понимая под этим умение создавать новые ценности и осваивать опыт предшествующих поколений.
Это отношение человека к труду и культура предпринимателя, бизнесмена. Она включает в себя культуру делового общения, организацию деятельности людей, а также высокую общую культуру.
Прежде всего, фактор культуры в международном бизнесе проявляется как разница культурных ориентаций субъектов международных экономических отношений. Культурные различия являются следствием длительного исторического развития, они формировались во времена, когда народы находились в состоянии изоляции друг от друга.
На сегодняшний день существует достаточно много классификаций бизнес-культур народов мира, что позволяет понять причины трудностей, возникающих при ведении бизнеса с иностранными партнерами. В данном параграфе представлены наиболее значимые классификации деловых культур.
На сегодняшний день можно выделить несколько регионов на Земле, которые определяются устойчивым типом культуры: Западная Европа, Восточная Европа, Северная Америка, Латинская Америка, Дальний Восток, Южная Азия, Арабо-мусульманский Восток, Тропическая и Экваториальная Африка.
По специфике деловых культур народов мира условно можно разделить на три типа:
1. Реактивные — интроверты, ориентированные на сохранение уважения.
2. Моноактивные — интроверты, ориентированные на задачи и четкое планирование деятельности.
3. Полиактивные — экстраверты, ориентированные на людей.
Реактивные типы народов молчаливые, уважительные, умеют хорошо слушать, следуют гибкому графику работы, пунктуальны, внимательны, берегут репутацию свою и прочего, планируют и принимают решения медленно, избегают конфронтации в деловом общении. Самыми яркими представителями этой группы являются китайцы, японцы, корейцы, сингапурцы, финны.
Моноактивные типы имеют уравновешенный характер, преданные своему делу, планируют будущие действия, пунктуальны, охотно подчиняются графикам и расписаниям, точно придерживаются фактов, которые предпочитают информацию из официальных источников. К этой группе относятся немцы, швейцарцы, скандинавы, американцы, канадцы, австрийцы, англичане.
Полиактивные типы народов импульсивные, нетерпеливы, склонны к неформальному общению, легко и быстро переходят от одного дела к другому, делают несколько дел одновременно, не пунктуальны, предпочитают устную информацию из первых рук, активно жестикулируют во время разговора, ищут протекции. Представителями данного типа являются итальянцы, испанцы, греки, арабы, индийцы, латиноамериканцы, африканцы, пакистанцы.
Голландский исследователь проблематики кросс-культурного менеджмента Герт Хофстеде на основе анкетирования 117 тыс. работников компании IBM в 40 странах выделил четыре важнейших параметра деловой культуры: соотношение индивидуализма и коллективизма; дистанция власти; соотношение мужественности и женственности; отношение к неопределенности .
1. Соотношение индивидуализма и коллективизма. В процессе воспитания личности одни деловые культуры делают акцент на самостоятельность и инициативность. Здесь формируются «боевые единицы, которые действуют сами по себе». В других культурах система ценностей прямо противоположная. Здесь люди рассматривают себя как часть группы, коллектива, организации. Обычно в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию. С максимальной степенью индивидуализма – США.
2. Дистанция власти. Этот параметр показывает допустимую степень неравномерности в распределении власти. В одних культурах вмешательство сильной власти рассматривается как ущемление прав индивидуума. В других, напротив, как благо воспринимается «сильная рука», которая «и накажет и поможет». Дистанция власти наиболее велика в восточных культурах. Противоположный полюс — Северная Европа, Англия, США.
3. Соотношение мужественности и женственности. Мужественность доминирует в обществах, где социальные роли мужчин и женщин в значительной мере разнятся. Мужественность не обязательно сопровождается юридическим неравенством полов. Скорее, речь идет о стремлении женщин в мужественных деловых культурах усвоить многие стереотипы мужского поведения. В системе ценностей таких деловых культур будут преобладать «мужские», материальные ориентиры: стремление выделиться, сделать карьеру, проявить себя, заработать и т.п. Работа обычно считается важнее домашних функций. В руководителе обычно уважают силу, быстроту решений, масштабность подходов, жесткость.
4. Отношение к неопределенности. В различных деловых культурах люди по-разному воспринимают наличие неопределенности в жизни и бизнесе. Одним деловым культурам свойственно стремление максимально избегать неопределенности. Избегание неопределенности не надо путать с избеганием риска. Риск связан со страхом, а неопределенность – с тревогой.
Риск всегда обусловлен конкретным событием, т.е. объектом риска. И, следовательно, возможно оценить вероятность выигрыша или проигрыша. Тогда как неопределенность и тревога не имеют объекта, а оценка вероятности применительно к тревоге бессмысленна. Для таких культур обычно свойственно стремление «определить условия на берегу», максимально устранить двусмысленности в отношениях .
В аспекте международных экономических отношений важнейшими «китами» культуры является материальная культура, культура производства и культура делового общения.
Культурная ориентация в контексте материальной культуры проявляется в восприятии определенных товаров и услуг на национальных рынках разных стран: некоторые товары и услуги пользуются повышенным спросом, а некоторые наоборот — не имеют никаких перспектив.
Национальные вкусы относительно потребления товаров основаны на многовековых традициях, которые сформировались под влиянием природных условий или религиозных догм. Чаще всего вкусовые разногласия проявляются в восприятии пищевой продукции. Например, бесперспективным является экспорт свинины или алкогольных напитков в страны арабо-мусульманского Востока. Японцы употребляют мясо очень ограничено, поэтому экспортные перспективы этого товара для производителей здесь не очень благоприятные, зато японский рынок морепродуктов ограничен .
В потреблении промышленных товаров разногласий меньше, но и здесь необходимо учитывать национальные вкусы.